Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа "Об утверждении Технических условий в области оборота дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного в части хранения, приемки, снятия остатков и Требований к складским помещениям, используемым для оборота дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного" (далее - проект акта, Технические условия в области оборота дистиллятов, Требования к складским помещениям), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик),и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены не в полной мере.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 25 августа по 7 сентября 2018 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/08/08-17/00072549).
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой представлены сведения об учете или причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 29 октября по 8 ноября 2018 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых поступили позиции Союза производителей коньяка "Союзконьяк", СРО "Винодельческий союз", АО "Московский винно-коньячный завод "КиН" (справка прилагается).
Согласно данным сводного отчета проект акта разработан взамен Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта, утвержденной Минпищепромом СССР 25 сентября 1985 г., в связи с ее несоответствием действующему законодательству.
Обращаем внимание на следующие риски правоприменения проектируемых положений.
1. Согласно проектируемому пункту 2.1 Технических условий в области оборота дистиллятов они должны храниться "в условиях, соответствующих требованиям национальных стандартов".
Обращаем внимание, что требования к условиям хранения дистиллятов определены не только национальными, но и межгосударственными стандартами (например, "ГОСТ 31493-2012. Межгосударственный стандарт. Дистиллят винный. Технические условия", введенный в действие приказом Росстандарта от 29 ноября 2012 г. N 1593-ст, "ГОСТ 31728-2014. Межгосударственный стандарт. Дистилляты коньячные. Технические условия", введенный в действие приказом Росстандарта от 19 ноября 2014 г. N 1662-ст).
Представляется целесообразным включить и иные стандарты, кроме национальных, в пункт 2.1 Технических условий в области оборота дистиллятов.
Кроме того, проектируемое требование представляется неопределенным. Полагаем необходимым предусмотреть отсылочные нормы на конкретные стандарты, которым должны соответствовать условия хранения дистиллятов. Согласно статье 27 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 162-ФЗ) нормативные правовые акты могут содержать ссылки на официально опубликованные национальные стандарты и информационно-технические справочники. При этом согласно пункту 3 указанной статьи ссылки на национальные стандарты в нормативных правовых актах применяются путем приведения в них наименования и обозначения национальных стандартов с указанием даты утверждения и даты регистрации, пунктов, разделов национальных стандартов; ссылки на информационно-технические справочники в нормативных правовых актах применяются путем приведения в них наименования и обозначения информационно-технического справочника с указанием даты его утверждения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона N 162-ФЗ тексты национальных стандартов и информационно-технических справочников, на которые даны ссылки, прилагаются к соответствующим проектам нормативных правовых актов при прохождении ими установленных процедур разработки и утверждения.
2. Согласно проектируемому пункту 2.2 Технических условий в области оборота дистиллятов емкости для хранения должны иметь "маркировку, соответствующую требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" ТР ТС 010/2011" (подпункт 1 указанного пункта); к каждой емкости "со всех сторон должен быть обеспечен свободный доступ для ее осмотра, с возможностью установления лестниц и площадок с ограждениями в случае необходимости работы на высоте более 1,8 метра согласно требованиям приказа Минтруда России от 28 марта 2014 г. N 155н "Об утверждении правил по охране труда при работе на высоте" (далее - приказ N 155н) (подпункт 2 указанного пункта).
2.1. Согласно пункту 3.3 технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011)" (далее - ТР ТС 010/2011) до 15 марта 2015 года допускалось производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства-члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу ТР ТС 010/2011. Такая продукция могла быть маркирована национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза или с Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 386 "О едином подходе к маркировке продукции" (далее - Решение Комиссии N 386). При этом маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза не допускается.
В настоящее время хозяйствующими субъектами, осуществляющими оборот дистиллятов, используются для хранения дистиллятов емкости, произведенные и приобретенные как до, так и после 15 марта 2015 года.
Таким образом, считаем необходимым дополнить подпункт 1 пункта 2.2 Технических условий в области оборота дистиллятов положением о том, что емкости для хранения дистиллятов, выпущенные в обращение до 15 марта 2015 г., должны маркироваться национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза или с Решением Комиссии N 386. Оборудование, выпущенное в обращение после вступления в силу ТР ТС 010/2011, должно иметь маркировку, соответствующую требованиям ТР ТС 010/2011.
2.2. В части подпункта 2 пункта 2.2 Технических условий в области оборота дистиллятов обращаем внимание на неопределенность оценочного понятия "свободный доступ" "со всех сторон". Кроме того, положения в части оборудования площадок с ограждениями в случае необходимости работы на высоте более 1,8 метра не относятся к предмету регулирования проекта акта.
Таким образом, требование подпункта 2.2 пункта 2.2 Технических условий в области оборота дистиллятов может быть представлено в следующей редакции: "к каждой емкости должен быть обеспечен подход для осмотра".
3. Пунктом 3.1 Технических условий в области оборота дистиллятов предусмотрены следующие условия отпуска (отгрузки) дистиллятов: отпуск (отгрузка) производится с использованием мерников, соответствующих требованиям Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ), за исключением отпуска (отгрузки) продукции непосредственно в дубовых бочках; для измерения объема дистиллятов применяются металлические технические мерники I класса вместительностью от 0,5 до 5000 дал в соответствии с требованиями национальных стандартов, прошедшие в установленные сроки поверку, имеющие соответствующие пломбы и клейма и свидетельства об их поверке в соответствии со статьей 13 Закона N 102-ФЗ.
3.1. Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" определены требования об оснащении основного оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции (АСИиУ), которые согласно положениям приказа Росалкогольрегулирования от 26 ноября 2012 г. N 351 "Об утверждении Порядка оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции" устанавливаются в приемном отделении перед передачей на склад (спиртохранилище, винохранилище) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, используемых в качестве сырья, в случае закупки (получения) указанной продукции; после последней технологической операции перед передачей указанной алкогольной продукции, не разлитой в потребительскую тару, на склад; в отпускном отделении до мерника перед передачей указанной алкогольной продукции, не разлитой в потребительскую тару, потребителю (покупателю) в случае ее поставки (передачи), а также перед передачей указанной алкогольной продукции, не разлитой в потребительскую тару, обособленному подразделению организации для использования на собственные нужды при производстве алкогольной продукции.
