Проект Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки "Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации"
(подготовлен Рособрнадзором 10.09.2019 г.)
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4587; N 49, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1651; N 27, ст. 3477, ст. 3480; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6679; N 52, ст. 6952, ст. 6961, ст. 7009; 2014, N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4264; N 49, ст. 6928; 2015, N 1, ст. 67, ст. 72; N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4342, ст. 4376; 2016, N 7, ст. 916; N 27, ст. 4293, ст. 4294; 2017, N 1, ст. 12; N 31 ст. 4785; N 50, ст. 7555; 2018, N 1, ст. 63; N 9, ст. 1283; N 17, ст. 2427; N 18, ст. 2557; N 24, ст. 3413; N 27, ст. 3954; N 30, ст. 4539; N 31, ст. 4858; 2019, N 14, ст. 1461), Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903; N 50, ст. 7070; N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506; 2017, N 44, ст. 6523; 2018, N 6, ст. 880; N 25, ст. 3696; N 36, ст. 5623; N 46, ст. 7050), и пунктом 5.2.17 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5344; N 41, ст. 6267), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации.
2. Признать не подлежащими применению:
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2014 г. N 1205 "Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2015 г., регистрационный N 35748);
пункт 5 изменений, которые вносятся в административные регламенты предоставления государственных услуг в части обеспечения условий доступности государственных услуг для инвалидов, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2016 г. N 694 "О внесении изменений в административные регламенты предоставления государственных услуг в части обеспечения условий доступности государственных услуг для инвалидов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 августа 2016 г., регистрационный N 43240);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 1524 "О внесении изменений в Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2014 г. N 1205" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 января 2017 г., регистрационный N 45117).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя А.А. Музаева.
Руководитель |
С.С. Кравцов |
Приложение
УТВЕРЖДЕН приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от ________________ N __________ |
Административный регламент
предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации
I. Общие положения
Предмет регулирования
1. Настоящий административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур и действий при предоставлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее - уполномоченный орган) государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации (далее - государственная услуга), порядок взаимодействия между структурными подразделениями уполномоченных органов, их должностными лицами, а также взаимодействия уполномоченных органов с заявителями, органами государственной власти Российской Федерации при предоставлении указанной государственной услуги.
Круг заявителей
2. Заявителями на предоставление государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации являются обладатели документов, или их законные представители, или уполномоченные обладателями документов либо их законными представителями лица, действующие на основании оформленных в установленном порядке доверенностей (далее - заявитель).
Требования к порядку информирования о предоставлении
государственной услуги
3. Информация о порядке предоставления уполномоченным органом государственной услуги размещается непосредственно в здании уполномоченного органа в общедоступных местах с использованием информационных стендов, а также по справочным телефонам, на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - официальный сайт уполномоченного органа, сеть "Интернет"), федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал), федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" (далее - федеральный реестр) и региональных порталов государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - региональный портал).
4. Справочная информация предоставляется должностными лицами по телефону, на личном приеме заявителя или письменно почтовым отправлением либо электронным сообщением по адресу, указанному заявителем.
Справочная информация включает сведения о месте нахождения, графике работы, справочных телефонах, об адресе официального сайта, об адресах электронной почты и (или) формах обратной связи уполномоченного органа в сети "Интернет".
5. На официальном сайте уполномоченного органа, информационных стендах, Едином портале размещается следующая информация:
порядок получения информации заявителями по вопросам предоставления государственной услуги;
сведения о ходе предоставления государственной услуги;
перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих предоставление государственной услуги;
текст Административного регламента;
формы заявлений (уведомлений, справок), используемых при предоставлении услуги.
6. Информация на Едином портале и официальном сайте уполномоченного органа о порядке и сроках предоставления государственной услуги на основании сведений, содержащихся в федеральном реестре, предоставляется заявителю на безвозмездной основе.
Не допускается отказ в приеме запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также отказ в предоставлении государственной услуги в случае, если запрос и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления услуги, опубликованной на Едином портале.
II. Стандарт предоставления государственной услуги
Наименование государственной услуги
7. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации (далее - государственная услуга).
Наименование органа, предоставляющего
государственную услугу
8. Предоставление государственной услуги осуществляется уполномоченным органом.
При предоставлении государственной услуги уполномоченный орган не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352*(1).
Описание результата предоставления государственной услуги
9. Результатом предоставления государственной услуги является:
а) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации, выданных российскими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также выданных в РСФСР и Российской Федерации документов установленного в Российской Федерации или СССР государственного образца об образовании и (или) о квалификации (далее - документы об образовании и (или) о квалификации), путем проставления на них или на отдельных листах, скрепляемых с этими документами, апостиля;
б) отказ в подтверждении документов об образовании и (или) о квалификации.
