Проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях организации деятельности по осуществлению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях"
(подготовлен Минприроды России 31.05.2019 г.)
проект
Федеральный закон
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях организации деятельности по осуществлению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5491; 2003, N 2, ст. 167; 2007, N 7, ст. 833; 2009, N 26, ст. 3121; 2011, N 27, ст. 3880; 2012, N 19, ст. 2281; 2015, N 27, ст. 3946; 2016, N 10, ст. 1323; 2017, N 1, ст. 6; 2018, N 7, ст. 976; N 17, ст. 2420) следующие изменения:
1) статью 1 дополнить новым вторым абзацем следующего содержания:
"экологический туризм - туризм в познавательных, рекреационных, оздоровительных целях, осуществляющийся в границах особо охраняемых природных территорий, при котором основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе при стремлении к ее сохранению, оказывая на нее минимальное воздействие;
2) часть 2 статьи 4 после слов "детского туризма" дополнить словами ", экологического туризма";
3) статью 9 дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:
"При формировании туристского продукта в целях экологического туризма на особо охраняемых природных территориях туроператором учитываются особенности, предусмотренные законодательством об особо охраняемых природных территориях.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1024; 2002, N 1, ст. 2; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5742, 5748; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6455; 2011, N 30, ст. 4567, 4590; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7043; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 52, ст. 6971; 2014, N 11, ст. 1092; N 26, ст. 3377; N 42, ст. 5615; N 48, ст. 6642; 2015, N 1, ст. 52; N 29, ст. 4347, 4359; 2016, N 27, ст. 4187; 2017, N 1, ст. 27; 2018, N 32, ст. 5114, 5133, 5135), следующие изменения:
1) статью 1 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Отношения, связанные с осуществлением туристской деятельности, регулируются законодательством о туристской деятельности, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.";
2) в подпункте "г" статьи 7 слова "познавательного туризма" заменить словами "экологического туризма";
3) в статье 9:
а) в подпункте "е" пункта 2 слова "познавательного туризма" заменить словами "экологического туризма";
б) пункт 4 дополнить пунктом 4.1. следующего содержания:
"4.1. На специально выделенных участках государственного природного заповедника допускается деятельность по развитию экологического туризма.
Правила организации экологического туризма на территориях государственных природных заповедников, перечень разрешенных к возведению объектов для организации экологического туризма на их территориях, утверждаются федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся государственные природные заповедники.".
в) во втором абзаце пункта 5 слова "познавательного туризма" заменить словами "экологического туризма";
4) в пункте 4 статьи 10 слова "познавательного туризма" заменить словами "экологического туризма";
5) в подпункте "г" статьи 13 слова "регулируемого туризма и отдыха" заменить словами "экологического туризма";
6) в статье 15:
а) в подпункте "б" пункта 1 слова "познавательного туризма" заменить словами "экологического туризма";
б) в подпункте "в" слова ", развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров" заменить словами ", а также размещения объектов туристской индустрии, в том числе объектов для организации отдыха, экологического туризма, музеев и информационных центров";
в) во втором абзаце пункта 6 слова "в целях туризма" заменить словами "в целях экологического туризма";
7) пункт 1 статьи 17 изложить в следующей редакции:
"1. Земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях организации отдыха и экологического туризма, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
Правила организации отдыха, экологического туризма в границах рекреационных зон национальных парков, перечень разрешенных к возведению объектов для организации отдыха, экологического туризма утверждаются федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки.".
8) в статье 24:
а) пункт 2 дополнить вторым абзацем следующего содержания:
"Правила организации экологического туризма на территории государственных природных заказников федерального значения утверждаются федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся государственные природные заказники".
б) пункт 3 дополнить вторым абзацем следующего содержания:
"Правила организации экологического туризма на территории государственных природных заказников регионального значения утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника".
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент |
В.Путин |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях организации деятельности по осуществлению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях"
Представляемый проект федерального закона разработан во исполнение пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 января 2019 г. N Пр-118 и пункта 5 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2019 г. N ДМ-П8-821 об установлении критериев экологического туризма и объектов рекреационного назначения, строительство которых допускается на таких территориях.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" к основным целям и задачам социально-экономического развития Российской Федерации отнесена задача по созданию инфраструктуры для экологического туризма в национальных парках.
