Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям, реализующим проекты в сфере информационных технологий, по льготной ставке"
(подготовлен Минкомсвязью России 25.03.2019 г.)
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям, реализующим проекты в сфере информационных технологий, по льготной ставке.
2. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства Российской Федерации
от __________ 2019 г. N _____
ПРАВИЛА
предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям, реализующим проекты в сфере информационных технологий, по льготной ставке
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям, реализующим проекты в сфере информационных технологий, по льготной ставке (далее - субсидии, кредиты, заемщики).
2. Субсидии предоставляются российским кредитным организациям в целях обеспечения доступности финансовых средств для российских организаций, реализующих проекты в сфере информационных технологий.
Субсидии предоставляются также на возмещение недополученных российскими кредитными организациями доходов по льготным кредитам с применением расчетов по безотзывным аккредитивам, содержащим условие об осуществлении платежа при представлении в российские кредитные организации документов, подтверждающих факт получения заемщиком имущества (принятия им результатов выполненных работ, оказанных услуг).
3. Субсидии предоставляются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства как получателя средств федерального бюджета в текущем финансовом году на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее - лимит бюджетных обязательств).
4. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"российская кредитная организация" - системно значимая российская кредитная организация, определенная в установленном порядке, государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ", иная кредитная организация, отобранная в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, (далее - уполномоченный банк);
"заёмщик" - российская организация, реализующая проект в сфере информационных технологий;
"проект в сфере информационных технологий" - проект, соответствующий требованиям, установленным Министерством, содержащим в обязательном порядке привязку к приоритетам, технологиям и субтехнологиям, определенным дорожными картами по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий;
"кредитный договор (соглашение)" - кредитный договор (соглашение), по которому уполномоченный банк предоставляет заёмщику льготный кредит;
"льготный кредит" - целевые денежные средства в российских рублях, выданные уполномоченным банком после 1 января 2019 года по льготной ставке одному заёмщику на срок до 6 лет на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил;
"льготная ставка" - процентная ставка по льготному кредиту, составляющая не менее 1 процента годовых и не более 5 процентов годовых;
"реестр заёмщиков" - сформированный уполномоченным банком перечень заёмщиков, получивших льготный кредит, по форме, утвержденной Министерством;
"реестр потенциальных заёмщиков" - сформированный уполномоченным банком перечень заёмщиков, подавших в уполномоченный банк заявку на получение льготного кредита, по форме, утвержденной Министерством.
5. Отбор уполномоченных банков осуществляется Министерством в установленном им порядке.
В целях проведения отбора Министерство создает комиссию по вопросам предоставления субсидии и утверждает порядок ее работы и состав.
В состав комиссии включаются представители Министерства, иных федеральных органов исполнительной власти, автономная некоммерческая организация "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" (далее - Аналитический центр).
Информационно-аналитическое и организационно-методическое обеспечения деятельности комиссии осуществляет Аналитический центр.
6. Отбор уполномоченных банков осуществляется по общим и специальным критериям, которые на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключения соглашений, отвечают данным критериям.
Системно значимые российские кредитные организации, определенные в установленном порядке, государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" признаются уполномоченными банками без проведения отбора.
6.1. Общими критериями являются:
отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
отсутствие просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед федеральным бюджетом;
не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения или преобразования), ликвидации, банкротства;
не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
не получает средства из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
6.2. Специальными критериями являются:
наличие собственных средств (капитала) в размере не менее 20 млрд. рублей;
наличие у кредитной организации кредитного рейтинга не ниже уровня "BBB-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruBBB-" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество "Рейтинговое Агентство "Эксперт РА".
7. Заёмщик самостоятельно выбирает уполномоченный банк для получения льготного кредита. Уполномоченный банк рассматривает возможность предоставления льготного кредита в соответствии с правилами и процедурами, принятыми в уполномоченном банке.