Срок предоставления государственной услуги
10. Срок предоставления государственной услуги не может превышать 5 рабочих дней со дня регистрации уполномоченным органом заявления, если иное не предусмотрено Административным регламентом.
В случае необходимости получения информации срок предоставления государственной услуги может быть продлен уполномоченным органом и не может превышать 45 рабочих дней со дня регистрации им заявления. Указанный срок включает в себя время, необходимое уполномоченному органу для направления запросов.
В случае продления срока предоставления государственной услуги в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта уполномоченный орган уведомляет об этом заявителя в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о продлении срока предоставления государственной услуги.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление
государственной услуги
11. Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих предоставление государственной услуги, размещается на официальных сайтах уполномоченных органов, в федеральном реестре и в Едином портале.
Уполномоченный орган обеспечивает актуализацию перечня нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии
с нормативными правовыми актами для предоставления
государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми
и обязательными для предоставления государственной услуги,
подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем,
в том числе в электронной форме, порядок их представления
12. Для предоставления государственной услуги заявитель направляет в уполномоченный орган заявление о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации (далее - заявление) и прилагаемые к нему документы.
В заявлении указываются следующие сведения:
а) фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) заявителя;
б) фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) обладателя документа об образовании и (или) о квалификации (в случае если обладатель указанного документа не является заявителем);
в) реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;
г) реквизиты документа, удостоверяющего личность обладателя документа об образовании и (или) о квалификации (в случае если обладатель указанного документа не является заявителем);
д) наименование и реквизиты документа об образовании и (или) о квалификации;
е) согласие обладателя документа об образовании и (или) о квалификации или его законного представителя, а также заявителя (в случае если заявитель не является обладателем указанного документа или его законным представителем) на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, в порядке, установленном Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных"*(2) (далее - Федеральный закон "О персональных данных");
ж) способ получения заявителем оригинала документа об образовании и (или) о квалификации, прошедшего процедуру подтверждения (лично либо почтовым отправлением наложенным платежом с указанием фамилии, имени и отчества (последнее - при наличии) и адреса заявителя).
13. В соответствии с пунктом 5 Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 года N 611*(3) (далее - Правила подтверждения), к заявлению прилагаются следующие документы:
а) оригинал документа об образовании и (или) о квалификации;
б) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
в) копия документа, удостоверяющего личность обладателя документа об образовании и (или) о квалификации (в случае если обладатель указанного документа не является заявителем);
г) копия документа, подтверждающего изменение фамилии, и (или) имени, и (или) отчества обладателя документа об образовании и (или) о квалификации, при несоответствии фамилии, и (или) имени, и (или) отчества, указанных в этом документе, паспортным данным его обладателя;
д) доверенность, выданная в установленном порядке (в случае если заявителем является законный представитель или лицо, уполномоченное обладателем документа об образовании и (или) о квалификации);
е) расписка обладателя документа об образовании и (или) о квалификации или его законного представителя (в случае если заявитель не является обладателем указанного документа или его законным представителем) о согласии на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, в порядке, установленном Федеральным законом "О персональных данных".
В случае если документы, предусмотренные настоящим пунктом, составлены на иностранном языке, они представляются с заверенным в нотариальном порядке переводом на русский язык в соответствии с пунктом 6 Правил подтверждения.
Копии документов, предусмотренные подпунктами "б" - "г" настоящего пункта, не заверенные нотариусом, представляются заявителем с предъявлением оригиналов документов.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых
в соответствии с нормативными правовыми актами
для предоставления государственной услуги, которые
находятся в распоряжении государственных органов, органов
местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их представления
14. При подаче заявления о предоставлении государственной услуги может быть представлен также документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственной услуги.
При подаче заявления в форме электронного документа через порталы государственных и муниципальных услуг документ об уплате государственной пошлины за проставление апостиля на документе об образовании и (или) о квалификации может быть направлен в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая порталы государственных и муниципальных услуг.
15. Непредставление заявителем указанного в пункте 14 Административного регламента документа не является основанием для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги.
16. При предоставлении государственной услуги уполномоченный орган не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
2) представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"*(4) (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).
3) представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа
в приеме документов, необходимых для предоставления
государственной услуги
17. Основанием для отказа в приеме заявления и прилагаемых к нему документов является поступление заявления от лица, не относящегося к кругу заявителей, установленному в пункте 2 Административного регламента.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления
или отказа в предоставлении государственной услуги
18. Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.