Таким образом, продукция (дистилляты) в обязательном порядке проходит через АСИиУ, и информация о ней автоматически попадает в ЕГАИС. Кроме того, пунктом 4.3 Технических условий в области оборота дистиллятов установлены условия снятия остатков дистиллятов для организаций, не имеющих мерников. Таким образом, полагаем, что разработчик располагает информацией, что не во всех организациях используются мерники.
Представляется возможным принять во внимание замечание, полученное Минэкономразвития России в ходе публичных консультаций от Союза производителей коньяка "Союзконьяк", об избыточности требования по использованию в обязательном порядке мерников при отпуске (отгрузке) дистиллятов.
Полагаем целесообразным исключить подпункт 1 пункта 3.1 Технических условий в области оборота дистиллятов из проекта акта либо предусмотреть в проекте акта не обязанность, а возможность организации осуществлять отпуск (отгрузку) дистиллятов с использованием мерников.
Аналогичное замечание касается требования пункта 5.1 Технических условий в области оборота дистиллятов, согласно которому дистилляты принимаются с использованием мерников, установленных в помещении для приемки-отпуска дистиллята.
3.2. Определение подпунктом 2 проектируемого пункта 3.1 Технических условий в области оборота дистиллятов требования об использовании для измерения объема дистиллятов металлических технических мерников I класса вместимостью от 0,5 до 5000 дал ограничивает возможность измерения объема дистиллята, меньшего, чем 0,5 дал. По полученным данным, организации для целей измерения малых объемов (менее 0,5 дал) используют стеклянные меры вместимости и/или образцовые металлические сливные мерники 1 разряда и образцовые металлические сливные и наливные мерники 2 разряда, которые соответствуют требованиям национальных стандартов, проходят поверку в установленные сроки с получением соответствующих свидетельств о поверке.
Представляется необходимым в проекте акта предусмотреть условия измерения малых объемов дистиллята (менее 0,5 дал).
4. Согласно пункту 4.2 Технических условий в области оборота дистиллятов снятие остатков дистиллятов осуществляется комиссией, формируемой компетентными уполномоченными представителями организации и представителя органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Снятие остатков дистиллятов оформляется актом по форме согласно приложению к Техническим условиям в области оборота дистиллятов.
Обращаем внимание, что снятие остатков дистиллятов является составной частью проведения инвентаризации активов, сроки и порядок проведения которой согласно статье 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" определяются экономическим субъектом. Случаи обязательного проведения инвентаризации предусмотрены приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", однако производство и оборот дистиллятов к ним не относится.
В ходе публичных консультаций была получена информация, что организациями инвентаризация остатков дистиллятов может проводиться ежемесячно. Присутствие на предприятии раз в месяц представителей Росалкогольрегулирования избыточно как для хозяйствующих субъектов, так и для службы.
Кроме того, присутствие на предприятии "представителей органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" возможно в случае проведения выездной проверки в ходе проведения контрольных мероприятий.
Таким образом, считаем необходимым абзац первый пункта 4.2 Технических условий в области оборота дистиллятов представить в следующей редакции: "Снятие остатков дистиллятов в ходе проведения выездной проверки осуществляется комиссией, формируемой компетентными уполномоченными представителями организации и представителя органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
5. Согласно пункту 4.3 Технических условий в области оборота дистиллятов организации, не имеющие мерников, при снятии остатков объем дистиллятов определяют по массе с последующим пересчетом на объем "либо иным способом замера с обязательным указанием способа замера в акте снятия остатков дистиллятов при условии, что данные способы замера будут иметь погрешность не менее мерника 1 класса".
В целях обеспечения однозначного толкования указанного требования представляется необходимым уточнить, что понимается под "способами замера", имеющими "погрешность". Представляется, что разработчиком имелось в виду другое средство измерения, предел относительной погрешности измерений которого должен соответствовать пределу относительной погрешности, установленной стандартом на соответствующее средство измерения.
6. Абзацем вторым пункта 4.3 Технических условий в области оборота дистиллятов определено следующее требование: "Для осуществления снятия остатков дистиллятов в емкостях с использованием мерников должно быть предусмотрено не менее одной свободной емкости".
Обращаем внимание, что абзацем первым пункта 4.3 Технических условий в области оборота дистиллятов закрепляется требование об использовании "иных способов замера" в организациях, не имеющих мерников. Представляется необходимым ограничить действие проектируемого абзаца второго пункта 4.3 Технических условий в области оборота дистиллятов, распространив его на организации, имеющие мерники.
7. Представляется необходимым уточнить редакцию пункта 5.4 Технических условий в области оборота дистиллятов в части "отражения" количества принятого на хранение дистиллята. Исходя из проектируемой редакции, остается неясным, где именно должны отражаться данные.
8. Обращаем внимание на необходимость исключения из пункта 3 проектируемых Требований к складским помещениям следующих положений в связи с тем, что соответствующие требования уже установлены в нормативных правовых актах более высокой юридической силы:
подпункт 1, согласно которому все складские помещения "в соответствии с абзацем вторым пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" "должны быть в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более";
подпункт 4, согласно которому помещения должны быть оборудованы светильниками (переносными светильниками), выполненными во взрывозащищенном исполнении, а также аварийным освещением, используемым при отключении освещения (в ночное время) в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (далее - Закон N 123-ФЗ) и Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ).
подпункт 5, согласно которому помещения должны быть оборудованы естественной, механической или смешанной вентиляцией, обеспечивающей необходимый воздухообмен для удаления производственных загрязнений, в соответствии с требованиями Закона N 123-ФЗ и Закона N 384-ФЗ;
подпункт 6, согласно которому помещения должны быть обеспечены антикоррозийной защитой всех внутренних поверхностей железобетонных и металлических конструкций в соответствии с требованиями Закона N 384-ФЗ;
подпункт 7, согласно которому помещения должны быть оснащены устройствами для обогрева помещения в соответствии с требованиями Закона N 123-ФЗ.
