Доработанный текст проекта Приказа Федеральной налоговой службы "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами в рамках компетенции, установленной положением о Федеральной налоговой службе"
(подготовлен ФНС России от 25.11.2018)
В соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами в рамках компетенции, установленной положением о Федеральной налоговой службе.
2. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по организационно-методологическому обеспечению деятельности налоговых органов в сфере валютного контроля.
Руководитель Федеральной налоговой службы |
М.В.Мишустин |
УТВЕРЖДЕН
приказом ФНС России
от "___" _____ 2018 г. N _______
Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами в рамках компетенции, установленной положением о Федеральной налоговой службе
I. Общие положения
1. Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами в рамках компетенции, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (далее - положение о Федеральной налоговой службе, Административный регламент) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России), её территориальными органами в процессе осуществления государственного контроля (надзора), порядок взаимодействия между структурными подразделениями ФНС России, её территориальными органами, их должностными лицами, порядок взаимодействия ФНС России, её территориальных органов с физическими или юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, учреждениями и организациями в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Наименование функции
2. Государственная функция по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами в рамках компетенции, установленной положением о Федеральной налоговой службе (далее - государственная функция).
Наименование органа, осуществляющего государственный контроль (надзор)
3. Исполнение государственной функции осуществляется ФНС России и её территориальными органами - управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональными инспекциями ФНС России, инспекциями ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями ФНС России межрайонного уровня (далее - налоговые органы).
Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора)
4. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), размещается на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Предмет государственного контроля (надзора)
5. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами (далее - субъекты проверки) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствие проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также соблюдение резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).
Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)
6. Должностные лица налоговых органов при осуществлении государственного контроля (надзора) имеют право:
а) проводить проверки соблюдения субъектами проверки актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (далее - валютное законодательство);
б) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям субъектов проверки;
в) запрашивать и получать документы и (или) информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
г) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства;
д) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение валютного законодательства.
7. Должностные лица налоговых органов при осуществлении государственного контроля (надзора) обязаны:
а) соблюдать в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий;
б) соблюдать положения настоящего Административного регламента;
в) истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р (далее - межведомственный перечень), от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся указанные документы;
г) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
8. Запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в межведомственный перечень.
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору)
9. Субъекты проверки, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору), имеют право:
а) знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
б) обжаловать решения и действия (бездействие) налоговых органов, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов, их должностных лиц.
г) по собственной инициативе представить документы и (или) информацию, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и включены в межведомственный перечень;
д) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органом государственного контроля (надзора), исполняющим государственную функцию, в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, включенные в межведомственный перечень.
10. Субъекты проверки, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору), обязаны:
а) представлять документы и (или) информацию, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ);
б) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
в) выполнять предписания налоговых органов об устранении выявленных нарушений валютного законодательства.
Описание результата осуществления государственного контроля (надзора)
11. Результатом осуществления государственного контроля (надзора) являются:
а) докладная записка о нецелесообразности проведения проверки;
б) акт проверки соблюдения валютного законодательства;
б) предписание об устранении выявленных нарушений валютного законодательства (в случае невыполнения субъектом проверки обязанностей, предусмотренных валютным законодательством).
Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) и достижения целей и задач проведения проверки
12. В целях осуществления государственного контроля (надзора) налоговые органы в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов, а резиденты и нерезиденты обязаны представлять налоговым органам документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона N 173-ФЗ и должны соответствовать требованиям, установленным частью 5 указанной статьи.
Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций органам валютного контроля утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2007 N 98.
II. Требование к порядку осуществления государственного контроля (надзора)
Порядок информирования об исполнении функции
13. Информация о порядке осуществления государственного контроля (надзора) размещается на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также предоставляется по телефону справочной службы ФНС России. В целях получения информации о порядке осуществления государственной функции заинтересованные лица также могут направить в ФНС России обращение в электронной форме с помощью размещенного на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет специального интерактивного сервиса.
Сведения о ходе исполнения государственной функции предоставляются должностными лицами структурного подразделения налогового органа, осуществляющего государственный контроль (надзор), ответственного за организацию и осуществление валютного контроля.
14. Справочная информация о месте нахождения ФНС России и территориальных налоговых органов, их почтовых адресах, графиках работы, номерах телефонов справочных служб и иная справочная информация размещается на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Также указанная справочная информация размещается в федеральном реестре и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
Срок осуществления государственного контроля (надзора)
15. Общий срок осуществления государственного контроля (надзора) составляет четыреста восемьдесят пять рабочих дней.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе
особенности выполнения административных процедур (действий)
в электронной форме
16. В рамках исполнения государственной функции осуществляются следующие административные процедуры:
а) назначение проверки;
б) проведение проверки;
в) оформление результатов проверки;
г) вынесение предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и осуществление контроля за своевременностью и полнотой исполнения предписания субъектом проверки.
Назначение проверки
17. Основанием для начала административной процедуры по назначению проверки является получение из внутренних и (или) внешних источников (в том числе в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок) документов и (или) информации, свидетельствующих о фактах нарушения валютного законодательства, а также о несоответствии проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений либо поручение на проведение проверки от руководителя (заместителя руководителя) ФНС России.
