Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в целях совершенствования регулирования вопросов установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов"
(подготовлен Минтрудом России 20.08.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации от "О занятости населения в Российской Федерации" в целях совершенствования регулирования вопросов установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов" разработан в соответствии с пунктом 1 Плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 893-р, поручением Правительства Российской Федерации N ТГ-П12-9376 от 27 декабря 2018 г. и направлен на создание правовых условий возможности проведения эксперимента в отдельных субъектах Российской Федерации с использованием мер, направленных на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
В настоящее время действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, неудобен работодателям, неоднозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов (установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ).
Согласно статьям 20 и 21 Федерального закона N 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (статья 24 Федерального закона N 181-ФЗ).
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) не содержит специальных норм о дополнительной обязанности руководителя организации по трудоустройству инвалида. При этом действуют нормы Трудового кодекса: о том, что права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 274 Трудового кодекса); о недопустимости необоснованного отказа в заключении трудового договора, о запрете ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (статья 64 Трудового кодекса). Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд (статья 64 Трудового кодекса).
За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях).
Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.
По состоянию на декабрь 2016 года количество созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов рабочих мест в рамках квоты, информация о которых представлена работодателями в органы службы занятости, составило 338,7 тыс. мест. Из них 233,2 тыс. рабочих мест были заняты инвалидами, что составляет 68,9 % от общего количества установленных квот. В 2017 году квота была установлена в количестве 429,7 тыс. рабочих мест, на которых осуществляли трудовую деятельность 304,4 тыс. инвалидов (70,8 %). В 2018 году квота было установлена для 442,7 тыс. рабочих мест, на которых осуществляли трудовую деятельность на конец отчетного периода 308,9 тыс. инвалидов (70 %).
Полномочием по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в соответствии с пунктом первым статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения.
По итогам 2018 года в Российской Федерации проведено 4 126 проверок за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
С учетом вышеизложенного, необходимо оптимизировать механизм установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов, в том числе в части:
установления понятия соблюдения работодателями квоты для приема на работу инвалидов;
повышения административной ответственности работодателей за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, в том числе путем увеличения штрафных санкций за невыполнение работодателями квоты для приема на работу инвалидов.
По результатам рассмотрения письма Минтруда России от 14 декабря 2018 года N 16-0/10/П-9275 с докладом по вопросу дальнейшей доработки законопроектов по совершенствованию механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой дано поручение от 27 декабря 2018 г. N ТГ-П12-9376 Минтруду России, Минэкономразвития России и Минфину России совместно с РСПП и ФНПР внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке согласованные предложения по реализации мер, предусмотренных законопроектами, направленными на совершенствование механизмов квотирования рабочих мест для инвалидов, в рамках пилотного проекта в отдельных субъектах Российской Федерации со сроком исполнения 20 марта 2019 года.
В целях исполнения вышеуказанного поручения подготовлен настоящий проект федерального закона по аналогии с пакетом Федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, Республике Татарстан.
Целью разработки настоящего проекта федерального закона является нормативное правовое обеспечение возможности проведения эксперимента в отдельных субъектах Российской Федерации с использованием мер, направленных на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", разрешающих проводить в отдельных субъектах Российской Федерации эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов.
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации от "О занятости населения в Российской Федерации" в целях совершенствования регулирования вопросов установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов" не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.