Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
(подготовлен Минтрудом России 05.07.2019 г.)
Во исполнение подпункта "г" пункта 6 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. N Пр-294 по реализации послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации и пункта 18 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 28 февраля 2019 г. N ДМ-П13-1511 подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (далее - проект постановления), которым утверждаются Правила предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Проектом постановления предусматривается оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В перечень указанных мероприятий входят:
оказание помощи по поиску работы и трудоустройству в рамках социального контракта;
оказание помощи по прохождению профессионального обучения и получению дополнительного профессионального образования в рамках социального контракта;
оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в рамках социального контракта;
осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Оказание целевой поддержки гражданам в рамках социального контракта путем указанных мероприятий позволит более полно реализовать трудовой потенциал получателей такой помощи, повысить благосостояние, социальное благополучие и социальную ответственность граждан, тем самым снизить иждивенческий мотив в их поведении, создать условия для активного участия в жизни общества.
В соответствии с перечнем мероприятий реализация механизма социального контракта предусматривается по пяти направлениям, определенным частью 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В 2020 году предлагается предоставить из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта субъектам Российской Федерации, участвующим в реализации пилотного проекта, направленного на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза в порядке, в соответствии с приказом Минтруда России от 29 ноября 2018 г. N 748. В настоящее время к таковым относится 13 регионов, в том числе Республика Татарстан, Кабардино-Балкарская Республика, Приморский край, Алтайский край, Ивановская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская, Томская, Курганская области, Республика Тыва, Республика Коми, Пермский край.
Одним из критериев отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии является также распределение численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта:
по мероприятию, направленному на оказание помощи по поиску работы и трудоустройству, - от 40 процентов до 50 процентов общей численности получателей;
по мероприятию, направленному на оказание помощи по прохождению профессионального обучения и получению дополнительного профессионального образования, - от 10 процентов до 20 процентов общей численности получателей;
по мероприятию, направленному на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, - от 5 процентов до 15 процентов общей численности получателей;
по иным мероприятиям, направленным на преодоление трудной жизненной ситуации, предусмотренным законодательством субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", - от 15 процентов до 20 процентов общей численности получателей.
Указанная пропорция в распределении планируемых к софинансированию мероприятий используется в связи с тем, что трудоустройство и закрепление на новом рабочем месте гражданина, заключившего социальный контракт, а также получение дополнительного профессионального образования с последующим обязательным прохождением стажировки, являются определяющими факторами преодоления трудной жизненной ситуации (в общей сложности на эти мероприятия будет направлено от 60 до 85 процентов субсидии).
Предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъектов Российской Федерации из федерального бюджета определяется в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999.
По направлению "оказание помощи по поиску работы и трудоустройству в рамках социального контракта" отмечается, что указанные мероприятия направлены не только на безработных гражданин, но также на поиск иной, более оплачиваемой работы, в том числе в другом населенном пункте и (или) по иной специальности (профессии).
В целях стимулирования граждан к закрепляемости на рабочем месте в течение 12 месяцев с момента трудоустройства предлагается выплачивать материальную поддержку, равную величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году заключения социального контракта.
По направлению "оказание помощи по прохождению профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в рамках социального контракта" отмечается, что указанное мероприятие может быть реализовано для лиц, которые не имеют специальности (профессии), либо которые оканчивали профессиональное обучение давно и длительно не работали, а также для повышения квалификации по имеющейся профессии с целью поиска более высокооплачиваемой работы или получения новой профессии (специальности), если по имеющейся у гражданина специальности он не может найти себе достойную работу.
Так, предлагается в период прохождения гражданами профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования выплачивать им материальную поддержку (не более 9 месяцев), в размере прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году заключения социального контракта.
После прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования заключившие социальный контракт граждане проходят стажировку в течение 9-х месяцев, во время которой работодателю, у которого проходит стажировку гражданин, возмещается оплата за стажировку в размере величины минимального размера оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации на соответствующий год, увеличенному на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
Средний срок обучения составит 9 месяцев. Исходя из анализа стоимости профессионального обучения в различных субъектах Российской Федерации в целях получения компетенций, актуальных на современном рынке труда, средняя стоимость за весь курс обучения составит в среднем 30 тыс. рублей.
Мероприятия по оказанию помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в рамках социального контракта направлено на стимулирование самозанятости граждан в целях преодоления трудной жизненной ситуации. В рамках данного направления гражданину предоставляется единовременная выплата в размере не более 250000 рублей на одного предпринимателя на создание собственного дела и выхода на самообеспечение. Единовременная выплата предназначена для потребностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, кроме аренды и зарплаты наемным работникам.
Размер единовременной выплат определен исходя из анализа оказания такого вида помощи в рамках социального контракта на основе представленной регионами информации на такие виды направлений, как создание мини-кондитерского цеха по производству хлебобулочных изделий, организации по консалтингу (на создание рабочего места), швейной мастерской, тепличное хозяйство по выращиванию овощей и иные.
Под иными мероприятиями, направленными на преодоление трудной жизненной ситуации, в рамках настоящих Правил понимается государственная социальная помощь в виде пособия, предусмотренного законодательством субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". В рамках данного направления гражданам, заключившим социальный контракт, в течение 12 месяцев предоставляется материальная поддержка, равная величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году заключения социального контракта, и предназначенная для удовлетворения текущих потребностей в медицинском лечении, профилактическом осмотре, покупке лекарственных препаратов, товаров первой необходимости, оплаты дошкольного образования, спортивных секций для детей и иных семейно-ориентированных мероприятий.
Эффективность использования субсидий будет оцениваться Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основе следующих показателей результативности, которые установлены государственной программой Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296:
доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь. Значение указанного показателя устанавливается на уровне не менее 10 % (показатель для 2020 года);
доля граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта. Значение указанного показателя устанавливается на уровне не менее 50 % (показатель для 2020 года).
Учитывая изложенное, предлагается в 2020 году охватить мероприятиями, направленными на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта по указанным направлениям, не менее 40 тыс. малоимущих семей или одиноко проживающих граждан.
Бюджетные ассигнования предлагается предоставить в виде субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в 2020 году, в размере 7 млрд. рублей.
Проект постановления Правительства Российской Федерации не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.