9. В части подпункта 3 пункта 3 Требований к складским помещениям обращаем внимание на некорректность требования о соответствии расположения помещений в здании (строении), их площади, а также строительных конструкций техническому паспорту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 43, пунктом 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) с 1 января 2013 г. на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в соответствии с требованиями Закона о кадастре. Положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются.
С 1 января 2013 г. для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) с 1 января 2017 г. кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимость проводятся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Проведение кадастрового учета, как и государственная регистрации прав, согласно пункту 1 статьи 28 Закона N 218-ФЗ подтверждается выпиской из ЕГРН.
Таким образом, в подпункте 3 пункта 3 Требований к складским помещениям слова "техническому паспорту" предлагается заменить словами "выпиской из Единого государственного реестра недвижимости".
10. Представляется неопределенным требование подпункта 9 пункта 3 Требований к складским помещениям, согласно которому помещения "должны быть обеспечены подходами к основному технологическому оборудованию" (возможно двоякое толкование понятия "подходы").
Таким образом, полагаем необходимым редакцию указанного положения проекта акта представить в следующей редакции: "должен быть обеспечен доступ к основному технологическому оборудованию для его осмотра, обслуживания, ремонта и санитарной обработки в соответствии с требованиями, указанными в эксплуатационной документации (руководстве (инструкции) по эксплуатации основного технологического оборудования)".
11. Согласно подпункту 10 пункта 3 Требований к складским помещениям "основные подходы должны быть размещены в местах постоянного пребывания работающего персонала".
Представляется, что указанная норма в целом носит неопределенный характер: не ясно само требование, цель его установления, не ясно, что понимается под "основными подходами", какие "места" могут быть отнесены к "местам постоянного пребывания работающего персонала", что означает понятие "размещены".
Представляется, что требования к лицензируемому виду деятельности не могут носить неопределенный характер.
12. Обращаем внимание на недостаточную проработку разработчиком сводного отчета.
12.1. Согласно данным раздела 7 сводного отчета разработчик не располагает информацией о количественном составе субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием. Согласно пункту 7.2 сводного отчета у регулятора отсутствует информация о количественной оценке "лиц, осуществляющих оборот дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного в части их хранения, приемки, снятия остатков и отпуска".
Обращаем внимание, что деятельность по транспортировке, производству и обороту алкогольной продукции является лицензируемой, ЕГАИС содержит информацию обо всех участниках оборота алкогольной продукции, а также об их операциях с продукцией. Таким образом, представляется, что регулятор не может не располагать информацией об участниках проектируемых правоотношений.
Одновременно в отсутствие представленной разработчиком информации о количественном составе участников проектируемых правоотношений может быть сделан вывод о недостаточном анализе последствий предлагаемого регулирования.
12.2. В соответствии с данными представленной сводки предложений разработчиком был учтен ряд замечаний участников обсуждений. Между тем в редакции проекта акта, поступившей для подготовки настоящего заключения, отдельные "учтенные" замечания не отражены.
Замечания N 1 в части проектируемого положения о кадастровом (техническом) паспорте), N 7 в части проектируемого требования о "свободном доступе к каждой емкости", N 9 в части снятия остатков комиссией, формируемой компетентными уполномоченными представителями организации и органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, разработчиком не учтены; замечания N 3, N 10 разработчиком учтены частично.
Представляется необходимым при доработке проекта акта доработать также сводный отчет и сводку предложений.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Решение проблемы предложенным способом регулирования обосновано недостаточно.
В проекте акта содержатся положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 23 л. в 1 экз.
Справка о результатах публичных консультаций, проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минфина России "Об утверждении Технических условий в области оборота дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного в части хранения, приемки, снятия остатков и Требований к складским помещениям, используемым для оборота дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного"
В рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минфина России "Об утверждении Технических условий в области оборота дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного в части хранения, приемки, снятия остатков и Требований к складским помещениям, используемым для оборота дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного" (далее - проект акта) Минэкономразвития России были проведены публичные консультации в срок с 29 октября по 8 ноября 2018 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования.
По результатам публичных консультаций в Минэкономразвития России поступили позиции Союза производителей коньяка "Союзконьяк", СРО "Винодельческий союз", АО "Московский винно-коньячный завод "КиН".
СРО "Винодельческий союз": "Пункт 4.3 раздела IV Технических условий в области оборота дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного в части хранения, приемки, снятия остатков и отпуска установлены условия снятия остатков дистиллятов, при этом, обращаем внимание, что порядок снятия остатков дистиллятов относится к процессу проведения инвентаризации дистиллятов. Пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом.
В связи с чем регулирование Техническими условиями порядка проведения инвентаризации экономическим субъектом представляется нецелесообразным.
Порядок проведения инвентаризации регламентируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49. Данные нормативные акты уже содержат обязательные для применения формы, в том числе, для оформления результатов инвентаризации. Таким образом, введение новых форм первичных учетных документов, дублирующих уже существующие, но отличающихся по форме, влечет за собой необоснованное наложение дополнительных обязательств на хозяйствующие субъекты. Считаем необходимым подпункте 3 пункта 2.2 Технических условий в области оборота дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного в части хранения, приемки, снятия остатков и отпуска уточнить в части конкретного указания средств контроля, которыми должны быть оборудованы емкости для хранения дистиллятов".
В части указания норм, невыполнимых на практике, СРО "Винодельческий союз" сообщает следующее: "Согласно пункту 4.2 раздела IV "Условия снятия с остатков дистиллятов" Технических условий в области оборота дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного" снятие остатков дистиллятов осуществляется комиссией, формируемой компетентными уполномоченными представителями организаций и представителями органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Исходя из смысла и содержания изложенного следует, что при каждом снятии остатков дистиллятов, в обязательном порядке должен присутствовать представитель Росалкогольрегулирования. Считаем данное предложение не корректным, поскольку постоянное присутствие работника Росалкогольрегулирования при снятии остатков будет создавать определенные трудности и неудобства как для организации, так и непосредственно для контролирующего органа.
