Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 261 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России 22.11.2018 г.)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в статью 261 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Статья 1
Внести в статью 261 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000,N 32, ст. 3340; 2002, N 22, ст. 2026; 2005, N 24, ст. 2312; 2006, N 31,ст. 3436; N 52, ст. 5498; 2008, N 48, ст. 5519; 2010, N 31, ст. 4198; 2013,N 30, ст. 4046, N 40, ст. 5038) следующие изменения:
1) пункт 9 изложить в следующей редакции:
"Налогоплательщик, осуществляющий поиски, оценку и (или) разведку месторождений углеводородного сырья на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями на пользование недрами, вправе включать расходы на поиски, оценку и (или) разведку месторождений углеводородного сырья в состав расходов, признаваемых для целей налогообложения, в размере фактических затрат с применением к ним коэффициента Кпо, определяемого в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
2) дополнить пунктом 10 следующего содержания:
"10. К расходам на поиски, оценку и (или) разведку месторождений углеводородного сырья, предусмотренным лицензией и (или) утвержденной в установленном порядке проектной документацией на проведение работ по поискам, оценке и (или) разведке месторождений углеводородного сырья применяется коэффициент Кпо, значение которого равно:
1) 3,5 - в случае, если такие расходы понесены в целях проведения работ по поискам, оценке и (или) разведке новых морских месторождений углеводородного сырья;
2) 1,5 - в случае, если такие расходы понесены в целях проведения работ по поискам, оценке месторождений углеводородного сырья, не относящихся к морским месторождениям углеводородного сырья.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 261 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 261 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Законопроект) разработан в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 N АХ-П9-6709, 10.11.2015 N АХ-П9-7590 и от 07.04.2016 N АХ-П9-1947 об источниках инвестиций для реализации геологоразведочных работ по арктическим шельфовым проектам, а также в рамках исполнения поручений Правительства Российской Федерации от 12.12.2014 NАХ-П9-9182 о стимулировании геологоразведочных работ и от 01.06.2016 N АХ-П9-35пр о стимулировании геологоразведочных работ на континентальном шельфе Российской Федерации.
Законопроект решает важнейшую государственную стратегическую задачу - создает дополнительный механизм стимулирования геологоразведочных работ, обеспечивая рост инвестиционной активности пользователей недр по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья, что, в конечном итоге, будет способствовать повышению степени геологической изученности и дополнительному приросту прогнозных ресурсов углеводородного сырья.
В качестве меры, направленной на стимулирование поисково-оценочных и геологоразведочных работ на континентальной части Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, предлагается механизм вычетов в виде применения к расходам на поиски, оценку и (или) разведку месторождений углеводородного сырья при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль повышающего коэффициента Кпо.
Предлагается дифференцированный подход к определению повышающего коэффициента Кпо, учитывающий сложности и рисковость проведения работ на различных месторождениях углеводородного сырья.
Действие повышающего коэффициента как меру государственной поддержки планируется распространить только в отношении видов работ, которые необходимы для открытия новых месторождений углеводородного сырья.
При этом в отношении объектов, расположенных на континентальной части Российской Федерации (на суше), в качестве предельных параметров государственной поддержки геологоразведки предлагается ограничиться применением повышающего коэффициента только к поисковым и оценочным работам. К затратам на поиски и оценку месторождений углеводородного сырья при исчислении налога на прибыль для таких объектов планируется установить Кпо в размере 1,5.
Учитывая низкую инвестиционную привлекательность проектов новых морских месторождений углеводородного сырья, а также сложные технические условия проведения поисково-оценочных и геологоразведочных работ на них, связанные с географическими и климатическими особенностями, в целях стимулирования дальнейшего освоения шельфовых проектов для новых морских месторождений предлагается действующий повышающий коэффициент Кпо, равный 1,5 повысить до 3,5. Кроме того, его предлагается применять не только для поисково-оценочных работ, но и для геологоразведочных работ на таких месторождениях.