19. Уполномоченный орган отказывает заявителю в предоставлении государственной услуги по следующим основаниям:
а) документ об образовании и (или) о квалификации не является выданным в Российской Федерации или РСФСР документом об образовании и (или) о квалификации, образец которого утвержден на момент его выдачи федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, либо документом государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, либо документом об образовании и (или) о квалификации, образец которого в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(5) (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), установлен на день его выдачи российской организацией самостоятельно;
б) в документе об образовании и (или) о квалификации отсутствует хотя бы один из реквизитов, наличие которого согласно законодательству Российской Федерации или СССР в области образования являлось обязательным на момент его выдачи;
в) должностное лицо, подписавшее документ об образовании и (или) о квалификации, не обладало полномочием на право его подписи;
г) подпись должностного лица и (или) в надлежащем случае оттиск печати на документе об образовании и (или) о квалификации не соответствуют образцам, имеющимся в уполномоченном органе;
д) организация, осуществляющая образовательную деятельность, которая выдала представленный документ об образовании и (или) о квалификации или ее правопреемник (далее - организация), представила информацию о том, что данный документ не выдавался лицу, указанному в нем в качестве его обладателя;
е) организацией и иными организациями, обладающими соответствующей информацией (далее - иные уполномоченные организации), в которые был направлен повторный запрос, указанный в пункте 50 Административного регламента, не представлены ответы (за исключением случаев межведомственного взаимодействия);
ж) организация и иные уполномоченные организации представили информацию об отсутствии образца подписи должностного лица и (или) в надлежащем случае оттиска печати.
Перечень услуг, которые являются необходимыми
и обязательными для предоставления государственной услуги,
в том числе сведения о документе (документах), выдаваемом
(выдаваемых) организациями, участвующими в предоставлении
государственной услуги
20. Услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, не предусмотрены.
Порядок, размер и основания взимания государственной
пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление
государственной услуги
21. Уплата государственной пошлины за предоставление государственной услуги осуществляется в размерах, установленных подпунктом 48 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации*(6).
Иная плата за предоставление государственной услуги не взимается.
Порядок, размер и основания взимания платы
за предоставление услуг, которые являются необходимыми
и обязательными для предоставления государственной услуги,
включая информацию о методике расчета размера такой платы
22. Основания для взимания платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
Максимальный срок ожидания в очереди при подаче
заявления и при получении результата предоставления
государственной услуги
23. Максимальный срок ожидания заявителем в очереди при подаче заявления и при получении результата предоставления государственной услуги не должен превышать 15 минут.
Срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги и услуги, предоставляемой организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, в том числе в электронной форме
24. Заявление о предоставлении государственной услуги и прилагаемые к нему документы, поступившие от заявителя в уполномоченный орган непосредственно, регистрируются в день поступления, а направленные в уполномоченный орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в электронной форме - не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к нему документов.
Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга,
к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения
и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой
государственной услуги, размещению и оформлению визуальной, текстовой
и мультимедийной информации о порядке предоставления такой услуги,
в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов
в соответствии с законодательством Российской Федерации
о социальной защите инвалидов
25. Помещения, в которых предоставляется государственная услуга (далее - помещение), для удобства заявителей преимущественно размещаются на первом этаже здания уполномоченного органа. В них предусматриваются места ожидания, информирования и приема заявителей, а также оборудование доступных мест общественного пользования (туалетов) и хранения верхней одежды заявителей.
26. Информация по предоставлению государственной услуги (далее - информация) размещается в помещении на информационном стенде, на официальном сайте уполномоченного органа и на порталах государственных и муниципальных услуг и включает в себя следующие актуальные информационные материалы:
а) о порядке получения информации организациями по вопросам исполнения государственной услуги, сведений о ходе исполнения государственной услуги, в том числе с использованием порталов государственных и муниципальных услуг;
б) информацию о месте нахождения и графике работы уполномоченного органа;
в) справочный телефон уполномоченного органа;
г) адрес официального сайта уполномоченного органа;
д) формы документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и требования к их заполнению и оформлению;
е) перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
ж) текст Административного регламента с приложениями.
Размещение информации осуществляется в форме документов на бумажных носителях и в электронной форме.
27. Места ожидания приема, места сдачи и получения документов заявителями, места для информирования заявителей и заполнения необходимых документов оборудуются стульями (креслами) и столами и обеспечиваются писчей бумагой и письменными принадлежностями.
28. В соответствии с законодательством Российской Федерации в целях организации беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к месту предоставления государственной услуги им обеспечиваются:
условия беспрепятственного доступа к объекту (зданию, помещению), в котором предоставляется государственная услуга, а также для беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации;
возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты (здания, помещения), в которых предоставляется государственная услуга, а также входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам (зданиям, помещениям), в которых предоставляется государственная услуга, с учетом ограничений их жизнедеятельности;
дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;
допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
допуск собаки-проводника на объекты (здания, помещения), в которых предоставляется государственная услуга;
оказание инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими государственной услуги наравне с другими лицами.
В случае невозможности полностью приспособить объект с учетом потребности инвалида ему обеспечивается доступ к месту предоставления государственной услуги, либо по желанию заявителя государственная услуга предоставляется в электронной форме.