Обоснованием данной позиции является то, что снятие остатков осуществляется ежемесячно, а если учесть, что территориальное управление Росалкогольрегулирования находится в значительной удаленности от места производства, будет очень сложно не сорвать производственные процессы ожиданием его прибытия для проведения процедуры снятия остатков.
В этой связи, считаем необходимым указанный пункт изложить в редакции, исключающей участие представителя Росалкогольрегулирования при снятии остатков дистиллятов (за исключением случаев, когда такие действия производятся в рамках выездных проверок Росалкогольрегулирования).
Согласно подпункту 2 пункта 3 Требований к складским помещениям, используемым для оборота дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного помещения, используемые для осуществления приемки, хранения, отпуска дистиллятов, должны быть изолированными от служебных, подсобных и иных помещений капитальными стенами либо временными строительными конструкциями (перегородками, легко сборными конструкциями) высотой от пола до потолка соответствующего служебного, подсобного и иного помещения. Таким образом, исходя из буквального понимания данной нормы, совместное хранение спирта и дистиллятов в одном помещении (складе) без их изоляции друг от друга не допускается, и это при том, что по своим физико-химическим характеристикам они весьма схожи.
С учетом изложенного полагаем, что требования о раздельном (изолированном) хранении спиртов и дистиллятов не отвечает элементарной логике и повлечет для предприятий дополнительную финансовую нагрузку в виде расходов на переустройство складов. Предлагаем подпункт .2 пункта 3 Требований к складским помещениям, используемым для оборота дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного (приложение N 2 к проекту приказа) дополнить положением, допускающим совместное хранение в одном помещении спиртов и дистиллятов без их изоляции друг от друга капитальными стенами или временными строительными конструкциями.
Согласно подпункту 7 пункта 3 Требований к складским помещениям, используемым для оборота дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, складские помещения должны быть оснащены устройствами для обогрева помещения в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Вместе с тем, действующие ГОСТы по спирту и дистиллятам каких-либо требований о температурном диапазоне их хранения не предусматривают. В этой связи, обязательное наличие в складском помещении устройств для его обогрева считаем нецелесообразным, поскольку, также, как и в случае с раздельным хранением спирта и дистиллятов, может повлечь для предприятий необоснованную дополнительную финансовую нагрузку".
Союз производителей коньяка "Союзконьяк", АО "Московский винно-коньячный завод "КиН": "1. Подпункт 1) пункта 2.2. Технических условий предусматривает следующее:
Емкости для хранения дистиллятов должны соответствовать следующим условиям:
1) иметь маркировку соответствующую требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" ТР ТС 010/2011 (утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 21.10.2011);
Подпунктом 1) пункта 2.2. Технических условий устанавливается необходимость соответствия маркировки емкостей для хранения дистиллятов требованиям "О безопасности машин и оборудования".
Отмечаем, что в ряде предприятий, в том числе на АО "МВКЗ "КиН" эксплуатируется оборудование, используемое в производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выпущенное в обращение до вступления в силу Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", что предусмотрено положением подпункта 3.4 пункта 3 Технического регламента.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 8 ФЗ N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие в указанных целях основное технологическое оборудование, изготовленное как на территории Российской Федерации, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия или декларацию о соответствии, выданный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 22 марта 2006 г. N 53 "Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов" установлено наличие в сертификате соответствия сведений о продукции (тип, сорт, артикул, заводской/инвентарный номер и т.д.), обеспечивающих ее идентификацию. Данные сведения должны соответствовать информации, содержащейся в сопроводительной эксплуатационной документации на емкости (паспортах).
Учитывая изложенное, представляется целесообразным доработать подпункт 1) пункта 2.2 Технических условий и изложить его в следующей редакции:
"Сертификат соответствия или декларацию о соответствии, выданный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Емкости, выпущенные в обращение после вступления в силу Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", должны иметь маркировку, соответствующую требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" ТР ТС 010/2011 (Утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823".
2. Подпункт 2) пункта 2.2. Технических условий предусматривает следующее:
К каждой емкости со всех сторон должен быть обеспечен свободный доступ для ее осмотра, с возможностью установки лестниц и площадок с ограждениями в случае необходимости работы на высоте более 1,8 м. согласно требованиям приказа Минтруда России от 28 марта 2014 г. N 155н "Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте" (зарегистрировано в Минюсте России 05.09.2014 N 33990);
Понятие "свободный доступ" законодательством не регламентировано. Такая редакция условий хранения дистиллятов допускает широкие границы усмотрения и возможность субъективного подхода при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий.
Кроме того, регулирование настоящими Техническими условиями требований в области охраны труда представляется нецелесообразным, предложенная норма дублирует п. 153 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 28 марта 2014г. N 155н.
Предлагаем данный подпункт изложить в следующей редакции: "к каждой емкости должен быть обеспечен доступ для ее осмотра".
3. Подпункт 1) пункта 3.1. Технических условий предусматривает следующее:
Отпуск (отгрузка) дистиллятов производится с использованием мерников, соответствующих требованиям Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2011, N 30,ст. 4590; 2011, N 49, ст. 7025; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 49, ст. 6339; 2014, N 26, ст. 3366; 2014, N 30, ст. 4255; 2015, N 29, ст. 4359) (далее - Федеральный закон 102-ФЗ), за исключением отпуска (отгрузки) дистиллятов непосредственно в дубовых бочках;
Полагаем в данном пункте необходимо конкретизировать понятие "мерник", а именно изложить его в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 8.633-2013 "Государственная система обеспечения единства измерений. Мерники металлические технические. Методика поверки" (далее - ГОСТ 8.633-2013) как "металлические технические мерники 1-го класса (далее - мерники 1-го класса)".