Обоснование предлагаемых размеров повышающего коэффициента Кпо приведено в приложении к пояснительной записке.
Законопроект будет способствовать достижению целей и задач, предусмотренных подпрограммой 1 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 322.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация Законопроекта не потребуют дополнительных бюджетных ассигнований.
Приложение
к пояснительной записке
Обоснование предлагаемых размеров повышающего коэффициента Кпо
В настоящее время в соответствии со статьей 261 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрен стимулирующий коэффициент 1,5 в отношении расходов, осуществляемых налогоплательщиком на деятельность по геологическому изучению, включающему поиски и оценку новых морских месторождений углеводородного сырья.
Полагаем целесообразным при исчислении налога на прибыль к затратам на поиски и оценку месторождений углеводородного сырья, расположенных на континентальной части Российской Федерации, применять аналогичный повышающий коэффициент (в размере 1,5), а в случае, если расходы понесены в целях проведения работ по поискам, оценке и (или) разведке новых морских месторождений углеводородного сырья применять повышающий коэффициент 3,5.
По данным Государственного баланса Российской Федерации (далее - ГБ РФ) по состоянию на 01.01.2015 суммарные геологические запасы нефти в пределах внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации, континентального шельфа и российской части дна Каспийского моря составляют 5 271,2 млн. т, извлекаемые запасы - 1 329,3 млн. т. Прогнозные извлекаемые ресурсы нефти, приуроченные к перспективным структурам категории С3, составляют 3 588,1 млн. т, категории Д1л - 5 503,4 млн. т.
Более 51 % запасов и ресурсов приходится на долю шельфов трех морей - Каспийского (18 %), южной части Охотского (19 %) и Печорского (14 %), которые относятся ко второй категории сложности согласно классификации, установленной в статье 338 НК РФ.
Наиболее крупные месторождения, в которых по данным ГБ РФ сосредоточено около 60 % извлекаемых запасов нефти морей Российской Федерации, располагаются на шельфе Каспийского (им. В. Филановского - 9,8 % и Центральное - 6,8 %), Карского (Победа - 9,8 %), южной части Охотского (Аркутун-Дагинское - 8,4 %) и Печорского (Долгинское - 17,7 % и Медынское море - 7,3 %) морей.
К числу наиболее разведанных акваторий относится шельф Печорского моря (доля запасов в общей ресурсной базе составляет около 30 %). Степень изученности Каспийского и южной части Охотского морей составляет 19 %, а акватории Балтийского и Карского морей изучены на 15 %.
Добыча углеводородов ведется на шельфах Каспийского, Балтийского, южной части Охотского, Печорского и Карского морей. Стоит отметить, что в Печорском море добыча началась только в конце 2013 года, когда было введено в разработку Приразломное нефтяное месторождение, а на шельфе Карского моря к 2016 г. добыто лишь 0,01 млн. т нефти.
Анализ текущего состояния ресурсной базы показывает:
текущая геологическая изученность внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации, континентального шельфа и российской части дна Каспийского моря достаточно низкая - доля запасов в общей ресурсной базе жидких углеводородов составляет менее 13 %;
общее количество перспективных структур, подготовленных к геологоразведочным работам, превышает 600, извлекаемые ресурсы по категориям C3 и Д1л 9 091,5 млн. т;
всего к 2016 году в разработку введены только 12 месторождений нефти, расположенных в пределах внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации, континентального шельфа и российской части дна Каспийского моря;
доля начальных извлекаемых запасов вовлеченных в разработку месторождений составляет менее 32 % от уже открытых морских месторождений, тогда как на суше этот показатель достигает 85 %.
Таким образом, можно говорить о недостаточной вовлеченности разведанных запасов нефти морских месторождений в разработку.
