Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций"
(подготовлен Минэкономразвития России 08.05.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - законопроект) разработан в рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 января 2019 г. N Пр-38ГС и пунктов 3, 8, 11 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 18 января 2019 г. N ТГ-П44-349.
1. Изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в части формирования единой информационной системы, содержащей сведения о социально ориентированных некоммерческих организациях (далее - СО НКО), - получателях поддержки за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вносятся в соответствии с подпунктом в) пункта 1 указанного перечня поручений Президента Российской Федерации.
Законопроектом предлагается сформировать единую информационную систему поддержки СО НКО, в которой аккумулируется информация о предоставлении таким организациям финансовой поддержки, помещений в аренду (безвозмездное пользование), а также информация о нарушениях, допущенных СО НКО и нецелевом расходовании средств.
Указанные сведения размещаются соответствующим органом власти, предоставлявшим поддержку. Все сведения в информационной системе размещаются на безвозмездной основе, ведет такой информационный ресурс организация, уполномоченная Президентом Российской Федерации на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, в настоящее время такой организацией является Фонд президентских грантов.
2. Изменения в законодательство, предусматривающие совершенствование системы отчетности СО НКО, сроков проведения проверок, установленных в отношении этих субъектов малого предпринимательства разработаны в соответствии с абзацем первым подпункта з) указанного перечня поручений Президента Российской Федерации.
а) Задача совершенствования системы отчетности СО НКО будет обеспечена через внесение изменений в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". С этой целью в законопроекте будет уточнено понятие "иностранные источники", в отношении финансирования и иного имущества, передаваемого некоммерческим организациям, а также в целях исключения дублирования различных форм отчетности определяется, что формы отчетности некоммерческих организаций определяются постановлением Правительства Российской Федерации. Также законопроектом исключается необходимость представления отдельных отчетов некоммерческих организаций в Федеральную налоговую службу, так как постановлением Правительства Российской Федерации устанавливаются формы отчетности некоммерческих организаций, в том числе, выполняющих функции иностранного агента, включая информацию о предоставлении сведений о целевом расходовании средств.
Законопроектом также в целях исключения дублирования отчетности, предоставляемой СО НКО вводится норма, определяющая, что отдельных форм статистической отчетности для СОНКО не допускается.
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и в Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" с целью упрощения отчетности благотворительных организаций и приведения форм общественных объединений к формам отчетности некоммерческих организаций, установленных Минюстом России в приказе от 16 августа 2018 г. N 170.
б) Внесение изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предполагает распространение на социально ориентированные некоммерческие организации нормы, соответствующей ограничениям по количеству занятых и объему выручки, сокращение сроков проведения проверок и их отмену на период до 31 декабря 2020 года, также как это установлено для субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Внесение изменений в законодательство в сфере распространяющих на СО НКО отдельных мер государственной поддержки, предусмотренных для субъектов малого и среднего предпринимательства с аналогичными численностью работников и размером доходов, а также особых условий участия в приватизации арендуемого государственного или муниципального имущества, предусмотренных абзацем вторым подпункта и) пункта 1 указанного перечня поручений Президента Российской Федерации.
а) Дополнение существующих форм поддержки СОНКО таким видом поддержки, как субсидирование юридических лиц в целях обеспечения предоставления ими поручительств и независимых гарантий социально ориентированным некоммерческим организациям, микрозаймов микрофинансовыми организациями предлагается через внесение изменений в статьи 15 и 15.2 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и в статью 31.1. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Данные изменения в законодательство разработаны также во исполнение пункта 44 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2015 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 2736-р, подпункта "б" пункта 18 поручения Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N ДМ-П13-8410 в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. (поручение от 8 декабря 2015 г. N Пр-2508), пункта 7 Комплекса мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы, распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы" (пункт 5 раздела 1 плана) в целях оказания поддержки и расширения доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению социальных услуг населению.
Введение новой формы поддержки позволит СО НКО привлекать необходимые средства на этапах, требующих осуществления авансового финансирования для организации предоставления соответствующей услуги, с последующим возвратом заемных средств после получения возмещения. Использование в этих целях уже имеющейся инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для СО НКО позволит избежать необходимости выделения дополнительных средств для создания новых организаций, выполняющих аналогичные функции в отношении СО НКО.
При этом учет бюджетных ассигнований, выделяемых для социально ориентированных некоммерческих организаций и для субъектов малого и среднего предпринимательства, будет проводиться раздельно.
Механизм предоставления поручительств, независимых гарантий, микрозаймов СО НКО предполагает, что средства на указанные цели будут выделяться из программ поддержки СО НКО субъектов Российской Федерации в случае, если субъект такое решение принимает.
Далее, средства перечисляются региональным гарантийным организациям и микрофинансовым организациям, которые в свою очередь предоставляют СОНКО поручительства, независимые гарантии, микрозаймы.
Принятие указанной нормы не приведет к возникновению обязательств субъектов Российской Федерации по выделению дополнительных средств на поддержку деятельности СОНКО, а предоставит такую возможность. При этом предоставление возможности использовать для предоставления финансовой поддержки СОНКО инфраструктуры, созданной для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, позволит обеспечить экономию бюджетных средств, исключив необходимость создания дублирующей инфраструктуры финансовой поддержки некоммерческих организаций.
б) Предоставление СОНКО преимущественного права выкупать помещения, находящегося во временном владении или пользовании таких организаций предлагается через внесение изменений в пункт 9 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Некоммерческие организации часто арендуют одно помещение, находящееся в государственной или в муниципальной собственности в течение нескольких лет, соответственно несут затраты по содержанию такого помещения, возможно делают ремонт. В случае, если у некоммерческой организации есть возможность выкупить такое помещение, у нее должно быть право преимущественного выкупа.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.