Показатели доступности и качества государственной услуги,
в том числе количество взаимодействий заявителя с должностными лицами
при предоставлении государственной услуги и их продолжительность,
возможность получения информации о ходе предоставления
государственной услуги, в том числе с использованием
информационно-коммуникационных технологий, возможность либо
невозможность получения государственной услуги
в многофункциональном центре предоставления государственных
и муниципальных услуг (в том числе в полном объеме),
в любом территориальном подразделении органа, предоставляющего государственную услугу, по выбору заявителя (экстерриториальный принцип), посредством запроса о предоставлении нескольких государственных и (или) муниципальных услуг в многофункциональных центрах
предоставления государственных и муниципальных услуг,
предусмотренного статьей 15.1 Федерального закона N 210-ФЗ
29. Показателями доступности и качества государственной услуги являются:
а) открытый доступ для заявителей и других лиц к информации о порядке и сроках предоставления государственной услуги, порядке обжалования действий (бездействия) должностных лиц;
б) соблюдение стандарта предоставления государственной услуги;
в) отсутствие обоснованных жалоб заявителей на действия (бездействие) должностных лиц при предоставлении государственной услуги;
г) полнота и актуальность информации о порядке предоставления государственной услуги;
д) предоставление возможности подачи заявления о предоставлении государственной услуги и документов (содержащихся в них сведений), необходимых для предоставления государственной услуги, в форме электронного документа;
е) предоставление возможности получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
ж) возможность выбора заявителем формы обращения за предоставлением государственной услуги (лично, по почте, в форме электронного документа с использованием Единого портала);
з) количество взаимодействий заявителя (его представителя) с должностными лицами при предоставлении государственной услуги и их продолжительность.
30. Взаимодействие заявителя (его представителя) с должностными лицами при предоставлении государственной услуги осуществляется два раза - при представлении заявления со всеми необходимыми документами для получения государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги заявителем непосредственно. В случае направления заявления со всеми необходимыми документами по почте взаимодействие заявителя с должностными лицами осуществляется один раз - при получении результата предоставления государственной услуги заявителем непосредственно. В случае направления заявления посредством Единого портала, официального сайта уполномоченного органа взаимодействие заявителя с должностными лицами осуществляется два раза - при представлении всех необходимых документов для получения государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги заявителем непосредственно.
31. Заявителю при предоставлении государственной услуги в электронной форме с использованием Единого портала обеспечивается выполнение следующих действий:
получение информации о порядке и сроках предоставления государственной услуги;
запись на прием для подачи заявления о предоставлении услуги;
формирование заявления о предоставлении государственной услуги;
прием и регистрация заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
получение результата предоставления государственной услуги;
получение сведений о ходе рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги;
досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) должностного лица.
32. В процессе предоставления государственной услуги заявитель взаимодействует с должностными лицами:
а) при подаче заявления о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации и прилагаемых к нему документов, а также при направлении указанных документов через Единый портал, и при получении подтвержденного документа об образовании и (или) о квалификации либо уведомления об отказе в подтверждении;
б) при повторной подаче заявления о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации и прилагаемых к нему документов, а также при направлении указанных документов через Единый портал, и при получении подтвержденного документа об образовании и (или) о квалификации либо уведомления об отказе в подтверждении.
Продолжительность одного взаимодействия заявителя с должностным лицом при предоставлении государственной услуги не превышает 15 минут.
Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги по экстерриториальному принципу
(в случае, если государственная услуга предоставляется по
экстерриториальному принципу) и особенности предоставления
государственной услуги в электронной форме
33. Заявителям обеспечивается возможность получения информации о порядке предоставления государственной услуги, а также копирования форм заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной услуги, на официальном сайте уполномоченного органа и на порталах государственных и муниципальных услуг.
Заявителям обеспечивается возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.
34. Для обеспечения возможности подачи заявления в электронной форме через Единый портал заявитель должен быть зарегистрирован в системе Единого портала.
35. Возможность получения государственной услуги в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг отсутствует.
36. Уполномоченный орган осуществляет прием и регистрацию заявления о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации и прилагаемых документов независимо от места жительства заявителя и места нахождения организации, выдавшей документ об образовании и (или) о квалификации.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме
Исчерпывающий перечень административных процедур (действий)
37. При предоставлении государственной услуги осуществляются следующие административные процедуры (действия):
прием, проверка и регистрация заявления и документов;
рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов и принятие решения о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации или об отказе в подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации;
рассмотрение заявления, поданного повторно.
Административная процедура по приему, проверке и регистрации заявления и документов
38. Основанием для начала административной процедуры по приему, проверке и регистрации заявления и документов является поступившее в уполномоченный орган заявление с приложением комплекта документов (далее вместе в настоящем разделе - документы). Документы могут быть представлены заявителем в бумажном виде лично или направляются регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения, в электронном виде через порталы государственных и муниципальных услуг.