В соответствии со статьей 11.1 НК РФ, новое морское месторождение углеводородного сырья (далее - НММ) - это месторождение углеводородного сырья на участке (участках) недр, расположенном (расположенных) полностью в границах внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на котором приходится на период с 1 января 2016 года (включая морское месторождение углеводородного сырья, для которого по состоянию на 1 января 2016 года дата начала промышленной добычи углеводородного сырья не определена).
К НММ относится 21 месторождение, доля запасов которых согласно данным ГБ РФ в общих запасах углеводородов континентального шельфа составляет 61,3 %. Новые морские месторождения расположены в акваториях Азовского, Балтийского, Карского, Каспийского, Охотского (южная часть) и Печорского морей.
Следует отметить, что к 2016 году только 81,28 млн. т нефти новых морских месторождений введены в разработку (Приразломное месторождение), что составляет 0,1 % от суммарных запасов НММ.
Низкая изученность внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации, континентального шельфа и российской части дна Каспийского моря повышает риски поисково-оценочных и геологоразведочных работ и требует проведения дополнительных региональных сейсморазведочных исследований, а также бурения поисковых скважин.
Слабая развитость инфраструктуры является дополнительным негативным фактором при организации поисково-оценочных и геологоразведочных работ на акваториях морей Российской Федерации. Объекты работ, как правило, удалены на сотни, а иногда и тысячи километров от ближайших существующих баз.
Анализ данных в части затрат на поисково-оценочные и геологоразведочные работы за счет недропользователей по утвержденным проектам, прошедшим геологическую экспертизу, показал, что в период 2016 - 2025 гг. по всем акваториям морей Российской Федерации планируются инвестиции на уровне 876,18 млрд. руб.
Ввод в разработку морских месторождений в настоящее время затруднен целым рядом негативных факторов, среди которых можно выделить неблагоприятную макроэкономическую ситуацию (низкие цены на нефть) и ограничение доступа компаний к оборудованию и технологиям. Сужение рынка международных компаний, предоставляющих услуги, связанные с освоением морских месторождений, приводит как к удорожанию проектов, так и к увеличению сроков выполнения основных видов работ.
По состоянию на 2016 год на акваториях морей Российской Федерации суммарно добыто 121,8 млн. т нефти, из которых 91 % реализуется в рамках проектов соглашения о разделе продукции. Необходимо отметить, что накопленная добыча по месторождениям, расположенным в пределах внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации, континентального шельфа и российской части дна Каспийского моря, распределена неравномерно, добыча углеводородного сырья ведется только в пределах пяти акваторий.
Основная часть накопленной добычи нефти (110,9 млн. т) приходится на три месторождения Охотского моря, отнесенные к проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2": Чайво, Пильтун-Астохское и Одопту-море. В перспективе ожидается ввод в полномасштабную промышленную разработку в 2017-2018 гг. месторождения Аркутун-Дагинское, что позволит нарастить годовые уровни добычи нефти на 4-4,5 млн. т. Кроме того, в данной акватории расположены многочисленные перспективные структуры (Венинская, Лебединская, Северо-Шмидтовская и др.), ввод которых в разработку намечался на 2015-2020 гг. Однако, в результате изменения экономической ситуации, начало промышленного освоения данных объектов отложено и ожидается не ранее 2021-2025 гг.
Добыча на Кравцовском месторождении (Д-6) - единственном разрабатываемом месторождении Балтийского моря - ведется с 2004 года и по состоянию на 2016 г. достигает 6,8 млн. т. В дальнейшем прогнозируется снижение уровней добычи по месторождению до 0,5-0,6 млн. т в год.
В пределах российской части дна Каспийского моря в настоящее время разрабатывается месторождение имени Юрия Корчагина: по состоянию на 2016 г. суммарная добыча нефти по указанной акватории достигла 3,8 млн. т. В ближайшей перспективе ожидается ввод в разработку месторождения имени Владимира Филановского, а также Западно-Ракушечного месторождения. Это позволит увеличить годовые уровни добычи нефти в пределах российской части дна Каспийского моря до 7-8 млн. т к 2020-2025 гг.