8. Заёмщик, претендующий на получение льготного кредита, представляет в уполномоченный банк документы в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным банком.
9. Ведение реестра заёмщиков осуществляется уполномоченным банком.
Порядок включения заёмщика, содержащегося в реестре потенциальных заёмщиков, в реестр заёмщиков устанавливается Министерством.
Рассмотрение и одобрение сведений о заёмщиках, содержащихся в реестре потенциальных заемщиков, на предмет соответствия их требованиям, установленным Министерством, в целях включения заёмщика в реестр заёмщиков осуществляет Аналитический центр.
10. Размер кредита, предоставляемый заёмщику, определяется Министерством в установленном им порядке.
11. Проверку целевого использования льготного кредита осуществляет уполномоченный банк на основании документов, представленных заёмщиком согласно кредитному договору (соглашению), в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При предоставлении льготного кредита для выплаты авансов в счет оплаты приобретаемого имущества (выполняемых работ, оказываемых услуг) срок поставки имущества (выполнения работ, оказания услуг) не должен превышать срок этого льготного кредита. При предоставлении льготного кредита с применением расчетов по открываемым в уполномоченном банке безотзывным аккредитивам, содержащим условие об осуществлении платежа при представлении в уполномоченный банк документов, подтверждающих факт получения заемщиком имущества (принятия им результатов выполненных работ, оказанных услуг), срок исполнения такого аккредитива не должен превышать срок кредита. В случае неисполнения аккредитива в течение срока льготного кредита уполномоченный банк осуществляет возврат субсидии в размере, соответствующем размеру субсидии, перечисленной уполномоченному банку для возмещения им недополученных доходов по кредиту (части кредита).
12. Кредитные средства, предоставленные уполномоченным банком заемщику в соответствии с кредитным договором (соглашением), не могут быть размещены на депозитах, а также в иных финансовых инструментах.
В случае нарушения заемщиком данного условия уполномоченный банк исключает заемщика из реестра заемщиков.
Допускается включение в кредитные договоры (соглашения) условия о конвертации средств льготных кредитов в иностранную валюту для расчетов с поставщиками по внешнеторговым контрактам по безотзывным аккредитивам, содержащим условие об осуществлении платежа при представлении в уполномоченный банк документов, подтверждающих факт получения заемщиком имущества (принятия им результатов выполненных работ, оказанных услуг).
13. Субсидии предоставляются уполномоченным банкам в размере 100 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора (соглашения). В течение срока действия кредитного договора (соглашения) размер субсидии, предоставляемой уполномоченным банкам, рассчитывается исходя из 100 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на каждую дату начисления уполномоченным банком процентов по кредитному договору (соглашению).
В случае изменения размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации ее новое значение для расчета размера субсидии применяется, начиная с дня ее изменения.
Период субсидирования начинается со дня заключения кредитного договора (соглашения), в том числе по льготным кредитам с применением расчетов по аккредитивам и действует до дня окончания срока действия кредитного договора (соглашения).
14. Министерство не позднее 20 числа каждого месяца обобщает и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о размере субсидий, не использованных уполномоченными банками на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
15. Субсидии предоставляются уполномоченному банку на основании соглашения о предоставлении субсидий, заключенного между Министерством и уполномоченным банком в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение о предоставлении субсидий).
Соглашение о предоставлении субсидии заключается с уполномоченным банком, прошедшим отбор, за исключением системно значимых российских кредитных организаций, определенных в установленном порядке, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", признаваемыми уполномоченными банками без проведения отбора.
В целях заключения соглашения о предоставлении субсидии уполномоченный банк в течение 15 рабочих дней с момента получения от Министерства письма о признании его в качестве уполномоченного банка направляет в Министерство заявление о заключении соглашения о предоставлении субсидии (в произвольной форме), подписанное руководителем уполномоченного банка или уполномоченным им лицом (с представлением документов, подтверждающих полномочия этого лица).