В системе особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее - ООПТ федерального значения) действует более 350 визит-центров, 100 музеев природы с экспозициями о живой природе и историко-культурном наследии территорий, а также свыше 40 тыс. км экологических троп и маршрутов. Общее число посетителей особо охраняемых природных территорий федерального значения в 2018 году превысило 8 млн. человек, в том числе - свыше 6 млн. посетителей приняли национальные парки России.
Общее количество "экотроп" и маршрутов на ООПТ федерального значения в 2017 году составило 1 595 (по сведениям Росстата).
В рамках реализации федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма", входящего в состав национального проекта "Экология", в 32 национальных парках планируется создать инфраструктуру экологического туризма, а также обеспечить безопасную, доступную, комфортную среду проживания, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить продвижение туристских продуктов и, в результате, увеличить потоки экотуристов на территории национальных.
Доля количества посетителей особо охраняемых природных территорий достигает 10% от общего туристического потока в регионах страны. Экономический эффект от рекреационных услуг, предоставляемых с использованием имеющейся на ООПТ туристской инфраструктуры, в первую очередь, ведет к пополнению региональных и муниципальных бюджетов и увеличению добавленной стоимости регионального туристского продукта.
Целью развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) в Российской Федерации является формирование у широких слоев российского общества понимания современной роли особо ООПТ в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы и их места в социально-экономическом развитии регионов.
В современном мире развитие экологического туризма неразрывно связано с особо охраняемыми природными территориями - национальными парками, природными парками, созданными в целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.
Туристская деятельность в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об основах туристской деятельности), который определяет цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при осуществлении путешествий.
В Законе об основах туристской деятельности закреплены и используются основные понятия, определяющие понятия "Туризм", "Туристский продукт" и другие.
Вместе с тем понятие "экологического туризма" отсутствует в законодательных актах Российской Федерации. Таким образом, основная цель законопроекта это законодательно закрепить понятия "экологический туризм в Федеральном законе от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", а также ввести указанное понятие в Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в целях уточнения правового режима ООПТ и выработки механизмов государственной поддержки экологического туризма. Устанавливаемые в законопроекте нормы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые решения окажут влияние на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях организации деятельности по осуществлению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях организации деятельности по осуществлению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях" будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, в пределах установленной субъектом Российской Федерации предельной численности работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных им в федеральном и региональном бюджетах на выполнение установленных функций на соответствующий финансовый год и плановый период, не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета всех уровней и бюджетов органов местного самоуправления, а также субъектов предпринимательской деятельности.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях организации деятельности по осуществлению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях"
Принятие проекта федерального "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях организации деятельности по осуществлению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях организации деятельности по осуществлению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях"
1. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях организации деятельности по осуществлению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях" потребует подготовки следующих актов:
1) Указ Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. N 1013 "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации" в части наделения полномочиями по организации деятельности по осуществлению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях".
Ответственный исполнитель - ФСО России.
Срок - в течение 3 месяцев со дня принятия проекта федерального закона.
2) Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации в части наделения полномочиями по организации деятельности по осуществлению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях".
Ответственный исполнитель - Минприроды России, соисполнитель - Минобрнауки России.
Срок - в течение 3 месяцев со дня принятия проекта федерального закона.
2. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях организации деятельности по осуществлению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях" потребует принятия следующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
1) приказ Минэкономразвития России "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 12.07.2010 N 293 "Об установлении Порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков".
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня принятия проекта федерального закона;
2) приказ Минприроды России "Об установлении Правил организации экологического туризма на территориях государственных природных заповедников, перечень разрешенных к возведению объектов для организации экологического туризма на их территориях, Правил организации отдыха, экологического туризма в границах рекреационных зон национальных парков, перечень разрешенных к возведению объектов для организации отдыха, экологического туризма и Правил организации экологического туризма на территории государственных природных заказников".
Ответственный исполнитель - Минприроды России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня принятия проекта федерального закона.
3) Приказ ФСО России "Об установлении Правил организации отдыха, экологического туризма в границах рекреационных зон национальных парков, перечень разрешенных к возведению объектов для организации отдыха, экологического туризма и Правил организации экологического туризма на территории государственных природных заказников".
Ответственный исполнитель - ФСО России, соисполнитель - Минприроды России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня принятия проекта федерального закона.
4) Приказ Минобрнауки России "Об установлении Правил организации экологического туризма на территориях государственных природных заповедников, перечень разрешенных к возведению объектов для организации экологического туризма на их территориях".
Ответственный исполнитель - Минобрнауки России, соисполнитель - Минприроды России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня принятия проекта федерального закона.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.