На основании изложенного следует, что подпункт 1) п.3.1. может быть изложен в следующей редакции:
1) отпуск (отгрузка) дистиллятов производится с использованием металлических технических мерников 1-го класса (далее - мерники 1-го класса), соответствующих требованиям Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2011, N 30,ст. 4590; 2011, N 49, ст. 7025; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 49, ст. 6339; 2014, N 26, ст. 3366; 2014, N 30, ст. 4255; 2015, N 29, ст. 4359) (далее - Федеральный закон 102-ФЗ), за исключением отпуска (отгрузки) дистиллятов непосредственно в дубовых бочках.
4. Подпункт 2) пункта 3.1. Технических условий предусматривает следующее:
Для измерения объема дистиллятов применяются металлические технические мерники I класса вместимостью от 0,5 до 5000 дал в соответствии с требованиями национальных стандартов, прошедшие в установленные сроки поверку, имеющие соответствующие пломбы или клейма и свидетельства об их поверке в соответствии со статьей 13 Федерального закона 102-ФЗ;
Касательно мерников:
АО "МВКЗ "КиН" предлагает исключение мерников из цепочки движения дистиллятов при приемке/отгрузке ввиду отсутствия целесообразности использования такого архаичного средства измерения в настоящих реалиях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ФЗ N 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, сусла, виноградного сусла, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и для производства в соответствии с перечнем устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции (далее - АСИиУ).
В Перечень видов основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2006г. N17-р) включен перечень видов оборудования для оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, состоящий из мерников и емкостей для хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно Требованиям к АСИиУ (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2006г. N 396) автоматические средства измерения должны обеспечивать для каждого наименования готовой продукции:
- измерение объема готовой продукции с относительной погрешностью не более 0,5 процента;
- измерение концентрации безводного спирта в готовой продукции с абсолютной погрешностью не более 0,8 процента объема готовой продукции;
- измерение температуры готовой продукции с абсолютной погрешностью не более 0,5 градуса по Цельсию.
В соответствии с Порядком оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции АСИиУ (утв. приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26 ноября 2012г. N 351) организации, осуществляющие производство алкогольной продукции средства измерения устанавливают в приемном отделении перед передачей на склад (спиртохранилище, винохранилище) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, используемых в качестве сырья в случае закупки (получения) указанной продукции.
Следовательно, современные АСИиУ, внесенные в Государственный реестр средств измерений (далее - ГРСИ), устанавливаются при отгрузке и приемке дистиллятов, в связи с чем, установление в тексте Требований условия об использовании исключительно мерников нецелесообразно.
Технологический процесс приемки дистиллята выглядит следующим образом: из автоцистерны дистиллят перекачивается в мерник, затем проходит через АСИиУ, и далее поступает в емкость для хранения. При этом, организации, имеющие емкость, прошедшую калибровку уполномоченными лицами в установленном порядке, а также наличие поверенного должным образом измерительного оборудования, могут обеспечить точную поверку показателей объема дистиллятов без осуществления дополнительных излишних переливов/перекачек дистиллята через мерники.
Для целей определения объема дистиллята, содержащегося в емкостях, не оснащенных указательными мерными стеклами, используется рулетка измерительная металлическая, внесенная в ГРСИ. В свою очередь, пригодность ее использования подтверждается учреждениями, аккредитованными компетентным органом государственной власти в области технического регулирования и метрологии, о чем выдается свидетельство о поверке.
Емкости калибруются в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 8.570-2000 "Государственная система обеспечения единства измерений. Резервуары стальные вертикальные цилиндрические. Методика поверки". Допускаемая погрешность измерений, погрешность определения вместимости резервуара должна находится в пределах +-0,2%.
Калибровку резервуара проводит физическое лицо (сотрудник метрологической службы), прошедшее курсы повышения квалификации и аттестованное в качестве поверителя и промышленной безопасности в установленном порядке.
Калибровку (замер) емкостей (резервуаров, бочек), проводит комиссия, утвержденная приказом Генерального директора в составе сотрудника метрологической службы, прошедшего курсы повышения квалификации в Академии метрологии, стандартизации и сертификации, имеющего свидетельство на право проведения градуировки емкостей, и представителей подразделения, где проводится замер.
Согласно ГОСТ 8.633-2013 "Государственная система обеспечения единства измерений. Меринки металлические технологические. Методики поверки", мерники также имеют пределы относительной погрешности измерения +-0,2% номинального значения полной вместимости.
Согласно Таблице 11 Приложения 2 к приказу Минсельхоза Российской Федерации от 26 июня 2008г. N 273 "Об утверждении норм естественной убыли "Нормы естественной убыли при поставке и закупке коньячных спиртов и коньяков при проведении операции "Налив из мерника в бочки, переливка из бочек в тару получателя при приемке/Слив из цистерн/Налив из мерника в цистерны" составляют не более 0,11%, 0,087% и 0,072% соответственно.
Такая схема движения дистиллята вынуждает предприятие осуществлять избыточную технологическую операцию, принимая дистилляты из автоцистерны в хранилище через мерник в емкость, прошедшую калибровку уполномоченными лицами в установленном порядке, с использованием поверенного должным образом измерительного оборудования.
Введение такого дублирования учета нецелесообразно, поскольку влечет за собой наложение на организации необоснованных дополнительных обязанностей и расходов, связанных с учетом дистиллятов.
Таким образом, наличие сопроводительной эксплуатационной документации на емкости, прошедшие калибровку уполномоченными лицами в установленном порядке, а также наличие поверенного должным образом измерительного оборудования, позволяет обеспечить точную поверку показателей объема дистиллятов без осуществления дополнительных излишних переливов, перекачек дистиллята через мерники.
Следовательно, как уже неоднократно обращало внимание АО "МВКЗ "КиН", исключение мерников из цепочки движения дистиллятов при приемке/отгрузке не повлечет за собой искажения показателей объема дистиллятов.
Ввиду изложенного, представляется целесообразным доработать подпункт 2) пункта 3.1. Технических условий и предоставить предприятиям возможность осуществлять отгрузку/приемку дистиллятов с использованием либо мерников, либо емкостей, прошедших калибровку уполномоченными лицами.