С декабря 2013 года введено в разработку первое новое морское месторождение Печорского моря - Приразломное. За 2015 год добыча нефти составила 0,9 млн. т. В дальнейшем, согласно проекту, ожидается увеличение уровней добычи. Другие месторождения данной акватории, вероятно, не будут введены до 2030 г.
На настоящий момент промышленная разработка нефтяных месторождений, приуроченных к континентальному шельфу других акваторий, не ведется. В то же время, можно ожидать, что к 2030 году в разработку будут введены перспективные структуры Азовского моря (Темрюково-Ахтарский блок) и одно из крупнейших открытых за последнее время месторождений - Победа, расположенное в пределах Карского моря.
Если оценивать перспективу освоения российского шельфа и российской части дна Каспийского моря в целом, то в случае умерено благоприятных экономических условий, можно ожидать ввод в разработку указанных объектов. Это позволит достичь уровня добычи нефти в 20-25 млн. т к 2025 году, что в целом соответствует положениям Энергетической стратегии развития России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р, сформированной при высоких мировых ценах на энергоносители.
Сложившаяся в настоящий момент макроэкономическая ситуация крайне неблагоприятна для высоких и даже средних темпов освоения НММ. Подготовка и ввод в разработку отдельных месторождений сопряжены со значительными техническими, инфраструктурными и экономическими проблемами. При низких ценах на нефть и ограничении на использование зарубежных технологий ввод месторождений в разработку потребует значительно большего количества времени. Из рассмотренных морских месторождений в перспективе до 2020-2025 годов ожидается, что добыча будет вестись (с высокой долей вероятности) только на месторождениях Каспийского моря (им. Корчагина, им. Филановского), Приразломном месторождении в Печорском море и месторождения Балтийского моря. В этом случае возможно достичь уровня добычи нефти к 2025 году порядка 11-13 млн. тонн в год. Ввод в разработку других месторождений в этот период возможен при ослаблении санкционного режима, улучшении макроэкономических параметров и введении дополнительных мер государственного стимулирования поисково-оценочных и геологоразведочных работ.
Возможность использовать часть прибыли от разработки этих месторождений может послужить дополнительным источником финансирования поисково-оценочных и геологоразведочных работ и, как минимум, позволит в перспективе выйти на уровни добычи в 20-25 млн. т к 2025 году, обеспечить налоговые поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и создать ресурсный задел для дальнейшего формирования инфраструктуры, необходимой для освоения НММ.
В целях создания равных стимулирующих условий для месторождений, расположенных на континентальной части Российской Федерации и НММ, целесообразно провести дифференциацию повышающего коэффициента Кпо.
Подобная дифференциация обусловлена тремя основными факторами:
1. Географо-климатические условия проведения работ, влияющие на стоимость и продолжительность работ;
2. Временной фактор, связанный с различными сроками ввода месторождений в разработку;
3. Возможность обеспечить дополнительное финансирование поисково-оценочных и геологоразведочных работ за счет значительного количества разрабатываемых месторождений, приносящих прибыль.
Временной фактор должен учитываться на уровне, не ниже урояня инфляции. Международная практика и отечественных опыт показывают, что в среднем срок от открытия шельфовых месторождений до их ввода в разработку (в благоприятных экономических условиях) составляет от 7 лет (в изученных и обеспеченных инфраструктурой акваториях) до 15 и даже более лет (в новых Арктических акваториях). С учетом степени изученности шельфовых проектов в Российской Федерации и состоянием развития инфраструктуры, средний срок ввода месторождений (с учетом поисково-оценочных и геологоразведочных работ) составляет не менее 12 лет, при продолжительности поисково-оценочного и геологоразведочного этапа в 10 лет.