18. Административная процедура по назначению проверки предусматривает следующие административные действия, продолжительность их выполнения:
а) осуществление предпроверочного анализа субъекта проверки в пределах максимального срока, указанного в пункте 19 настоящего Административного регламента;
б) подготовка поручения о проведении проверки либо докладной записки о нецелесообразности проведения проверки в пределах максимального срока, указанного в пункте 19 настоящего Административного регламента.
19. Общий срок административной процедуры по назначению проверки, осуществляемой в рамках государственной функции, не может превышать тридцати рабочих дней.
20. Административное действие по осуществлению предпроверочного анализа субъекта проверки заключается в изучении и анализе всех имеющихся в распоряжении налогового органа документов и (или) информации о деятельности субъекта проверки, связанных с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям и иных документов и (или) информации.
21. В качестве источника информации о деятельности субъекта проверки могут использоваться следующие документы и (или) информация:
а) получаемые налоговыми органами из внешних источников, представленные органами и агентами валютного контроля, правоохранительными органами, а также из иных источников;
б) об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации и сведения о движении денежных средств по этим счетам (вкладам);
в) полученные налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
г) другие сведения, прямо или косвенно указывающие на возможность нарушения субъектом проверки требований валютного законодательства Российской Федерации при осуществлении валютных операций.
22. Административное действие по подготовке поручения о проведении проверки либо докладной записки о нецелесообразности проведения проверки заключается в подготовке должностным лицом налогового органа, проводившим предпроверочный анализ субъекта проверки, мотивированной докладной записки на руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении проверки с проектом поручения или о нецелесообразности проведения проверки.
23. Должностными лицами налогового органа, ответственными за выполнение административных действий административной процедуры по назначению проверки, являются:
а) руководитель налогового органа;
б) заместитель руководителя налогового органа, ответственный за организацию и осуществление валютного контроля;
в) руководитель структурного подразделения налогового органа, ответственного за организацию и осуществление валютного контроля;
г) должностное лицо налогового органа, проводившее предпроверочный анализ субъекта проверки.
24. Критерием принятия решения о проведении или нецелесообразности проведения проверки является согласие руководителя (заместителя руководителя) налогового органа с обстоятельствами, изложенными в докладной записке должностного лица налогового органа, проводившего предпроверочный анализ субъекта проверки, и признание их достаточными.
25. Решение о проведении проверки оформляется в виде поручения о проведении проверки (далее - поручение), которое подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
В случае назначения выездной проверки поручение заверяется печатью налогового органа.
26. Поручение должно содержать:
а) дату и номер поручения;
б) наименование налогового органа, проводящего проверку;
в) цель и основания проверки;
г) наименование вида проверки (выездная или камеральная);
д) сведения о субъекте проверки (полное и сокращенное наименования организации или полное и сокращенное наименования филиала (представительства) организации; фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица; ИНН (при наличии); КПП (указывается для организаций); место нахождения (для физического лица - место жительства);
е) вопросы, подлежащие проверке;
ж) проверяемый период;
з) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица, которому поручено проведение проверки, либо фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности лиц, которым поручено проведение проверки с указанием руководителя проверки (далее - проверочная комиссия);
и) дату начала проверки.
27. Выбор вида проверки (выездная или камеральная) осуществляется должностным лицом налогового органа, подписавшим поручение, в зависимости от основания проведения проверки, объема проверяемых документов и вопросов, подлежащих проверке.
28. Результатом административной процедуры по назначению проверки является поручение либо докладная записка о нецелесообразности проведения проверки.
29. Фиксация результата выполнения административной процедуры по назначению проверки осуществляется путем датирования и регистрации в информационных ресурсах ФНС России поручения либо докладной записки о нецелесообразности проведения проверки.
Проведение проверки
30. Основанием для начала административной процедуры по проведению проверки является поручение на проведение проверки.
31. Административная процедура по проведению проверки предусматривает следующие административные действия, продолжительность их выполнения:
а) проведение проверки в пределах максимального срока, указанного в пункте 32 настоящего Административного регламента;
б) оформление справки о проведенной проверке в пределах максимального срока, указанного в пункте 32 настоящего Административного регламента.
32. Срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
Максимальный срок проведения проверки, включающий продление срока проведения проверки на шестьдесят рабочих дней и приостановление срока проведения проверки на сто девяносто семь рабочих дней не может превышать триста семнадцать рабочих дней.
При проведении проверки в указанный срок проведения проверки не засчитываются периоды времени с момента вручения (отправки) налоговым органом субъекту проверки либо представителю субъекта проверки, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - представитель), запроса о представлении документов и (или) информации до получения на него ответа.
33. Административное действие по проведению проверки заключается в осуществлении должностным лицом налогового органа, проводящим проверку, или проверочной комиссией мероприятий по контролю в виде изучения документов и (или) информации, связанных с проведением субъектом проверки валютных операций, открытием и ведением счетов.
34. Проверка может проводиться в виде выездной или камеральной. Выбор вида проверки осуществляется в соответствии с пунктом 27 настоящего Административного регламента
35. Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого субъекта проверки (его филиала) и (или) по месту фактического осуществления им деятельности.