Касательно Подпункта 2) пункта 3.1. Технических условий
Мерники 1-класса, в соответствии с п. А.1 ГОСТ 8.633-2013 имеют вместимость 0,5-5000 дкл, при возникновении необходимости измерения объема дистиллята, меньшего, чем 0,5 дкл (например, при доливе остатка), организации на текущий момент используют стеклянные меры вместимости и/или образцовые металлические сливные мерники 1-го разряда и образцовые металлические сливные и наливные мерники 2-го разряда, которые также соответствуют требованиям национальных стандартов, проходят поверку в установленные сроки, с получением соответствующих свидетельств о поверке.
Таким образом, подпункт 2) п.3.1. представляется целесообразным дополнить фразой следующего содержания:
"В случае необходимости измерения дистиллята в количестве не более 15 дал могут применяться стеклянные меры вместимости и/или образцовые металлические сливные мерники 1-го разряда и образцовые металлические сливные и наливные мерники 2-го разряда в соответствии с требованиями национальных стандартов, прошедшие в установленные сроки поверку, имеющие соответствующие знаки поверки и свидетельства об их поверке".
Фразу металлические технические мерники I класса заменить "на мерники 1-го класса".
5. Пункт 4.2 Технических условий предусматривает следующее:
Снятие остатков дистиллятов осуществляется комиссией, формируемой компетентными уполномоченными представителями организации и представителями органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Ввиду того, что снятие остатков дистиллята с комиссией, в состав которой могут входить "представители органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", возможно только в ходе при проведения такими органами выездной проверки организаций, считаем необходимым внести соответствующее уточнение и читать пункт 4.2 в следующей редакции: "Снятие остатков дистиллятов в ходе проведения выездной проверки осуществляется комиссией, формируемой компетентными уполномоченными представителями организации и представителями органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Кроме того, представляется целесообразным перенести положения пункта 4.2 в пункт 4.1, таким образом, поменяв их местами. Такой перенос позволит организациям однозначно толковать нормы условий снятия остатков дистиллятов, изложенные в разделе IV. Условия снятия остатков дистиллята Проекта, как нормы, относящиеся к процедуре (в том числе оформление соответствующих Актов) снятия остатков дистиллята только в ходе проведения выездных проверок и исключит возможность субъективного подхода при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий. В противном случае нормы изложенные в проектируемом разделе IV могут трактоваться участниками рынка как нормы, относящиеся к процессу проведения инвентаризации, ввиду смысловой схожести требуемых процедур и условий.
6. Абзац 1 пункта 4.3 Технических условий предусматривает следующее:
Организации, не имеющие мерников, объем дистиллятов при снятии остатков определяют по массе с последующим пересчетом на объем, либо иным способом замера, с обязательным указанием способа замера в акте снятия остатков дистиллятов, при условии, что данные способы замера будут иметь погрешность не менее мерника 1 класса. Все средства измерений, с помощью которых проводится замеры объема дистиллятов, должны иметь действующие Свидетельства о поверке.
Обращаем внимание на неопределенность (некорректность изложения) в части интерпретации понятия "данные способы замера будут иметь погрешность не менее мерника 1 класса". По смыслу абзаца 1 пункта 4.3 речь идет о выборе альтернативного средства измерения объема дистиллята, находящегося в емкости на момент снятия остатков ("иной способ замера"), однако, в таком случае "погрешность" имеет не "способ замера", а средство измерения, при этом предел относительной погрешности измерения должен соответствовать пределу относительной погрешности, установленной государственным стандартом на соответствующее средство измерения. Для устранения неопределенности, предлагаем изложить пункт 4.3 в следующей редакции:
Организации, не имеющие мерников, объем дистиллятов при снятии остатков определяют по массе с последующим пересчетом на объем, либо иным способом замера, с обязательным указанием способа замера в акте снятия остатков дистиллятов. Допустимая погрешность средств измерений, выбранных для иного способа замера, должна соответствовать требованиям государственных стандартов, в соответствии с которыми изготовлено средство измерения, при этом предел относительной погрешности измерений должен быть не менее предела относительной погрешности измерения, установленного государственными стандартами, для мерников 1 класса. Все средства измерений, с помощью которых проводятся замеры объема дистиллятов, должны иметь действующие Свидетельства о поверке.
Абзац 2 пункта 4.3. Технических условий предусматривает следующее:
Для осуществления снятия остатков дистиллятов в емкостях с использованием мерников должно быть предусмотрено не менее одной свободной емкости.
Полагаем, что такое условие снятия остатков дистиллята допускает широкие границы усмотрения, в части трактовки нормы о необходимости наличия не менее одной свободной емкости, и возможность субъективного подхода при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий.
Таким образом, ввиду указания в пункте 4.3 Проекта на наличие возможности выбора "иного способа замера" объемов дистиллята для организаций, не имеющих мерников 1 класса, представляется целесообразным дополнить пункт 4.3 Технических условий фразой следующего содержания:
"При условии определения вместимости (объемов) дистиллята геометрическим способом наличие свободной емкости не требуется".
7. Пункт 5.2. Технических условий предусматривает следующее:
Приемка дистиллята производится полными мерниками (за исключением мерников, оборудованных измерительной шкалой).
Как было указано выше в комментариях к подпункту 2) пункта 3.1 Технических условий при возникновении необходимости измерения объема дистиллята, меньшего, чем 0,5 дкл (например, при доливе остатка), организации на текущий момент используют стеклянные меры вместимости и/или образцовые металлические сливные мерники 1-го разряда и образцовые металлические сливные и наливные мерники 2-го разряда.
Таким образом, пункт 5.2. представляется целесообразным дополнить фразой следующего содержания:
"В случае необходимости измерения дистиллята в количестве не более 15 дал могут применяться стеклянные меры вместимости и/или образцовые металлические сливные мерники 1-го разряда и образцовые металлические сливные и наливные мерники 2-го разряда в соответствии с требованиями национальных стандартов, прошедшие в установленные сроки поверку, имеющие соответствующие знаки поверки и свидетельства об их поверке."
В пункте 5.1 и пункте 5.2 слово "мерники" заменить на "мерники 1-го класса".