39. Уполномоченный орган осуществляет прием и регистрацию документов независимо от места жительства заявителя и места нахождения организации, выдавшей документ об образовании и (или) о квалификации.
40. Специалист, ответственный за прием документов, осуществляет прием и регистрацию документов в течение 1 рабочего дня.
41. В случае представления заявления и документов, предусмотренных пунктом 13 Административного регламента, не в полном объеме, неправильно оформленных и (или) неправильно заполненных, специалист уполномоченного органа, ответственный за проверку документов, в течение 10 дней с даты их поступления готовит уведомление уполномоченного органа о возврате документов и возвращает заявителю указанные документы без рассмотрения по существу, а в случае, предусмотренном пунктом 17 Административного регламента, - отказывает в приеме заявления и прилагаемых к нему документов.
42. Специалист уполномоченного органа, ответственный за проверку документов, проверяет факт уплаты государственной пошлины за предоставление государственной услуги. Проверка сведений об уплате и установлении факта уплаты указанной государственной пошлины может осуществляться с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
43. При представлении заявителем документов в полном объеме, правильно оформленных и заполненных, уполномоченный орган принимает указанные документы к рассмотрению по существу.
44. Критериями принятия решения по административной процедуре является наличие или отсутствие оснований для отказа в приеме документов.
45. Результатом административной процедуры является принятие документов к рассмотрению по существу либо отказ в приеме документов.
46. Способом фиксации результата административной процедуры является принятие документов к рассмотрению по существу либо направление уведомления уполномоченного органа о возврате документов.
Административная процедура по рассмотрению заявления
и прилагаемых к нему документов и принятию решения о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации или об отказе в подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации
47. Основанием для начала административной процедуры по рассмотрению заявления и прилагаемых к нему документов (далее вместе в настоящем разделе - документы) и принятию решения о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации или об отказе в подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации является принятие документов к рассмотрению по существу.
48. Документы, принятые к рассмотрению по существу, передаются специалисту, ответственному за проведение следующих мероприятий:
а) определение подлинности подписи и наличия у должностного лица, подписавшего документ об образовании и (или) о квалификации, полномочий на право подписи;
б) определение в надлежащем случае подлинности печати, которой скреплен документ об образовании и (или) о квалификации;
в) установление факта выдачи документа об образовании и (или) о квалификации лицу, указанному в этом документе в качестве его обладателя;
г) установление соответствия представленного документа об образовании и (или) о квалификации образцу документа об образовании и (или) о квалификации (форме документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации), установленному на момент его выдачи;
д) установление наличия в документе об образовании и (или) о квалификации всех реквизитов, наличие которых согласно законодательству Российской Федерации или СССР в области образования являлось обязательным на момент его выдачи.
49. Специалист, ответственный за проведение мероприятий, указанных в пункте 48 Административного регламента, осуществляет проверку сведений, указанных в представленных документах об образовании и (или) о квалификации путем использования данных, содержащихся в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", а также взаимодействует с организацией, указанной в подпункте "д" пункта 19 Административного регламента.
50. В случае отсутствия у уполномоченного органа данных о выдаче представленного документа об образовании и (или) о квалификации, образца подписи и в надлежащем случае оттиска печати и информации о полномочиях должностного лица, подписавшего документ об образовании и (или) о квалификации, уполномоченный орган направляет организации, выдавшей указанный документ, запрос о предоставлении соответствующей информации (далее - запрос). Запрос направляется в течение одного рабочего дня со дня установления уполномоченным органом факта отсутствия указанной информации. Запрос должен содержать наименование выданного документа об образовании и (или) о квалификации и его реквизиты. К запросу прилагается копия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации.
Запросы могут направляться в иные уполномоченные организации.
Организация и иные уполномоченные организации, в которые был направлен запрос, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня его получения направить ответ в уполномоченный орган.
В случае если в установленный срок уполномоченным органом не получен ответ на соответствующий запрос, уполномоченный орган направляет в организацию или иные уполномоченные организации повторный запрос.
В случае направления повторного запроса уполномоченный орган направляет заявителю уведомление о продлении срока предоставления государственной услуги в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 10 Административного регламента.
51. По результатам рассмотрения вопроса о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации уполномоченный орган принимает решение о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации либо об отказе в подтверждении указанного документа.
52. При принятии решения о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом, специалист уполномоченного органа проставляет апостиль, форма которого определена Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г. (Бюллетень международных договоров, 1993, N 6), и заполняет его. При заполнении апостиля могут использоваться также английский и (или) французский языки.
В случае предоставления документов в электронном виде через порталы государственных и муниципальных услуг оригинал документа об образовании и (или) о квалификации представляется заявителем для проставления на нем апостиля после принятия уполномоченным органом решения о подтверждении данного документа.