Министерство не позднее 7 рабочих дней с момента заключения соглашения о предоставлении субсидии обобщает и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию об уполномоченных банках.
16. Соглашение о предоставлении субсидии должно предусматривать:
а) сроки перечисления субсидии;
б) согласие уполномоченного банка на проведение Министерством и (или) органами государственного финансового контроля проверок соблюдения уполномоченным банком целей, условий и порядка предоставления субсидии, которые установлены настоящими Правилами и соглашением о предоставлении субсидии;
в) показатель результата, предусмотренный пунктом 29 настоящих Правил;
г) ответственность уполномоченного банка за нарушение условий, определенных соглашением о предоставлении субсидий;
д) порядок и сроки возврата уполномоченным банком средств субсидий, использованных уполномоченным банком, в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством и (или) органом государственного финансового контроля, факта нарушения целей и условий предоставления субсидий, определенных в соглашении о предоставлении субсидий;
е) основания и порядок расторжения соглашения о предоставлении субсидий;
ж) перечень документов, представляемых уполномоченным банком для получения субсидии;
з) размер субсидий в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
и) счет, на который перечисляются денежные средства в случае принятия положительного решения о предоставлении субсидий;
к) порядок и сроки возврата уполномоченным банком соответствующих средств в случае недостижения значения показателя результата, указанного в пункте 29 настоящих Правил;
л) порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидий и о достижении показателя результата, указанного в пункте 29 настоящих Правил, определяемые Министерством.
17. Соглашение о предоставлении субсидий заключается на срок действия доведенных до Министерства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил, и действует до полного исполнения обязательств, предусмотренных соглашением.
18. Субсидии в очередном финансовом году предоставляются уполномоченному банку на основании соглашения о предоставлении субсидий не позднее 15 рабочих дней финансового года после доведения лимитов бюджетных обязательств до Министерства как получателя средств федерального бюджета.
19. Заявка на получение субсидии представляется уполномоченным банком в Министерство ежемесячно в течение 5 рабочих дней после окончания календарного месяца и включает в себя следующие документы (по состоянию на 1-е число отчетного месяца):
заявление о предоставлении субсидии (в произвольной форме);
заверенный уполномоченным банком отчет о суммах выданных кредитов и начисленных процентах, суммах уплаченных заемщиком денежных средств по основному долгу и процентам (с указанием сроков) по льготному кредиту, а также информация о потребности в субсидиях;
реестр кредитных договоров (соглашений), заключенных в предыдущем месяце между заемщиками и уполномоченным банком, а также реестр кредитных договоров (соглашений), по которым заемщиком были нарушены условия в части возврата заемных средств;
акт сверки расчетов между Министерством и уполномоченным банком по соглашению о предоставлении субсидий, подписанный уполномоченным банком;
отчет о целевом использовании льготных кредитов, полученных заемщиками;
иные документы, предусмотренные соглашением.
Уполномоченный банк несет ответственность за достоверность представленной информации.
20. Министерство:
а) регистрирует документы, указанные в пункте 19 настоящих Правил;
б) проверяет в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил, полноту и достоверность содержащихся в них сведений и принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии;
в) уведомляет о принятом решении уполномоченный банк в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.
21. Основанием для отказа в предоставлении субсидии уполномоченному банку является:
а) несоответствие представленных уполномоченным банком документов положениям пункта 19 настоящих Правил или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;
б) недостоверность представленной уполномоченным банком информации.
22. В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии Министерство в срок, указанный в подпункте "в" пункта 20 настоящих Правил, направляет уполномоченному банку соответствующее уведомление с указанием причин отказа и возвращает представленные документы.
Повторное представление уполномоченным банком документов, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил, возможно не позднее 5 рабочих дней после возврата представленных документов.
23. Право на получение субсидии возникает у уполномоченного банка со дня заключения соглашения о предоставлении субсидии.
24. Перечисление субсидии осуществляется ежемесячно не позднее 10-го рабочего дня после принятия Министерством документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил, на корреспондентский счет уполномоченного банка, открытый в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации.