Выездная проверка осуществляется проверочной комиссией, возглавляемой руководителем проверки, который указывается в поручении. Численность проверочной комиссии должна составлять не менее двух должностных лиц налогового органа.
Выездная проверка не проводится в отношении физических лиц.
Выездная проверка в отношении одного субъекта проверки проводится одним и тем же налоговым органом не чаще одного раза в год.
Повторная выездная проверка в течении года с даты окончания предыдущей выездной проверки проводится:
а) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
б) налоговым органом, ранее проводившим проверку - в связи с проверкой исполнения предписания субъектом проверки, либо в случае получения новой информации о признаках нарушения субъектом проверки валютного законодательства, которая отсутствовала у налогового органа на момент проведения предыдущей проверки.
Руководитель выездной проверки должен предъявить субъекту проверки либо его представителю поручение, ознакомить его в устной форме с вопросами проводимой проверки, представить членов проверочной комиссии, решить организационно-технические вопросы проведения проверки.
Копия поручения вручается субъекту проверки либо его представителю.
В случае невозможности вручения или отказа субъекта проверки либо его представителя от получения копии поручения в поручении делается соответствующая запись и его заверенная копия направляется субъекту проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
36. Камеральная проверка проводится уполномоченным должностным лицом налогового органа или проверочной комиссией по месту нахождения налогового органа.
37. Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку (руководитель проверки) вправе запрашивать и получать от субъекта проверки документы и (или) информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, право на получение которых предусмотрено валютным законодательством Российской Федерации.
38. При проведении выездной проверки запрос о представлении документов и (или) информации подготавливается в двух экземплярах и подписывается руководителем проверки.
Один экземпляр запроса вручается субъекту проверки либо его представителю. На втором экземпляре запроса субъект проверки либо его представитель расписывается в получении запроса с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), должности и даты получения.
В случае невозможности вручения или отказа субъекта проверки либо его представителя от получения запроса на каждом экземпляре запроса делается соответствующая запись и один экземпляр запроса направляется субъекту проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Члены проверочной комиссии вправе получать устные и письменные объяснения от субъекта проверки, его представителя. Письменные объяснения запрашиваются от имени руководителя проверки и представляются на его имя.
39. При проведении камеральной проверки запрос оформляется на бланке налогового органа и подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Запрос направляется в адрес субъекта проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения (вручения) субъектом проверки, либо его представителем.
40. Срок представления документов и (или) информации, указанных в запросе, не может составлять менее семи рабочих дней со дня получения запроса субъектом проверки либо его представителем.
Критерием принятия решения о сроке представления субъектом проверки документов и (или) информации является предполагаемый объем запрашиваемых документов.
41. Представляемые субъектом проверки на основании запроса документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
42. При проведении выездной проверки срок представления указанных в запросе документов и (или) информации может быть продлен руководителем проверки по ходатайству субъекта проверки.
В ходатайстве указываются причины невозможности представления в установленный срок документов и (или) информации, а также прикладываются копии документов, подтверждающих указанные причины (при наличии).
Ходатайство подлежит рассмотрению руководителем проверки не позднее одного рабочего дня с даты его поступления. По итогам рассмотрения такого ходатайства руководителем проверки выносится мотивированное решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока представления документов и (или) информации, заверенная копия которого не позднее одного рабочего дня с даты его принятия вручается субъекту проверки либо его представителю, а в случае невозможности вручения или отказа субъекта проверки либо его представителя от получения решения - направляется субъекту проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, о чем на решении делается соответствующая запись.
Срок представления документов и (или) информации может быть продлен один раз не более чем на семь рабочих дней.
43. При проведении камеральной проверки срок представления указанных в запросе документов и (или) информации может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по ходатайству субъекта проверки.
В ходатайстве указываются причины невозможности представления в установленный срок документов и (или) информации и прикладываются документы, подтверждающие указанные причины (при наличии).
Ходатайство подлежит рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не позднее трех рабочих дней с даты его поступления в налоговый орган. По итогам рассмотрения такого ходатайства руководителем (заместителем руководителя) налогового органа принимается мотивированное решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении ходатайства, заверенная копия которого не позднее одного рабочего дня с даты его принятия направляется в адрес субъекта проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения (вручения) субъектом проверки либо его представителем.
Срок представления документов и (или) информации может быть продлен один раз не более чем на семь рабочих дней.
44. После получения запрошенных документов и (или) информации должностное лицо налогового органа, проводящее проверку (проверочная комиссия), должно изучить их и проанализировать на предмет соблюдения субъектом проверки требований валютного законодательства.
45. В случае возникновения при проведении проверки объективных причин замены должностного лица, проводящего проверку (изменения состава проверочной комиссии), структурное подразделение налогового органа, ответственное за организацию и осуществление валютного контроля, или руководитель проверки незамедлительно направляет руководителю (заместителю руководителя) налогового органа мотивированное ходатайство о замене должностного лица, проводящего проверку (изменении состава проверочной комиссии), с изложением причин такой замены.
46. При поступлении ходатайства о замене должностного лица, проводящего проверку (изменении состава проверочной комиссии), руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не позднее трех рабочих дней с даты получения ходатайства выносит решение о замене должностного лица, проводящего проверку (изменении состава проверочной комиссии).