Апостиль подписывается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа.
В случае принятия решения об отказе в подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации специалист уполномоченного органа не позднее окончания срока, предусмотренного пунктом 10 Административного регламента, подготавливает и направляет (выдает) заявителю уведомление с указанием причин отказа и возвращает представленные им документы.
В случае если организация, указанная в абзаце третьем пункта 50 Административного регламента, представила информацию о том, что документ об образовании и (или) о квалификации не выдавался лицу, указанному в нем в качестве его обладателя, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней:
направляет соответствующую информацию с приложением оригинала этого документа в правоохранительные органы;
направляет (выдает) заявителю мотивированное уведомление о направлении оригинала документа об образовании и (или) о квалификации в правоохранительные органы.
53. Принятие решения о подтверждения документа об образовании и (или) о квалификации либо об отказе в подтверждении указанного документа осуществляется в срок, предусмотренный пунктом 10 Административного регламента.
54. Критериями принятия решения по административной процедуре является наличие или отсутствие оснований для отказа в подтверждение документа об образовании и (или) о квалификации, установленных пунктом 19 Административного регламента.
55. Результатом административной процедуры является подтверждение документа об образовании и (или) о квалификации либо отказ в подтверждении указанного документа.
56. Способом фиксации результата административной процедуры является издание распорядительного акта уполномоченного органа о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации либо об отказе в подтверждении указанного документа, проставление апостиля, внесение сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации" (далее - ФИС ФБДА).
Внесение сведений в ФИС ФБДА осуществляется специалистом уполномоченного органа в течение 3 рабочих дней после проставления апостиля в соответствии с перечнем сведений, вносимых в ФИС ФБДА, утвержденный постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2013 г. N 797 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации" (Собрание законодательства Российской Федерации , 2013, N 37, ст. 4711) (далее - Перечень сведений).
Административная процедура по рассмотрению заявления, поданного повторно
57. Основанием для начала административной процедуры по рассмотрению заявления, поданного повторно, является поступление в уполномоченный орган повторного заявления.
58. В случае если организация и иные уполномоченные организации предоставили информацию по запросу после окончания срока, предусмотренного абзацем вторым пункта 10 Административного регламента, уполномоченный орган:
информирует заявителя о поступлении информации от организации и возможности подачи заявления повторно;
принимает представленные заявителем повторно документы к рассмотрению по существу в порядке, предусмотренном пунктами 38-46 Административного регламента;
использует при рассмотрении заявления, поданного заявителем повторно, информацию, представленную по предыдущему заявлению от организации;
принимает решение о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации либо об отказе в подтверждении указанного документа по результатам рассмотрения вопроса о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации;
проставляет на документе апостиль в случае принятия решения о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации в соответствии с пунктами 52-53 Административного регламента;
направляет (выдает) заявителю уведомление с указанием причин отказа и возвращает представленные им документы в случае принятия решения об отказе в подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации не позднее окончания срока, предусмотренного пунктом 10 Административного регламента;
59. В соответствии с пунктом 17 Правил подтверждения в случае подачи заявителем повторного заявления государственная пошлина не взимается.
60. Критериями принятия решения по административной процедуре является наличие информации по запросу, представленной организацией и иными уполномоченными организациями.
61. Результатом административной процедуры является подтверждение документа об образовании и (или) о квалификации либо отказ в подтверждении указанного документа.
62. Способом фиксации результата административной процедуры является издание распорядительного акта уполномоченного органа о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации либо об отказе в подтверждении указанного документа, проставление апостиля, внесение сведений в ФИС ФБДА.
Внесение сведений в ФИС ФБДА осуществляется специалистом уполномоченного органа в течение 3 рабочих дней после проставления апостиля в соответствии с перечнем сведений.
Исправление допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных
в результате предоставления государственной услуги документах
63. Основанием для начала административной процедуры является поступление в уполномоченный орган заявления об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в сформированных в результате предоставления государственной услуги документах.
В случае выявления заявителем в проставленном апостиле опечаток и (или) ошибок заявитель представляет в уполномоченный орган заявление об исправлении таких опечаток и (или) ошибок, в котором указывается фамилия, имя отчество заявителя, а также обладателя документа об образовании и (или) квалификации и реквизиты проставленного апостиля.
Должностное лицо в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты поступления соответствующего заявления, проводит проверку указанных в заявлении сведений.
В случае выявления допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах осуществляется их замена в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты поступления соответствующего заявления.
64. Критерием принятия решения по административной процедуре является наличие или отсутствие опечаток и (или) ошибок в поставленном документе.
65. Результатом административной процедуры является исправление опечаток и (или) ошибок в выданных документах, ФИС ФБДА.