Последнее в финансовом году перечисление субсидии, а также окончательная сверка расчетов по субсидии осуществляются не позднее 25 декабря текущего года.
25. Уполномоченный банк вправе определить стоимость выдаваемого им льготного кредита в соответствии со своими нормативными документами в случаях:
а) нарушения заемщиком целей использования льготного кредита;
б) несоответствия заемщика требованиям, установленным пунктами 7 настоящих Правил (до момента предоставления в уполномоченный банк документов, подтверждающих соответствие заемщика требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил);
в) невыполнения заемщиком обязательств по погашению основного долга и уплате начисленных процентов в соответствии с графиком платежей по кредитному договору (соглашению);
г) подписания заемщиком и уполномоченным банком соглашения о продлении срока пользования льготного кредита (пролонгации);
д) выявления Министерством и (или) органом государственного финансового контроля несоответствия организации, осуществляющей деятельность в сфере информационных технологий или реализуемого за счет льготного кредита проекта в сфере информационных технологий требованиям, установленным Министерством;
е) нарушения иных установленных решением уполномоченного банка ковенантов.
26. В случае недостатка бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил, или не заключения Министерством с уполномоченным банком соглашения о предоставлении субсидий на очередной финансовый год, процентная ставка по кредитному договору (соглашению) может быть увеличена уполномоченным банком не более чем на 100 процентов размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день принятия уполномоченным банком решения о повышении процентной ставки по кредитному договору (соглашению), а в дальнейшем процентная ставка по указанным договорам (соглашениям) рассчитывается исходя из увеличения льготной ставки на 100 процентов размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на каждый день начисления уполномоченным банком процентов по кредитному договору (соглашению).
В случае изменения размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации ее новое значение для расчета размера процентов по кредитному договору (соглашению) применяется начиная с дня ее изменения.
27. Документооборот между Министерством и уполномоченным банком осуществляется на бумажном носителе и (или) в электронном виде.
28. Информация о размерах и сроках перечисления субсидий уполномоченному банку учитывается Министерством при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.
29. Показателем результата является поддержка проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы и цифрового развития экономики субъектов Российской Федерации.
Значение показателя результата устанавливается Министерством исходя из показателя результата, определенного национальной программой "Цифровая экономика Российской Федерации" и включается в соглашение о предоставлении субсидии.
Степень достижения указанного показателя ежегодно оценивается Министерством в установленном им порядке.
30. В случае выявления уполномоченным банком нецелевого использования заемщиком льготного кредита (части льготного кредита), в том числе с применением расчетов по аккредитивам, а также несоблюдения заемщиком требования пункта 12 настоящих Правил уполномоченный банк в течение 5 рабочих дней информирует Министерство о факте нарушения с указанием размера средств льготных кредитов, использованных не по целевому назначению, и периода их нецелевого использования.
В случае выявления уполномоченным банком нецелевого использования заемщиком льготного кредита (части кредита) уполномоченный банк осуществляет возврат средств в размере, соответствующем размеру субсидии, перечисленной уполномоченному банку для возмещения им недополученных доходов по кредиту (части кредита), использованному не по целевому назначению.
31. Министерство и (или) орган государственного финансового контроля обязаны проводить проверки соблюдения уполномоченным банком целей, условий и порядка предоставления субсидий в соответствии с подпунктом "а" пункта 6 общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг".
32. В случае установления факта нарушения уполномоченным банком условий, целей и порядка предоставления субсидии или недостижения показателя результата соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня получения соответствующего требования от Министерства и (или) уполномоченного органа государственного финансового контроля. При этом уполномоченный банк обязан уплатить пеню, размер которой составляет одну трехсотую ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начала начисления пени, от суммы субсидии, использованной с нарушением целей или условий ее получения.
33. Контроль за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидий осуществляется Министерством и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.