Критерием принятия решения о замене должностного лица, проводящего проверку (изменении состава проверочной комиссии), является признание руководителем (заместителем руководителя) налогового органа содержащихся в ходатайстве причин для о замены должностного лица, проводящего проверку (изменении состава проверочной комиссии), достаточными и объективными.
47. Решение о замене должностного лица, проводящего проверку (изменении состава проверочной комиссии), оформляется в соответствии с требованиями правил делопроизводства в налоговом органе и должно содержать основания такой замены.
Заверенная копия решения о замене должностного лица, проводящего проверку (изменении состава проверочной комиссии), не позднее трех рабочих дней с даты его вынесения вручается субъекту проверки либо его представителю.
В случае невозможности вручения или отказа субъекта проверки либо его представителя от получения копии решения о замене должностного лица, проводящего проверку (изменении состава проверочной комиссии), в указанном решении делается соответствующая запись. Заверенная копия такого решения направляется субъекту проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
48. По письменному мотивированному обращению должностного лица, проводящего проверку (руководителя проверки), срок проведения проверки может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на шестьдесят рабочих дней.
49. Основаниями продления срока проведения проверки являются:
а) получение в ходе проведения проверки документов и (или) информации, свидетельствующих о признаках нарушения субъектом проверки валютного законодательства, требующих дополнительной проверки, которые на момент вынесения поручения отсутствовали у налогового органа, осуществляющего государственный контроль (надзор);
б) отсутствие субъекта проверки по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц при отсутствии у налогового органа сведений об ином месте нахождения субъекта проверки;
в) проведение проверки в отношении субъекта проверки, имеющего в своем составе несколько обособленных подразделений.
50. Критериями принятия решения о сроке продления проведения проверки являются:
а) характер и объем вновь выявленных признаков нарушения субъектом проверки валютного законодательства, требующих дополнительной проверки (подпункт "а" пункта 49 настоящего Административного регламента);
б) предположительное время, необходимое на установление адреса места нахождения субъекта проверки (подпункт "б" пункта 49 настоящего Административного регламента);
в) предположительное время, необходимое на проведение проверки в отношении субъекта проверки, имеющего в своем составе несколько обособленных подразделений (подпункт "в" пункта 49 настоящего Административного регламента).
51. В случае возникновения оснований продления срока проведения проверки должностное лицо, проводящее проверку (руководитель проверки) незамедлительно направляет руководителю (заместителю руководителя) налогового органа мотивированное ходатайство о продлении срока проведения проверки с изложением оснований продления срока проведения проверки и требуемого срока продления проверки.
52. При поступлении ходатайства о продлении срока проведения проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не позднее трех рабочих дней с даты получения ходатайства выносит решение о продлении либо отказе в продлении срока проведения проверки.
Критерием принятия решения о продлении срока проведения проверки является наличие обстоятельств, перечисленных в пункте 49 настоящего Административного регламента, и признание их руководителем (заместителем руководителя) налогового органа достаточными для продления срока проведения проверки.
В случае если ходатайство не мотивированно, то руководитель (заместитель руководителя) налогового органа отказывает в продлении срока проведения проверки.
53. Решение о продлении либо отказе в продлении срока проведения проверки оформляется в соответствии с требованиями правил делопроизводства в налоговом органе и должно быть мотивированным.
Заверенная копия решения о продлении срока проведения проверки не позднее трех рабочих дней с даты его вынесения вручается субъекту проверки или его представителю, либо направляется субъекту проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
54. На основании мотивированного ходатайства должностного лица, проводящего проверку (руководителя проверки), срок проведения проверки приостанавливается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае:
а) необходимости направления запроса о представлении документов (информации), связанных с деятельностью субъекта проверки, его контрагенту или иным лицам, располагающим документами и (или) информацией, касающимися деятельности субъекта проверки;
б) необходимости получения документов и (или) информации от иностранных государственных органов и организаций;
в) необходимости проведения экспертизы;
г) необходимости перевода на русский язык документов, представленных на иностранном языке;
д) воспрепятствования субъектом проверки проведению проверки или уклонения от проведения проверки, т.е. совершение субъектом проверки (его представителем) таких действий (бездействий), которые влекут невозможность проведения проверки.
55. При поступлении ходатайства о приостановлении срока проведения проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не позднее трех рабочих дней с даты получения ходатайства выносит решение о приостановлении либо отказе в приостановлении срока проведения проверки.
Критерием принятия решения о приостановлении срока проведения проверки является наличие обстоятельств, перечисленных в пункте 54 настоящего Административного регламента, и признание их руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обоснованными.
56. Решение о приостановлении либо отказе в приостановлении срока проведения проверки оформляется в соответствии с правилами делопроизводства в налоговом органе и должно быть мотивированным.
Заверенная копия решения о приостановлении срока проведения проверки не позднее трех рабочих дней с даты его вынесения вручается субъекту проверки или его представителю, либо направляется субъекту проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
57. Общий срок приостановления проведения проверки не может превышать сто тридцать два рабочих дня.
