Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 131 и 134 Воздушного кодекса Российской Федерации в части размера страхования ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=83411.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о проекте акта в срок с 7 августа по 14 сентября 2018 г., а также текста проекта акта и сводного отчета в срок с 17 сентября по 5 октября 2018 года.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в срок с 26 октября по 1 ноября 2018 г. В ходе публичных консультаций был получен отзыв от Ассоциации "Аэронет".
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Проект акта разработан в связи с необходимостью замены исчисления размера страховой суммы при выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве с двух минимальных размеров оплаты труда на исчисление в фиксированном рублевом выражении. При этом для пилотируемых воздушных судов страховая сумма остается неизменной и равной 200 рублей.
Вместе с тем проектом акта устанавливается, что при выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве Российской Федерации с использованием беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 495 килограммов минимальный размер страховой суммы устанавливается в размере не менее чем 1000 рублей на момент заключения договора страхования, за каждый килограмм максимальной взлетной массы беспилотного воздушного судна и 200 рублей дополнительно за каждый килограмм максимальной взлетной массы беспилотного воздушного судна свыше 495 килограммов.
Разработчиком в сводном отчете не представлено обоснования введения увеличенной страховой суммы для беспилотных воздушных судов.
В этой связи отмечаем следующее.
В случае расчета страховой суммы согласно предлагаемому регулированию владелец пилотируемого воздушного судна массой 495 килограммов будет вынужден заплатить 99 тыс. руб., в то время как владелец беспилотного воздушного судна - 495 тыс. рублей. При этом представляется, что вред, который может быть нанесен пилотируемым и беспилотным воздушным судном одинаковой массой, примерно одинаков. Таким образом, остается неясным основание установления страховой суммы для владельцев беспилотных воздушных судов в 5 раз больше,чем для владельцев пилотируемых воздушных судов.
Одновременно следует отметить, что беспилотное воздушное судно массой, например, 2,5 кг, используемое для аэрофотосъемок, может развивать скорость до 130 км/ч*(1). Можно предположить, что в случае происшествия с указанным воздушным судном страховой суммы, равной 2,5 тыс. руб., может оказаться недостаточно для покрытия суммы ущерба.
Таким образом, предлагаемое проектом акта регулирование в ряде случаев не будет способствовать достижению заявленных целей регулирования, в связи с чем разработчику представляется необходимым проработать иные варианты определения страховой суммы при выполнении авиационных работ или полетов с использованием беспилотных воздушных судов, например, в зависимости от максимальной скорости судна.
При этом сообщаем, что пунктом 8 плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2018 г. N 576-р, предусмотрено внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих определение порядка обеспечения ответственности владельца беспилотного гражданского воздушного судна перед третьими лицами за причинение вреда при эксплуатации беспилотного гражданского воздушного судна, перед заказчиком авиационных работ - по возмещению вреда, причиненного в связи с выполнением авиационных работ, перед пассажирами и владельцами груза при осуществлении коммерческих перевозок с использованием беспилотных авиационных систем - за причинение вреда жизни и здоровью, багажу, за недостачу или порчу груза.
При этом срок исполнения указанного пункта плана - декабрь 2020 г., а в качестве соисполнителей указаны Минпромторг России, Минэкономразвития России и рабочая группа "Аэронет". Вместе с тем в сводном отчете не указано информации о согласовании проекта акта с указанными органами исполнительной власти и рабочей группой.
Учитывая изложенное, предлагаем разработчику проработать вопрос исключения из проекта акта норм, регулирующих установление страховой суммы для беспилотных воздушных судов, с целью выделения их в отдельный законопроект с последующей доработкой с участием всех заинтересованных сторон.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
По итогам оценки регулирующего воздействия сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Например, http://zala.aero/zala-421-08/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.