8. Пункт 5.4 Технических условий предусматривает следующее:
Количество принятого на хранение дистиллята отражается в декалитрах безводного спирта с точностью до сотых долей, причем тысячные доли менее 0,005 отбрасываются, а 0,005 и более принимаются за одну сотую декалитра, а также в декалитрах с указанием объема при +20о С, с указанием крепости.
Полагаем, что фраза "количество принятого на хранение дистиллята отражается в_" допускает широкие границы усмотрения, ввиду отсутствия ссылки на документ, в котором должно найти отражение количество принятого дистиллята.
Так, в соответствие со статьей 9 ФЗ N 402 "О бухгалтерском учете" организация после окончания приемки дистиллята в обязательном порядке оформляет первичный учетный документ (Акт приемки), подтверждающий свершившийся факт хозяйственной жизни. Наряду с прочими, обязательными реквизитами, содержащимися в Акте приемки являются объем дистиллята выраженный в декалитрах (приведенный к +20о С) с указанием фактической крепости, а также объем принятого дистиллята, выраженный в декалитрах безводного спирта.
Наряду с первичным учетным документом, объем принятого дистиллята также отражается в ЕГАИС, путем фиксации соответствующих сведений в системе. Однако в соответствие с нормативными документами, в том числе форматом xml-файлов, посредством которых информация передается в ЕГАИС, в системе отражаются данные только об объемах принятого дистиллята, выраженных в безводном спирте с указанием крепости.
Во избежание предмета интерпретации проектируемой нормы п.5.4, полагаем целесообразным пункт 5.4 после слов "отражается" дополнить словами "в первичном учетном документе".
9. Подпункт 3) пункта 3 Требований предусматривает следующее:
Расположение помещений в здании (строении), их площадь, а также расположение строительных конструкций должно соответствовать техническому паспорту или техническому плану.
Касательно технических паспортов
Технические паспорта, которые выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости (часть 2 статьи 47 Закон N 221-ФЗ).
С 1 января 2013 г. на всей территории Российской Федерации в целях осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства не применяются (часть 8 статьи 47 Закона N 221-ФЗ).
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" и Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2004 г. N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" признаны утратившими силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 546 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" с 9 июля 2013 г.
В письме Минэкономразвития России от 22 февраля 2013 г. N Д23и-449 "О деятельности органов и организаций по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства после 1 января 2013 г." отмечено, что в настоящее время действующим законодательством порядок осуществления государственного технического учета и инвентаризации объектов капитального строительства, не относящихся к объектам жилищного фонда, не установлен. Кроме того, осуществление подготовки технического плана на основании сведений технического паспорта на объект капитального строительства, не относящейся к жилищному фонду, изготовленного после 1 января 2013 г., не предусмотрено действующим законодательством.
Следовательно, после 1 января 2013 г. подготовка технических паспортов на объекты, не относящихся к объектам жилищного фонда (например, складские нежилые помещения), не предусмотрена действующим законодательством.
Касательно технических планов.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ФЗ 218) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о зданиях, сооружениях, помещениях, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Технический план, подготовленный кадастровыми инженерами, является одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 7 части 2 статьи 14 ФЗ 218).
При этом согласно статье 24 ФЗ 218 Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера. Форма Технического плана утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. N 953.
Согласно части 2 статьи 36 Закона N 221-ФЗ в результате выполнения кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления их в орган регистрации прав в порядке, установленном ФЗ 218. Так, например, частью 5 статьи 14 ФЗ 218 установлено, что государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется:
1) в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;
2) в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
3) в связи с образованием, прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости;
6) в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Следовательно, необходимость подготовки Технического плана в отношении объекта недвижимости возникает только для представления их в орган регистрации прав в порядке, установленном ФЗ 218.
Одновременно ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в т.ч. из: 1) реестра объектов недвижимости (далее - кадастр недвижимости);
Согласно статье 8 ФЗ 218 в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений, перепланировки помещений (вид объекта, кадастровый номер, площадь, год ввода в эксплуатацию, количество этажей, номер регистрации в ЕГРН и пр.).
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (кадастровая стоимость, назначение здания/помещения и пр.).
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество согласно статье 28 ФЗ 218 удостоверяются выпиской из ЕГРН.
Выписка, содержащая общедоступные сведения ЕГРН, должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, ограничения прав и обременения такого объекта, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости, а также иные сведения, определяемые органом нормативно-правового регулирования.
Форма выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (утв. приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июня 2016 г. N 378) в Разделе 5 содержит План расположения помещения.
Следовательно, на сегодняшний день подтвердить внесенные в ЕГРН характеристики недвижимого имущества, включая расположение помещения в здании, их площадь, а также расположение строительных конструкций, во всех случаях возможно только Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Одновременно пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ установлено, что предметом проверки является соблюдение организацией в процессе осуществления деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции обязательных требований. При этом пунктом 2.3 статьи 11 установлено особое требование к обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции:
"Оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, соответствующие установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти требованиям складские помещения, являющиеся объектами недвижимого имущества".
Так, например, в настоящее время оценку регулирующего воздействия, направленную на выявление положений, препятствующих ведению предпринимательской деятельности, проходит проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (ID проекта: 02/04/08-17/00071469), в рамках которого в пункте 9 статьи 19 "Основания для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предлагается дополнить пункт 9 следующего содержания:
"9. Не является основанием для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, предусмотренным подпунктом 4 пункта 9
настоящей статьи, выявление в представленных заявителем документах сведений о здании (строении, сооружении, помещении), в котором находится стационарный торговый объект или объект общественного питания соискателя лицензии, не соответствующих данным, обнаруженным в ходе документарной или выездной проверки, за исключением случая, когда такое несоответствие не позволяет определить здание, строение, сооружение, в котором находится стационарный торговый объект или объект общественного питания соискателя лицензии".