В случае если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение общего срока приостановления проверки налоговый орган не получил запрашиваемые документы и (или) информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен еще на шестьдесят пять рабочих дней.
58. Критерием принятия решения о сроке приостановления проведения проверки является предположение должностного лица, проводящего проверку (руководителя проверки), о времени, необходимом для реализации мероприятий, указанных в ходатайстве о приостановлении срока проведения проверки.
59. На период действия срока приостановления проведения выездной проверки приостанавливаются действия должностных лиц, проводящих выездную проверку на территории (в помещении) субъекта проверки.
60. Административное действие по оформлению справки о проведенной проверке заключается в подготовке по итогам проверки должностным лицом, проводившим проверку (руководителем проверки), справки о проведенной проверке.
Справка должна содержать:
а) дату составления справки;
б) основание проведения проверки (реквизиты поручения);
в) сведения о субъекте проверки: полное и сокращенное наименования организации или полное и сокращенное наименования филиала (представительства) организации; фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица; ИНН (при наличии); КПП (указывается для организаций); место нахождения (для физического лица - место жительства);
г) вопросы проверки;
д) фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица, проводившего проверку, либо фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности лиц, проводивших проверку с указанием руководителя проверки (при проведении проверки проверочной комиссией);
е) вид проверки (выездная или камеральная);
ж) дату начала проверки;
з) сведения о продлении и (или) приостановлении срока проведения проверки.
61. Справка о проведённой проверке подписывается должностным лицом, проводившим проверку, а при проведении проверки проверочной комиссией - всеми членами проверочной комиссии (руководитель проверки подписывает справку последним).
62. День подписания должностным лицом, проводившим проверку (руководителем проверки) справки о проведенной проверке является днем окончания проверки.
63. Должностными лицами налогового органа, ответственными за выполнение административных действий административной процедуры по проведению проверки, являются:
а) руководитель налогового органа;
б) заместитель руководителя налогового органа, ответственный за организацию и осуществление валютного контроля;
в) руководитель структурного подразделения налогового органа, ответственного за организацию и осуществление валютного контроля;
г) должностное лицо, проводящее проверку, руководитель проверки и иные члены проверочной комиссии.
64. Результатом административной процедуры по проведению проверки является справка о проведенной проверке.
65. Способом фиксации результата проведения проверки является датирование и регистрация в информационных ресурсах ФНС России справки о проведенной проверке.
После регистрации справки о проведенной проверке должностное лицо, проводившее проверку (руководитель проверки), приступает к процедуре оформления результатов проверки.
Оформление результатов проверки
66. Основанием для начала административной процедуры по оформлению результатов проверки является справка о проведенной проверке.
67. Административная процедура по оформлению результатов проверки предусматривает следующие административные действия, продолжительность их выполнения:
а) оформление акта проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации (далее - акт проверки) - не позднее двадцати рабочих дней с даты окончания проверки;
б) направление субъекту проверки информационного письма с разъяснением о праве ознакомиться с актом проверки - не позднее пяти рабочих дней с даты оформления акта проверки.
68. Административное действие по оформлению акта проверки выражается в составлении должностным лицом налогового органа, проводившим проверку (руководителем проверки), акта проверки с изложением в нем результатов проведенной проверки с информацией о выявленных нарушениях валютного законодательства, а также в подписании акта проверки должностным лицом налогового органа, проводившим проверку (руководителем проверки).
69. В акте проверки должны быть отражены все осуществленные в ходе проверки мероприятия (в том числе направленные запросы, полученные ответы, материалы, сообщения, заявления, проведенные экспертизы) и информация о приостановлении и (или) продлении срока проведения проверки.
70. Акт проверки должен содержать:
а) дату оформления акта проверки, его номер;
б) место проведения проверки;
в) основание проведения проверки (дата и номер поручения);
г) наименование налогового органа, осуществляющего государственный контроль (надзор);
д) вид проверки;
е) вопросы проверки;
ж) проверяемый период;
з) дату начала проверки;
и) сведения о приостановлении и (или) продлении срока проведения проверки с указанием такого срока (при наличии);
к) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности лиц, проводивших проверку, с указанием руководителя проверки (если проверка осуществляется проверочной комиссией);
л) сведения о субъекте проверки: полное и сокращенное наименования организации или полное и сокращенное наименования филиала (представительства) организации; фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица; ИНН (при наличии); КПП (указывается для организаций); место нахождения (для физического лица - место жительства);
м) перечень проверенных договоров (контрактов), в том числе: дату и номер каждого договора (контракта), наличие или отсутствие дополнительного соглашения к договору (контракту);
н) информацию о всех осуществленных в ходе проверки мероприятиях (в том числе направленных запросах, полученных ответах, материалах, сообщениях, заявлениях, проведенных экспертизах);
о) систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений валютного законодательства, выявленных в процессе проверки, и связанных с ними обстоятельств, имеющих значение для правильной квалификации нарушений валютного законодательства со ссылками на нормы (пункты, части, статьи) нарушенных нормативных правовых актов. При отсутствии нарушений валютного законодательства в акте проверки делается соответствующая запись;
п) обобщенную информацию о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях (при их наличии);
р) процессуальные действия должностного лица (должностных лиц) налогового органа и процессуальные документы, вынесенные по делу об административном правонарушении, на день оформления акта проверки (если в период проведения проверки было возбуждено дело об административном правонарушении).
