Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минздравом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/05-19/00091638).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 27 мая по 17 июня 2019 года.
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой представлены сведения об учете или причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта, замечаний и предложений.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России с 15 по 23 июля 2019 г. провело дополнительные публичные консультации с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых замечания и предложения представили АО "Тамбовское спиртовое предприятие "Талвис",АО "Татспиртпром", СРО "Винодельческий союз", Ассоциация компаний розничной торговли, АШАН Ритейл Россия, АО "ДИКСИ Юг", Компания "Diageo", ООО "Фанагория-Розничная Сеть" (справка прилагается).
Согласно данным сводного отчета "проект акта разработан в целях охраны здоровья граждан от негативного влияния употребления алкогольной продукции и предусматривает запрет продажи крепких алкогольных напитков лицам, не достигшим возраста 21 года".
Разработчиком предлагается новая редакция подпункта 11 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), устанавливающего запрет продажи алкогольной продукции несовершеннолетним:
"11) несовершеннолетним, а в случае продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 16,5 процента объема готовой продукции - лицам, не достигшим возраста 21 года. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем возраста, установленного настоящим Законом, продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, позволяющий установить возраст этого покупателя".
Обращаем внимание на следующие риски, связанные с реализацией проектируемого регулирования.
1. Проектируемое регулирование может привести к существенным затруднениям в осуществлении торговой деятельности.
1.1. Установление пограничного показателя крепости алкогольной продукции в 16,5 процента содержания этилового спирта в объеме готовой продукции (далее - пограничный показатель, 16,5%) приведет к усложнению работы сотрудников на кассах, осуществляющих непосредственную передачу продукции покупателю. Сначала необходимо будет оценить крепость алкогольной продукции (в случае наличия специального программного обеспечения кассового аппарата, позволяющего в автоматическом режиме получать информацию о продаваемой алкогольной продукции, в том числе о ее крепости, сотруднику достаточно "считать" соответствующую информацию, а в случае отсутствия такого оборудования необходимо будет изучать этикетку каждой продаваемой бутылки в поисках информации о крепости продукции), сопоставить ее с предполагаемым возрастом покупателя, в случае продажи "легкого алкоголя" (до 16,5%) - например, суммировать к указанной в паспорте дате рождения 18, в случае продажи "крепкого алкоголя" (свыше 16,5%) - к дате рождения, указанной в паспорте, прибавлять 21. Более того, визуально различить покупателей возрастной группы 15 и 18 лет зачастую легче, чем возрастной группы 18 лет и 21 года.
Такое усложнение работы сотрудников на кассе может привести, с одной стороны, к росту ошибок продавцов, с другой стороны, к снижению скорости кассового обслуживания покупателей.
Вместе с тем обращаем внимание, что нарушение запрета о продаже алкогольной продукции несовершеннолетним является как основанием для применения мер ответственности, предусмотренных частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так и основанием для аннулирования лицензии на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
1.2. Кроме того, установление пограничного показателя приведет к необходимости внесения существенных изменений в операционные системы организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, а также дополнительного обучения персонала организаций торговли.
Например, по оценкам АШАН Ритейл Россия, дополнительные затраты по дооборудованию кассовых аппаратов дополнительным программным обеспечением составят более 4 млн. рублей (для 100 магазинов). Кроме того, установление и наладка нового программного обеспечения, обучение сотрудников могут занять не менее 2 месяцев.
2. Согласно пункту 31 технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции" (ТР ТС 047/2018)" (далее - ТР ЕАЭС 047/2018) маркировка алкогольной продукции должна содержать надпись: "Не рекомендуется употреблять лицам в возрасте до 18 лет, беременным и кормящим женщинам, а также лицам с заболеваниями нервной системы и внутренних органов.".
Представляется, что проектируемые ограничения розничной продажи алкогольной продукции вступают в противоречие с требованиями ТР ЕАЭС 047/2018 по маркировке алкогольной продукции.
3. Кроме того, представляется неясным выбор пограничного показателя: чем алкогольная продукция крепостью 16,5% является менее вредной, чем, например, продукция с содержанием этилового спирта 17% процента объема готовой продукции. Научных обоснований разработчиком не представлено.
В соответствии с пунктом 5 ТР ТС 047/2018 "пунш - ликероводочное изделие крепостью от 15 до 20 процентов".
Согласно логике разработчика, потребление в 19 лет пунша крепостью 15 % не наносит вреда головному мозгу, окончательное формирование которого, согласно сводному отчету, происходит к 21 году, в отличие от потребление пунша крепостью 20%.
4. Предлагаемые проектом акта меры могут не позволить достичь заявленных целей регулирования, а их реализация может иметь отдельные отрицательные последствия.
Представляется, что необоснованный запрет продажи алкогольной продукции для определенной категории потребителей может привести к увеличению уровня нелегальных продаж алкогольной продукции, а также привести к росту теневого рынка производства и оборота алкогольной продукции.
Так, согласно данным Росалкогольрегулирования*(1) треть водки (30,8 %), проверенной в 2018 году Росалкогольрегулированием, находилась в нелегальном обороте.
Кроме того, проектируемые меры могут привести и к росту потребления суррогатной алкогольной продукции молодыми людьми в возрасте от 18 до 21 года, что в свою очередь может привести к существенно более тяжелым последствиям, чем потребление совершеннолетними правоспособными гражданами легально произведенной безопасной алкогольной продукции.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 10 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) www.rbc.ru/business/18/04/2019/5cb862b19a794736591be11#ws
www.fsrar.ru/activities/informacionnye-materialy
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.