В Таблице 1 приводятся значения величины инфляции в Российской Федерации и США за период 2000-2015 годов. В Таблице 2 приводится накопленная инфляция за срок проведения поисково-оценочных и геологоразведочных работ по шельфовым и континентальным проектам (при средних сроках ввода в разработку в 5 и 12 лет).
Из Таблицы 2 видно, что, исходя из временного фактора, повышающий коэффициент Кпо к затратам на поисково-оценочные работы для объектов, расположенных на суше, должен составлять не менее, чем 1,5, что согласуется с вышеприведенным предложением об установлении величины повышающего коэффициента Кпо для суши по аналогии со стимулирующим коэффициентом 1,5 к расходам на геологическое изучение недр на НММ в соответствии со статьей 261 НК РФ.
При этом, как следует из Таблицы 2, по месторождениям, расположенным на континентальном шельфе Российской Федерации, повышающий коэффициент Кпо по НММ с учетом временного фактора должен быть не ниже 2,78.
Вместе с тем, сложность и более высокая рисковость поисково-оценочных и геологоразведочных работ на континентальном шельфе требуют большего стимулирования, чем проведения аналогичных работ в традиционных регионах поисков, разведки и добычи углеводородного сырья. С другой стороны, получение геологических данных по ресурсной базе континентального шельфа является не менее значимой задачей, чем повышение изученности континентальной части (суши). Снижение темпов изучения приведет к запаздыванию создания необходимой инфраструктуры, и, как следствие, к возможным потерям будущих бюджетных поступлений.
Оценить соотношения вышеуказанных рисков достаточно сложно, но, если исходить из доли введенных запасов по открытым месторождениям (то есть оценивать только инвестиционные риски, связанные с вводом в разработку месторождений), то можно говорить о том, что на континентальном шельфе Российской Федерации доля введенных в разработку запасов составляет 32% от открытых запасов, а по суше - 85%. Таким образом, на данный момент вероятность открыть инвестиционно низкопривлекательное месторождение на море в 2,6 раза выше, чем на суше. Соответственно, при такой оценке, коэффициенту 1,5 на суше должен соответствовать коэффициент 3,9 для НММ.
Наконец, еще одним подходом к оценке повышающего коэффициента Кпо для шельфовых проектов может служить оценка соотношения проектов, условно приносящих прибыль, к объему ресурсов, требующих доизучения (то есть соотношение объемов нефти, содержащейся в перспективных структурах, к количеству месторождений нефти, введенных в промышленную разработку).
Укрупненный расчет соотношения повышающего коэффициента для морских месторождений и месторождений, расположенных на суше, может быть проведен, исходя из сравнительной оценки объема ресурсов углеводородного сырья, приходящихся на 1 добываемую тонну нефти на месторождениях, вышедших на проектные уровни, и обеспечивающих стабильные уровни добычи на ближайшие 10 лет (степень выработанности составляет от 10 до 55% от начальных извлекаемых запасов нефти). При этом для расчетов берутся только те участки недр, на которых планируется проведение работ на период до 2025 г. Для континентального шельфа в качестве таких объектов рассматривались структуры, расположенные в пределах акваторий, в которых в настоящее время ведется добыча нефти (Балтийское, Каспийское, Охотское (юг), Печерское моря). Расчетное значение повышающего коэффициента Кпо для шельфа определено в Таблице 3.
Из Таблицы 3 видно, что на 1 тонну добытой нефти приходятся следующие объемы ресурсов перспективных структур: в пределах суши - 41,2 т., в пределах шельфа - 103,9 т. Объем ресурсов, отнесенный к добыче в пределах выбранных морских акваторий, превышает аналогичный показатель для месторождений, расположенных в пределах континентальной части (на суше), в 2,5 раза.