71. Датой оформления акта проверки является дата его подписания должностным лицом налогового органа, проводившего проверку (руководителем проверки).
72. При оформлении акта проверки должна быть обеспечена достоверность, объективность, обоснованность, системность и четкость изложения.
73. При выявлении в результате проведения проверки факта совершения субъектом проверки действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, один экземпляр акта проверки вместе с заверенными копиями документов, подтверждающих признаки состава преступления, направляется для рассмотрения по принадлежности.
74. Административное действие по направлению субъекту проверки информационного письма с разъяснением о праве ознакомиться с актом проверки выражается в направлении субъекту проверки не позднее пяти рабочих дней с даты оформления акта проверки информационного письма за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа об окончании проверки, в котором должна содержаться информация о праве субъекта проверки ознакомиться с актом проверки.
В случае поступления письменного обращения от субъекта проверки копия акта проверки направляется ему с сопроводительным письмом заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или вручается субъекту проверки либо его представителю не позднее десяти рабочих дней с даты поступления в налоговый орган обращения.
75. Должностными лицами налогового органа, ответственными за выполнение административных действий административной процедуры по оформлению результатов проверки, являются:
а) руководитель налогового органа;
б) заместитель руководителя налогового органа, ответственный за организацию и осуществление валютного контроля;
в) руководитель структурного подразделения налогового органа, ответственного за организацию и осуществление валютного контроля;
г) должностное лицо налогового органа, проводившее проверку (руководитель проверки).
76. Субъект проверки, нарушивший требования валютного законодательства, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При выявлении в результате проведения проверки факта совершения субъектом проверки действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения, уполномоченное должностное лицо налогового органа обязано возбудить дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
77. Результатами административной процедуры по оформлению результатов проверки являются акт проверки, а также информационное письмо с разъяснением субъекту проверки права на ознакомление с актом проверки.
78. Способом фиксации результата административной процедуры по оформлению результатов проверки являются:
а) датирование и регистрация в информационных ресурсах ФНС России акта проверки;
б) регистрация в ответственном структурном подразделении налогового органа информационного письма с разъяснением субъекту проверки права на ознакомление с актом проверки.
Вынесение предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и осуществление контроля за своевременностью и полнотой исполнения предписания субъектом проверки
79. Основанием для начала административной процедуры по вынесению предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и осуществлению контроля за своевременностью и полнотой исполнения предписания субъектом проверки является акт проверки, содержащий информацию о невыполнении субъектом проверки обязанностей, предусмотренных валютным законодательством.
80. Административная процедура по вынесению предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и осуществлению контроля за своевременностью и полнотой исполнения предписания субъектом проверки включает в себя следующие административные действия:
а) вынесение предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства (далее - предписание) - максимальный срок выполнения не может превышать двадцати рабочих дней с даты оформления акта проверки;
б) направление субъекту проверки предписания - максимальный срок выполнения не может превышать трех рабочих дней с даты вынесения предписания;
в) осуществление контроля за своевременностью и полнотой исполнения субъектом проверки предписания - максимальный срок выполнения не может превышать девяносто рабочих дней с даты получения предписания субъектом проверки либо его представителем.
81. Административное действие по вынесению предписания выражается в составлении должностным лицом налогового органа, проводившим проверку (руководителем проверки), предписания и подписании его руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
82. Предписание должно содержать:
а) дату;
б) сведения о лице, вынесшем (подписавшим) предписание;
в) сведения о субъекте проверки (полное и сокращенное наименования организации или полное и сокращенное наименования филиала (представительства) организации; фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица; ИНН (при наличии); КПП (указывается для организаций); место нахождения (для физического лица - место жительства);
г) описание нарушения с указанием нарушенных субъектом проверки требований валютного законодательства;
д) требование о принятии субъектом проверки мер по устранению допущенных нарушений валютного законодательства;
е) срок для устранения субъектом проверки нарушения валютного законодательства и представления в налоговый орган документов, подтверждающих устранение нарушения, а также указание на право субъекта проверки на продление срока исполнения предписания;
ж) реквизиты акта проверки, на основании которого вынесено предписание.
83. Срок для устранения нарушения и представления в налоговый орган документов и (или) информации, подтверждающих устранение нарушения валютного законодательства, устанавливается в предписании в зависимости от количества и характера выявленных нарушений, но не может составлять менее десяти рабочих дней и более тридцати рабочих дней.
84. Административное действие по направлению субъекту проверки предписания выражается во вручении его под роспись субъекту проверки, в отношении которого оно вынесено, или его представителю либо направлении предписания в адрес субъекта проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
85. Административное действие по осуществлению контроля за своевременностью и полнотой исполнения субъектом проверки предписания выражается в осуществлении должностным лицом налогового органа, проводившим проверку (руководителем проверки), контроля за соблюдением субъектом проверки установленного в предписании срока для устранения нарушений валютного законодательства и представления в налоговый орган документов и (или) информации, подтверждающих полное исполнение предписания.