66. Способом фиксации результата административной процедуры является выдача исправленных документов, внесение информации в ФИС ФБДА.
Порядок осуществления в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала, административных процедур (действий) в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона N 210-ФЗ
67. Формирование запроса о предоставлении государственной услуги (далее - запрос) осуществляется посредством заполнения электронной формы запроса на Едином портале, на официальном сайте уполномоченного органа без необходимости дополнительной подачи запроса в какой-либо иной форме.
На Едином портале, на официальном сайте уполномоченного органа размещаются образцы заполнения электронной формы запроса.
Если на Едином портале заявителю не обеспечивается возможность заполнения электронной формы запроса, то для формирования запроса на Едином портале обеспечивается автоматический переход к заполнению электронной формы указанного запроса на официальном сайте уполномоченного органа.
Форматно-логическая проверка сформированного запроса осуществляется уполномоченным органом после заполнения заявителем каждого из полей электронной формы запроса. При выявлении некорректно заполненного поля электронной формы запроса заявитель уведомляется о характере выявленной ошибки и порядке ее устранения посредством информационного сообщения непосредственно в электронной форме запроса.
68. При формировании заявителем запроса обеспечивается:
1) возможность копирования и сохранения запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
2) возможность печати на бумажном носителе копии электронной формы запроса;
3) сохранение ранее введенных в электронную форму запроса значений в любой момент по желанию пользователя, в том числе при возникновении ошибок ввода и возврате для повторного ввода значений в электронную форму запроса;
4) заполнение полей электронной формы запроса до начала ввода сведений заявителем с использованием сведений, размещенных в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации), и сведений, опубликованных на Едином портале, на официальном сайте уполномоченного органа, в части, касающейся сведений, отсутствующих в единой системе идентификации и аутентификации;
5) возможность вернуться на любой из этапов заполнения электронной формы запроса без потери ранее введенной информации;
6) возможность доступа заявителя на Едином портале, официальном сайте уполномоченного органа к ранее поданным им запросам в течение не менее года, а также частично сформированных запросов - в течение не менее 3 месяцев.
Сформированный и подписанный запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, направляются в уполномоченный орган посредством Единого портала или официального сайта уполномоченного органа.
69. Заявитель имеет возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги.
Информация о ходе предоставления государственной услуги направляется заявителю уполномоченным органом на адрес электронной почты или с использованием средств Единого портала, официального сайта уполномоченного органа по выбору заявителя.
70. При предоставлении государственной услуги в электронной форме заявителю направляется:
1) уведомление о приеме и регистрации запроса;
2) уведомление о возможности получить результат предоставления государственной услуги;
3) уведомление о мотивированном отказе в предоставлении государственной услуги.
71. Результат предоставления государственной услуги предоставляется на бумажном носителе.
IV. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением
и исполнением ответственными должностными лицами положений
Административного регламента и иных нормативных правовых актов,
устанавливающих требования к предоставлению государственной
услуги, а также принятием ими решений
72. Контроль исполнения установленных Административным регламентом административных процедур осуществляется должностными лицами уполномоченного органа, ответственными за организацию работы по предоставлению государственной услуги.
Текущий контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги, за соблюдением специалистами уполномоченного органа, участвующими в предоставлении государственной услуги, положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги (далее - контроль), осуществляется должностными лицами уполномоченного органа, ответственными за организацию работы по предоставлению государственной услуги (далее - должностные лица, ответственные за организацию предоставления государственной услуги).
Порядок и периодичность осуществления плановых
и внеплановых проверок полноты и качества предоставления
государственной услуги, в том числе порядок и формы
контроля за полнотой и качеством предоставления
государственной услуги
73. Текущий контроль осуществляется как в плановом порядке, так и путем проведения внеплановых контрольных мероприятий.
74. Текущий контроль осуществляется путем проведения должностными лицами, ответственными за организацию предоставления государственной услуги, проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, соблюдения и исполнения положений Административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, выявления и обеспечения устранения выявленных нарушений, рассмотрения, принятия решений и подготовки ответов на обращения заявителей, содержащие жалобы на действия (бездействие) специалистов уполномоченного органа, участвующих в предоставлении государственной услуги.
75. Плановые проверки полноты и качества предоставления государственной услуги проводятся на основании распорядительного акта уполномоченного органа не реже одного раза в полгода.
Внеплановые проверки полноты и качества предоставления государственной услуги проводятся на основании распорядительного акта уполномоченного органа по жалобам заявителей на действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа.
76. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления уполномоченными органами переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования в соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 7 Федерального закона N 273-ФЗ и пунктом 5.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 28 июля 2018 г. N 885*(7).