Другими словами, для обеспечения равных стимулирующих условий для месторождений, расположенных на суше, и месторождений, расположенных на шельфе, значение повышающего коэффициента Кпо для нефтяных месторождений, расположенных в пределах морских акваторий, должно соответствовать численному значению этого показателя для месторождений, расположенных на суше (1,5), увеличенному в 2,5 раза (3,78).
Таким образом, с учетом всех трех факторов, обуславливающих дифференциацию повышающего коэффициента для шельфа, целесообразно принять Кпо по среднему значению - 3,5.
Таблица 1. Данные об инфляции за 2000-2015 годы
Инфляция, в % к предыдущему году |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Среднее за период, в % |
||
2000-2015 |
2008-2015 |
||||||||||||||||||
Россия |
Потребительские цены |
20,8 |
21,5 |
15,8 |
13,7 |
10,9 |
12,7 |
9,7 |
9,0 |
14,1 |
11,6 |
6,8 |
8,4 |
5,1 |
6,8 |
7,8 |
15,5 |
10,9 |
8,2 |
Цены производителей |
46,4 |
19,1 |
11,7 |
16,4 |
23,3 |
20,6 |
12,4 |
14,1 |
21,3 |
-7,1 |
12,3 |
17,7 |
6,9 |
3,2 |
6,7 |
13,3 |
13,7 |
8,9 |
|
США |
Потребительские цены |
3,4 |
2,8 |
1,6 |
2,3 |
2,7 |
3,4 |
3,2 |
2,9 |
3,8 |
-0,3 |
1,6 |
3,1 |
2,1 |
1,5 |
1,6 |
0,1 |
2,4 |
1,8 |
Цены производителей |
5,8 |
1,1 |
-2,3 |
5,3 |
6,2 |
7,3 |
4,7 |
4,8 |
9,8 |
-8,8 |
6,8 |
8,8 |
0,5 |
0,6 |
0,9 |
-7,2 |
3,7 |
2,3 |
Средняя за период 2000-2015 гг. и 2008-2015 гг. инфляция рассчитана как среднее значение 5-летних скользящих средних за 2000-2015 гг. и 2008-2015 гг.
Таблица 2.Накопленная инфляция за срок проведения поисково-оценочных и геологоразведочных работ
Вариант расчета |
Инфляция |
Годы |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5* |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12** |
||
Средняя за 2008-2015 гг. (послекризисный период) |
8,90% |
1,09 |
1,19 |
1,29 |
1,41 |
1,53 |
1,67 |
1,82 |
1,98 |
2,15 |
2,35 |
2,55 |
2,78 |
Средняя за 2000-2015 гг. (долгосрочная тенденция) |
13,70% |
1,14 |
1,29 |
1,47 |
1,67 |
1,90 |
2,16 |
2,46 |
2,79 |
3,18 |
3,61 |
4,11 |
4,67 |
Данные 2015 года |
13,30% |
1,13 |
1,28 |
1,45 |
1,65 |
1,87 |
2,12 |
2,40 |
2,72 |
3,08 |
3,49 |
3,95 |
4,47 |
Среднее значение по выбранным вариантам |
11,97% |
1,12 |
1,25 |
1,41 |
1,58 |
1,77 |
1,98 |
2,22 |
2,50 |
2,80 |
3,15 |
3,54 |
3,97 |
*Год ввода месторождений на суше.
**Год ввода месторождений на шельфе.
Таблица 3. Расчет дифференцируемого повышающего коэффициента для новых морских месторождений
Тип месторождений |
Перспективные ресурсы нефти, млн.т. |
Прогнозная добыча для месторождений со степенью выработанности 10-55%, млн.т. |
Объем ресурсов нефти, приходящийся на 1 т. добываемой нефти, млн. т. |
Расчетное значение повышающего коэффициента для шельфа |
Месторождения на суше |
10 265,3 |
248,9 |
41,2 |
- |
Месторождения на шельфе |
1 350,3 |
13,0 |
103,9 |
103,9/41,2*1,5 (коэф. для суши) = 3,78 |
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.