86. Срок для устранения нарушения и представления в налоговый орган документов и (или) информации, подтверждающих устранение нарушения актов валютного законодательства, исчисляется с даты получения субъектом проверки либо его представителем предписания.
87. Днем представления в налоговый орган документов и (или) информации, подтверждающих устранение нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации, считается дата направления субъектом проверки заказного почтового отправления, содержащего документы и (или) информацию, подтверждающие устранение нарушения валютного законодательства, или дата, указанная должностным лицом налогового органа в отметке о принятии таких документов и (или) информации, в случае предоставления их лично субъектом проверки либо его представителем.
88. На основании письменного ходатайства субъекта проверки установленный в предписании срок для устранения нарушения и представления документов и (или) информации, подтверждающих устранение нарушения требований валютного законодательства, может быть продлен должностным лицом, вынесшим предписание (или лицом, его замещающим).
89. Ходатайство о продлении срока для устранения нарушения и представления документов и (или) информации, подтверждающих устранение нарушения требований валютного законодательства, с обоснованием причин его продления представляется субъектом проверки в налоговый орган до истечения срока, первоначально установленного в предписании.
90. Критерием принятия решения о продлении срока устранения нарушения требований валютного законодательства и представления документов и (или) информации, подтверждающих их устранение, является признание должностным лицом, вынесшим предписание (или лицом, его замещающим), содержащихся в ходатайстве субъекта проверки обстоятельств достаточными для продления срока.
91. Срок устранения нарушения и представления субъектом проверки документов и (или) информации, установленный в предписании, может быть продлен один раз не более чем на тридцать рабочих дней.
Решение о сроке, на который продлевается первоначально установленный срок устранения нарушения требований валютного законодательства и представления документов и (или) информации, подтверждающих их устранение, принимается с учетом причин его продления.
92. Соответствующее решение о продлении срока для устранения нарушения и представления документов и (или) информации, подтверждающих устранение нарушения требований валютного законодательства, установленного в предписании, должно быть принято не позднее трех рабочих дней с даты получения лицом, вынесшим предписание (или лицом, его замещающим), ходатайства о продлении такого срока.
93. Решение о продлении срока для устранения нарушения и представления документов и (или) информации, подтверждающих устранение нарушения требований валютного законодательства, оформляется в виде письма в адрес субъекта проверки, подготавливаемого в соответствии с правилами делопроизводства в налоговом органе.
Решение о продлении срока для устранения нарушения и представления документов и (или) информации, подтверждающих устранение нарушения требований валютного законодательства, направляется в адрес субъекта проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается субъекту проверки или его представителю не позднее трех рабочих дней с даты принятия такого решения.
94. При выявлении факта невыполнения субъектом проверки в установленный срок требований предписания уполномоченное должностное лицо налогового органа в соответствии с требованиями КоАП составляет протокол об административном правонарушении и передает его с материалами, подтверждающими наличие состава административного правонарушения, на рассмотрение в соответствии с требованиями КоАП.
95. Должностными лицами налогового органа, ответственными за выполнение административных действий административной процедуры по вынесению предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и осуществлению контроля за своевременностью и полнотой исполнения предписания субъектом проверки являются:
а) руководитель налогового органа;
б) заместитель руководителя налогового органа, ответственный за организацию и осуществление валютного контроля;
в) руководитель структурного подразделения налогового органа, ответственного за организацию и осуществление валютного контроля;
г) должностное лицо налогового органа, проводившее проверку (руководитель проверки).
96. Результатами административной процедуры по вынесению предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и осуществлению контроля за своевременностью и полнотой исполнения предписания субъектом проверки являются:
а) предписание;
б) получение документов, подтверждающих факт своевременного и полного исполнения предписания;
в) составление протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП в случае несвоевременного исполнения и (или) неисполнения (неполного исполнения) предписания субъектом проверки.
97. Способом фиксации результата выполнения административной процедуры по вынесению предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и осуществлению контроля за своевременностью и полнотой исполнения предписания субъектом проверки являются:
а) датирование и регистрация в информационных ресурсах ФНС России предписания;
б) регистрация в ответственном структурном подразделении налогового органа документа от субъекта проверки, подтверждающего факт своевременного и полного исполнения предписания;
в) регистрация в информационных ресурсах ФНС России протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП в случае несвоевременного и (или) неполного исполнения, а также неисполнения предписания субъектом проверки.
IV. Порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля (надзора)
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами органа государственного контроля (надзора) положений регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного контроля (надзора), а также за принятием ими решений
98. Текущий (внутренний) контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами налоговых органов положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного контроля (надзора), а также за принятием ими решений должен осуществляться должностными лицами, осуществляющими государственный контроль (надзор), и их непосредственными руководителями, постоянно в процессе выполнения административных процедур и действий.
99. Порядок осуществления текущего контроля устанавливается распорядительными документами ФНС России.
Порядок и периодичность осуществления плановых
и внеплановых проверок полноты и качества осуществления государственного контроля (надзора), в том числе порядок и формы
контроля за полнотой и качеством осуществления государственного контроля (надзора)
100. В целях осуществления контроля за соблюдением должностными лицами налоговых органов настоящего Административного регламента, полнотой и качеством осуществления государственного контроля (надзора) вышестоящим налоговым органом проводятся плановые и внеплановые аудиторские проверки.