Ответственность должностных лиц уполномоченного органа за решения
и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые)
ими в ходе предоставления государственной услуги
77. Должностные лица уполномоченного органа, ответственные за организацию предоставления государственной услуги, несут персональную ответственность за предоставление государственной услуги в соответствии с Административным регламентом и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к предоставлению государственной услуги, за обеспечение полноты и качества предоставления государственной услуги.
78. Специалисты уполномоченного органа, участвующие в предоставлении государственной услуги, несут персональную ответственность за полноту и качество предоставления государственной услуги, за соблюдение и исполнение положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги.
79. Ответственность специалистов уполномоченного органа, участвующих в предоставлении государственной услуги, устанавливается в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Положения, характеризующие требования к порядку и формам
контроля за предоставлением государственной услуги, в том
числе со стороны граждан, их объединений и организаций
80. Граждане, их объединения и организации могут контролировать предоставление государственной услуги путем получения информации по телефону, электронной почте, на официальном сайте уполномоченного органа и через Единый портал, а также посредством получения ответов на письменные обращения.
V. ДОСУДЕБНЫЙ (ВНЕСУДЕБНЫЙ) ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА, А ТАКЖЕ ЕГО ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное
(внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений,
принятых (осуществленных) в ходе предоставления государственной услуги
(далее - жалоба)
81. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе предоставления государственной услуги, в досудебном (внесудебном) порядке.
82. Заинтересованные лица имеют право подать жалобу на решения и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа, его должностных лиц при предоставлении государственной услуги в порядке, предусмотренном главой 2.1 Федерального закона N 210-ФЗ.
Органы государственной власти, организации и уполномоченные
на рассмотрение жалобы лица, которым может быть направлена
жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке
83. Жалоба подается в уполномоченный орган.
84. Жалобы на решения, принятые руководителем уполномоченного органа, подаются:
высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;
в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.
Способы информирования заявителей о порядке подачи
и рассмотрения жалобы, в том числе с использованием Единого портала
35. Порядок подачи и рассмотрения жалобы размещается на информационных стендах в уполномоченный органе, на официальном сайте уполномоченного органа и Едином портале.
Перечень нормативных правовых актов,
регулирующих порядок досудебного (внесудебного) обжалования
решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственные услуги, а также его должностных лиц
36. Отношения, возникающие в связи с досудебным (внесудебным) обжалованием решений и действий (бездействия) уполномоченного органа, а также должностных лиц регулируется Федеральным законом N 210-ФЗ.
37. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействий) уполномоченного органа, а также его должностных лиц, размещается на официальном сайте уполномоченного органа и на Едином портале.
Информация, указанная в настоящем разделе, подлежит размещению на Едином портале.
-------------------------------------------
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 20, ст. 2829; 2012, N 14, ст. 1655; N 36, ст. 4922; 2013, N 52, ст. 7207; 2014, N 21, ст. 2712; 2015, N 50, ст. 7165, ст. 7189; 2016, N 31, ст. 5031; N 37, ст. 5495; 2017, N 8, ст. 1257, N 28, ст. 4138: N 32, ст. 5090; N 40, ст. 5843, N 42, ст. 6154; 2018, N 16, ст. 2371, N 27, ст. 4084, ; 40, ст. 6129; 2019, N 5, ст. 390; N 23, ст. 2943; N 26, ст. 3460.
*(2) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243; 016, N 27, ст. 4164; 2017, N 9, ст. 1276; N 27, ст. 3945; N 31, ст. 4772; 2018, N 1, ст. 82.
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30 , ст. 4120; 2016, N 22, ст. 3213.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4587; N 49, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1651; N 27, ст. 3477, ст. 3480; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6679; N 52, ст. 6952, ст. 6961, ст. 7009; 2014, N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4264; N 49, ст. 6928; 2015, N 1, ст. 67, ст. 72; N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4342, ст. 4376; 2016, N 7, ст. 916; N 27, ст. 4293, ст. 4294; 2017, N 1, ст. 12; N 31 ст. 4785; N 50, ст. 7555; 2018, N 1, ст. 63; N 9, ст. 1283; N 17, ст. 2427; N 18, ст. 2557; N 24, ст. 3413; N 27, ст. 3954; N 30, ст. 4539; N 31, ст. 4858; 2019, N 14, ст. 1461.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292; 2017, N 18, ст. 2670; N 31, ст. 4765; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 57; N 9, ст. 1282; N 11, ст. 1591; N 27, ст. 3945, ст. 3953; N 28, ст. 4152; N 31, ст. 4860; N 32, ст. 5110, ст. 5122, ст. 5130; N 53, ст. 8423; 2019, N 10, ст. 887; N 18, ст. 2209; N 25, ст. 3160; N 30, ст. 4134.
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2004, N 45, ст. 4377; 2009, N 52, ст. 6450; 2012, N 49, ст. 6750; 2014, N 30, ст. 4222.
*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5344, N 41, ст. 6267
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.