Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 13.03.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях уточнения форм и методов осуществления контроля за соблюдением миграционного законодательства.
В настоящее время статьи 292, 30, 32 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусматривают осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, в который включаются федеральный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации и федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников.
При этом порядок осуществления государственного контроля (надзора) определен только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекающих к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются принимающей или приглашающей стороной (Положение об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1162). Государственный контроль (надзор) в отношении указанных категорий осуществляется путем проведения проверок в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон).
Требования к осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан законодательством Российской Федерации не урегулированы. При этом в указанном случае не требуется применение форм и методов государственного контроля (надзора), предусмотренных Федеральным законом.
В этой части контроль может осуществляться при постановке на миграционный учет иностранных граждан, оформлении иностранными гражданами документов на право временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, трудовой деятельности в Российской Федерации, а также за наличием у иностранного гражданина соответствующих документов, без проведения дополнительных проверочных мероприятий.
Этими же методами представляется возможным контролировать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются принимающей или приглашающей стороной, а также работодателей - физических лиц.
Таким образом, применение форм и методов, установленных Федеральным законом целесообразно только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекающих иностранных граждан к трудовой деятельности и выполняющих в связи с эти ряд обязанностей, контроль за которыми требует проведения проверочных мероприятий.
Для достижения названных целей предлагается признать утратившей силу статью 292 и внести соответствующие изменения в статьи 30 и 32 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а также дополнить статьи 12 и 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N3-ФЗ "О полиции", в части наделения правами и обязанностями полиции по осуществлению контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, привлекающими к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Анализ ведомственной статистической отчетности МВД России по результатам правоприменительной практики свидетельствует о значительном сокращении плановых проверок проведенных в отношении указанных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в 2015 г. - 4 464, в 2016 г. - 1 682, в 2017 г. - 1 063, за 2018 г. - 901) и их низкой эффективности.
В этой связи законопроектом предусмотрен отказ от проведения плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекающих иностранных граждан к трудовой деятельности, что будет способствовать снижению нагрузки на бизнес при одновременном повышении эффективности контрольных мероприятий.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует разработки следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1162".
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - МВД России.
Соисполнитель - Минэкономразвития России.
2. Приказ МВД России "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за привлечением иностранных граждан к трудовой деятельности".
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - МВД России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.