101. При аудиторской проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора), или вопрос, связанный с исполнением отдельной процедуры настоящего Административного регламента.
102. Периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества осуществления государственного контроля (надзора), порядок назначения, проведения и принятия решения по результатам аудиторских проверок устанавливается распорядительным документом ФНС России.
103. Основаниями для назначения внеплановых аудиторских проверок могут являться поступившие обращения (жалобы), в том числе от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти, из средств массовой информации.
Ответственность должностных лиц органа государственного контроля (надзора) за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе осуществления государственного контроля (надзора)
104. В случае выявления нарушений соблюдения положений Административного регламента, виновные должностные лица налоговых органов несут персональную ответственность за решения и действия (бездействия), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе осуществления государственного контроля (надзора).
105. Персональная ответственность должностных лиц налоговых органов закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Положения, характеризующие требования к порядку
и формам контроля за исполнением государственной функции,
в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
106. Для осуществления контроля за исполнением государственной функции должностными лицами налоговых органов, граждане, их объединения и организации имеют право направлять жалобы и заявления на действия (бездействия) должностных лиц на принятые ими решения, связанные с исполнением государственной функции.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования действий (бездействия) органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), а также их должностных лиц
Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)
107. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, (далее - заявители) имеют право на обжалование в досудебном (внесудебном) порядке действий (бездействия) налоговых органов как органов валютного контроля и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора).
Предмет досудебного (внесудебного) обжалования
108. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования в рамках настоящего Административного регламента являются действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также принимаемые ими решения при осуществлении государственного контроля (надзора).
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения
жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается
109. В случае, если в жалобе, направленной в письменном виде, не указаны фамилия заявителя, направившего жалобу, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается. Если в указанной жалобе содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, жалоба подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
110. Налоговые органы (их должностные лица) при получении жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица налогового органа, а также членов его семьи, вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщить заявителю, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.
111. В случае, если текст письменной жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, и она не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
112. В случае, если текст письменной жалобы не позволяет определить суть жалобы, ответ на жалобу не дается, и она не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщается заявителю, направившему жалобу.
113. В случае, если в жалобе заявителя содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекратить переписку с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же налоговый орган или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель.
114. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в жалобе вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить жалобу в соответствующий налоговый орган или соответствующему должностному лицу.
115. Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.
Основания для начала процедуры
досудебного (внесудебного) обжалования
116. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является подача заявителем жалобы.
117. Жалоба подается в устной или письменной форме, в том числе в форме электронного документа.
118. Процедура досудебного (внесудебного) обжалования начинается с регистрации жалобы в течение трех дней с момента ее поступления.
119. Заявитель в своей жалобе в обязательном порядке указывает наименование налогового органа, в который направляет жалобу, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) лица, подающего жалобу, и адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации жалобы, излагает суть жалобы, ставит личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.
120. В жалобе, направленной в форме электронного документа, заявитель в обязательном порядке указывает фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации жалобы. Заявитель вправе приложить к такой жалобе необходимые документы и материалы в электронной форме.
121. Жалоба, содержащая вопросы, решение которых не входит в компетенцию налоговых органов или их должностных лиц, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в жалобе вопросов, с уведомлением заявителя, направившего жалобу, о ее переадресации, за исключением случаев, указанных в пунктах 111-112 настоящего Административного регламента.
Права заинтересованных лиц на получение
информации и документов, необходимых для
обоснования и рассмотрения жалобы
122. Заинтересованные лица вправе получать информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения жалобы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти, организации и уполномоченные на рассмотрение жалобы лица, которым может быть направлена жалоба заявителя
в досудебном (внесудебном) порядке
123. Заявители в досудебном порядке могут обжаловать действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также принимаемые ими решения при осуществлении государственного контроля (надзора):
1) инспекциями ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями ФНС России межрайонного уровня - руководителю (заместителю руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации;
2) управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам - руководителю (заместителю руководителя) ФНС России;
3) должностными лицами ФНС России - руководителю ФНС России, в Министерство финансов Российской Федерации;
4) руководителем ФНС России, в том числе в связи с непринятием основанных на законодательстве Российской Федерации мер в отношении действий или бездействия должностных лиц ФНС России, - в Министерство финансов Российской Федерации.
Сроки рассмотрения жалобы
125. Жалоба, поступившая в налоговый орган или должностному лицу налогового органа, рассматривается в течение тридцати дней со дня её регистрации.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в налоговый орган о представлении дополнительных документов и материалов, а также в случае направления запроса в другие государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения жалобы документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на тридцать дней, уведомив заявителя, направившего жалобу, о продлении срока ее рассмотрения.
Результат досудебного (внесудебного) обжалования
126. По результатам рассмотрения жалобы подготавливается письменный ответ.
127. Ответ подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, рассматривающего жалобу.
128. Ответ на жалобу направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в жалобе, поступившей в налоговый орган или соответствующему должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по адресу, указанному в жалобе, поступившей в налоговый орган или соответствующему должностному лицу в письменной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.