Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства экономического развития РФ "О внесении изменений в требования к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) и их деятельности, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 28 ноября 2016 г. N 763"
(подготовлен Минэкономразвития России 21.01.2019 г.)
По результатам проведенной оценки соблюдения региональными гарантийными организациями (далее - РГО) требований законодательства Российской Федерации в 2017 году, Минэкономразвития России совместно с АО "Корпорация "МСП" подготовило изменения в приказ Минэкономразвития России от 28.11.2016 N 763 "Об утверждении требований к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) и их деятельности" (далее - Приказ) в целях приведения отдельных положений Приказа в соответствие с нормами законодательства Российской Федерации, оптимизации деятельности РГО в части учета финансового результата при утверждении размера гарантийного капитала РГО, операционных затрат, процесса электронного документооборота между РГО, АО "Корпорация "МСП" и Минэкономразвития России и т.д.
Предлагается:
1) закрепить положения в части определения размера гарантийного капитала на уровне стоимости чистых активов с учетом необходимости обеспечения ведения самостоятельного учета средств целевого финансирования, предоставленных из бюджетов всех уровней по деятельности, связанной с предоставлением поручительств и (или) независимых гарантий;
2) исключить положения, касающиеся обеспечения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) и (или) организаций инфраструктуры поддержки - участников закупок, в целях приведения положений Приказа в соответствие с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (вступившими в силу с 01.07.2018);
3) предусмотреть возможность предоставления поручительств и (или) независимых гарантий РГО по иным договорам о предоставлении финансирования, в связи с тем, что пунктом 3.2 Приказа предусмотрен исчерпывающий перечень видов обязательств, по которым предоставляется поручительство и (или) независимая гарантия РГО (кредитный договор, договор займа, договор финансовой аренды (лизинга), договор о предоставлении банковской гарантии);
4) во избежание двойного толкования положений Приказа в части требований к аудиторским организациям, предусмотренных частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, а также с учетом позиции Минэкономразвития России (письмо от 04.08.2016 N Д28и-1987), установить исчерпывающий перечень требований к аудиторским организациям, по аналогии с требованиями к аудиторским организациям, осуществляющим проверку соблюдения АО "Корпорация "МСП" нормативов, указанных в части 11.4 статьи 25.1 Федерального закона N 209-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2018 N 310;
5) в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2018 N 537-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статью 12 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" в части расширения субъектного состава лиц, уполномоченных осуществлять аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности РГО, предусмотреть возможность проведение аудита индивидуальными аудиторами (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательный аудит проводится только аудиторской организацией);
6) предусмотреть возможность корректировки лимитов на финансовую организацию РГО Республики Крым и города федерального значения Севастополь по согласованию с Минэкономразвития России и АО "Корпорация "МСП", с учетом особенностей кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства на территории указанных субъектов Российской Федерации;
7) учитывая, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не содержит понятия просроченной задолженности по налогам, определить в качестве документа, подтверждающего отсутствие задолженности по налогам, сборам и соответствующим пеням, справку из ФНС России по форме, установленной ФНС России;
8) предусмотреть возможность приостановления сотрудничества РГО с финансовыми организациями-партнерами по иным основаниям, помимо несоответствия последними критериям отбора;
9) в целях реализации единых принципов оказания гарантийной поддержки всеми участниками Национальной гарантийной системы, в частности, по вопросу обеспечения единого подхода к порядку информирования субъектов МСП о причинах отказа в предоставлении поручительств, закрепить требования по уведомлению РГО субъектов МСП и (или) организаций инфраструктуры поддержки по результатам рассмотрения заявки на предоставление поручительства и (или) независимой гарантии;
10) в части требований к кредитным организациям для размещения временно свободных средств РГО предусмотреть наличие кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное рейтинговое агентство (Акционерное общество) не ниже уровня A-(RU) или кредитного рейтингового агентства Акционерное общество "Рейтинговое агентство "Эксперт РА" не ниже уровня ruA-;
11) установить критерии отбора для кредитных организаций - участников рынка ценных бумаг;
12) скорректировать требования по списанию безнадежной задолженности за счет сформированного резерва в связи с необходимостью разработки РГО самостоятельного локального нормативного акта в соответствии с правилами бухгалтерского учета;
13) в целях оптимизации процесса документооборота между РГО и АО "Корпорация "МСП", с учетом требований к формам отчетов о деятельности РГО и порядку предоставления отчетов, установленных приказом Минэкономразвития России от 01.03.2017 N 91, а также принимая во внимание положения проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1410" в части предоставления АО "Корпорация "МСП" доступа Минэкономразвития России к информации с использованием АИС "Мониторинг МСП":
а) исключить требования к РГО по уведомлению АО "Корпорация "МСП" и Минэкономразвития России о приостановлении сотрудничества с финансовыми организациями;
б) исключить требования о предоставлении отчетности РГО в Минэкономразвития России с использованием распределенной автоматизированной информационной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (http://ais.economy.gov.ru)";
в) предусмотреть предоставление РГО информации о размерах поручительств и (или) независимых гарантий, планируемых к выдаче (предоставлению) РГО в следующем финансовом году с использованием АИС "Мониторинг МСП", а также информации по кредитным договорам, договорам займа, договорам финансовой аренды (лизинга), договорам о предоставлении банковской гарантии и иным договорам, в обеспечение которых предоставлены поручительства и (или) независимые гарантии РГО в рамках соглашения о конфиденциальности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.