Полагаем, что принятие аналогичного дополнения в отношении выдачи всех видов лицензий будет способствовать установлению исключительно таких обязательных требований к складским помещениям, которые будут касаться непосредственно оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, т.е. регулировать обязательные действия организации, которые оказывают непосредственное влияние на надлежащий оборот данной продукции согласно действующему законодательству РФ, исключая завышенные требования.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным доработать подпункт 3) пункта 3 Требований и изложить в следующей редакции:
"расположение помещений (комнат) в здании (строении), их площадь, а также расположение строительных конструкций, а именно стены, перегородки, должны соответствовать выписке из Единого государственного реестра недвижимости или техническому плану".
10. Необходимо также отметить следующий момент в части осуществления государственного контроля (надзора).
Президент Российской Федерации Путин В.В. неоднократно в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации обращает внимание Правительства Российской Федерации в работе контрольно-надзорных органов на такую важную тему, как перевод всей системы контроля и надзора на риск-ориентированный подход, снижение количества проверок, их результативность и оправданность, внедрение дистанционных методов контроля, а также оперативное реагирование на злоупотребления и нарушения прав предпринимателей.
В связи с чем, полагаем, что в целях повышения эффективности работы контрольно-надзорных органов, важное значение имеет исключение дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования, которое влечет за собой дублирование действий должностных лиц органов надзора при проведении оценки соблюдения организациями содержащихся в них обязательных требований и, соответственно, допускают возможность "двойного" наказания организаций (например, в виде административной ответственности) за одни и те же нарушения обязательных требований, создают необоснованные, избыточные препятствия для осуществления организациями своей предпринимательской деятельности, а также влекут дополнительную финансовую нагрузку.
Указанные обстоятельства требуют четкого разграничения сферы правового регулирования в зависимости от пределов компетенций соответствующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля согласно п. 5 статьи 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" является недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований.
Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в данном направлении ведется постоянная совместная работа. Так, например, в соответствии с пунктом 50 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2017 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 2831-р. в целях повышения эффективности государственного управления Минтрудом России проведен анализ полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти (Роструд, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ростехнадзор) и разработаны законопроекты, направленные на исключение дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда:
- проект федерального закона N 350487-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда",
- проект федерального закона N 350372-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда".
Вместе с этим, Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Так часть 2 статьи 1 гласит, что коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В соответствие с пунктом 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96) (далее - Методика) к таким коррупциогенным факторам относит, в т.ч. следующие:
широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов (их должностных лиц);
чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
Кроме того, в пункте 4 Методики указано, что коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
- злоупотребление правом заявителя государственными органами (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав организаций;
- юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Таким образом, крайне важно уже на стадии проекта нормативно-правового акта выявлять и не допускать коррупциогенные факторы, включая дублирование контрольных (надзорных) полномочий нескольких федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования в отношении одного юридического лица по исполнению одних и тех же обязательных требований.
Проведя анализ содержания рассматриваемых Требований и контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью по обороту дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного предлагаем в целях разграничения их полномочий, достижения результативности проводимых проверок и их оправданности, а также устранения коррупциогенных факторов, исключить следующие требования:
1) Подпункт 4 пункта 3 Требований, в связи с установлением требований к режиму освещения федеральным законодательством в области пожарной безопасности и наличием соответствующих контрольно-надзорных полномочий в данной сфере регулирования у МЧС России.
2) Подпункт 5 пункта 3 Требований, в связи с установлением требований к оборудованию помещений различными видами вентиляций нормативными актами в области пожарной безопасности и безопасности зданий и сооружения, а также наличием соответствующих контрольно-надзорных полномочий в данной сфере регулирования у МЧС России.
3) Подпункт 6 пункта 3 Требований, в связи с установлением требований обеспечения антикоррозийной защитой всех внутренних поверхностей железобетонных и металлических конструкций нормативными актами в области безопасности зданий и сооружения, а также наличием соответствующих контрольно-надзорных полномочий в данной сфере регулирования у Ростехнадзора.
4) Подпункт 7 пункта 3 Требований, в связи с установлением требований оснащения устройствами для обогрева помещения нормативными актами в области пожарной безопасности и безопасности зданий и сооружения, а также наличием соответствующих контрольно-надзорных полномочий в данной сфере регулирования у МЧС России.
11. Подпункт 9) пункта 3 Требований предусматривает следующее:
должны быть обеспечены подходами к основному технологическому оборудованию для его осмотра, обслуживания, ремонта и санитарной обработки в соответствии с требованиями, указанными в эксплуатационной документации (руководстве (инструкции) по эксплуатации основного технологического оборудования);
В настоящее время действующим законодательством Российской Федерации термин "Подходы" четко не раскрывается. Учитывая изложенное, представляется целесообразным доработать подпункт 3) пункта 3 Требований и изложить в следующей редакции:
"к основному технологическому оборудованию должен быть обеспечен доступ для его осмотра, обслуживания, ремонта и санитарной обработки в соответствии с требованиями, указанными в эксплуатационной документации (руководстве (инструкции) по эксплуатации основного технологического оборудования) с возможностью установки лестниц и площадок с ограждениями в случае необходимости работы на высоте более 1,8м., согласно требованиям приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 155н".
12. Подпункт 10) пункта 3 Требований предусматривает следующее:
Основные проходы должны быть размещены в местах постоянного пребывания работающего персонала.
В настоящее время действующим законодательством Российской Федерации термин "Основные проходы" четко не раскрывается. При этом отсутствует ясность понимания в необходимости таких проходов в случае отсутствия в подразделении, осуществляющем лицензируемый вид деятельности (складские помещения), мест постоянного пребывания работающего персонала.
Учитывая отсутствие четкой регламентации данного требования к расположению основных проходов, а также наличие подходов, предусмотренных подпунктом 9 пункта 3 Требований, полагаем целесообразно подпункт 10 пункта 3 Требований исключить.
13. Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в абзаце 27 установлено ограничение в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением Технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом пункт 2 статьи 26 гласит, что наряду с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, иные ограничения, в том числе ограничения, касающиеся поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляемых на территории Российской Федерации, могут устанавливаться только федеральным законом.
Из названия и содержания представленного проекта приказа следует, что настоящим приказом помимо Технических условий в области оборота дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного утверждаются Требования к складским помещениям, используемым для оборота дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.