Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О государственном и муниципальном имуществе"
(подготовлен Минэкономразвития России 07.10.2019 г.)
Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Правительством Российской Федерации от 29 сентября 2018 г. и направленных на реализацию положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", определяются цели, основные задачи и приоритеты деятельности Правительства Российской Федерации по осуществлению прорывного научно-технологического и социально-экономического развития.
Одной из мер государственной политики по достижению национальных целей является разработка и принятие федерального закона "О государственном и муниципальном имуществе".
Настоящий проект федерального закона "О государственном и муниципальном имуществе" (далее - законопроект) разработан в целях повышения эффективности управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью.
Законопроект представляет из себя системообразующий законодательный акт кодификационного типа, призванный занять главенствующее место в системе комплексной отрасли законодательства о государственном и муниципальном имуществе, а также включающий в себя положения, позволяющие обеспечить единообразное правовое регулирование отношений в сфере управления государственным и муниципальным имуществом.
Предметом регулирования законопроекта являются отношения по принадлежности имущества Российской Федерации, субъектам Российской Федерации (государственное имущество) и муниципальным образованиям (муниципальное имущество), перераспределению этого имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, управлению им, учету, хранению и контролю за его использованием и распоряжением, а также информационному обеспечению управления, учета, хранения и контроля за его использованием и распоряжением (все указанное далее - управление).
Законопроектом закладываются основные начала управления государственным и муниципальным имуществом (также - публичное имущество):
1) строгое и точное исполнение требований положений законопроекта и изданных в соответствии с ним иных актов;
2) неприкосновенность и обеспечение сохранности государственного и муниципального имущества;
3) эффективность управления, учета, хранения и контроля за использованием и распоряжением государственным и муниципальным имуществом;
4) единство правил, определяющих основания и условия осуществления оборота (использования и распоряжения) государственного и муниципального имущества;
5) подотчетность и подконтрольность государственных и муниципальных органов, осуществляющих управление государственным и муниципальным имуществом;
6) полный и всеобъемлющий единый учет государственного и муниципального имущества;
7) информационная открытость и прозрачность отношений, связанных с управлением, учетом, хранением и контролем за использованием и распоряжением государственным и муниципальным имуществом;
8) целевое использование публично-правовыми образованиями государственного и муниципального имущества;
9) перераспределение публичного имущества между публично-правовыми образованиями на основе их волеизъявления.
Отсутствие общих критериев отнесения имущества к определенному уровню публичной собственности подчеркивает необходимость унификации действующих правовых норм, их обобщения и систематизации в едином нормативном акте, по этой причине законопроектом устанавливаются общие критерии отнесения имущества к тому или иному уровню публичной собственности и условия принадлежности имущества Российской Федерации, а также исключительно целевой характер имущества, принадлежащего субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на праве собственности.
В развитие положений статей 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации законопроектом предусматривается деление публичного имущества на распределенное и нераспределенное, а также определяется правовой режим для каждой категории.
К распределенному имуществу отнесено имущество, закрепленное в установленном законом порядке на праве хозяйственного ведения за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и на праве оперативного управления за учреждениями и казенными предприятиями. Соответственно, имущество, не закрепленное за указанными организациями должно составлять нераспределенное (казенное) имущество публично-правовых образований.
К казенному имуществу законопроектом отнесено:
1) средства соответствующего бюджета;
2) имущество, признанное бесхозяйным в порядке, предусмотренном законом, и на которое приобретено право публичной собственности;
3) изъятое как излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждениями на праве оперативного управления;
4) имущество, на которое прекращено право хозяйственного ведения унитарного предприятия по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством;
5) иное имущество, отнесенное к объектам казны по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законодательством.
В развитие положений статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) и в целях совершенствования действующей процедуры перераспределения и более эффективного использования публичного имущества предусматривается порядок передачи такого имущества от одного публично-правового образования другому на основании заключаемого ими договора при установлении условий владения, пользования и распоряжения переданным имуществом, то есть с установлением обременений в отношении имущества и ограничений прав нового собственника, которые в обязательном порядке подлежат внесению Единый федеральный государственный реестр имущества. В качестве таких условий может выступать возложение на нового собственника обязанности завершения строительства здания или сооружения, его реконструкции, капитального ремонта, установления запрета на передачу третьим лицам и тому подобное.
Кроме того, с учетом мнения Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 30 июня 2006 г. N 8-П) законопроектом устанавливается положение о том, что такое перераспределение может осуществляться на основе совместного волеизъявления публично-правовых образований в лице уполномоченных органов, оформляемых соответствующими решениями о передаче публичного имущества.
При этом законопроектом закрепляется обязательность включения в такие решения о передаче сведений об имуществе, подлежащем передаче (в случае если предметом передачи выступает имущественный комплекс унитарного предприятия или учреждения в решение должно содержать перечень всех составляющих его объектов, в том числе долги и права требования, исключительные права на объекты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации юридического лица, его товаров, работ и услуг), цели, для достижения которых перераспределяется имущество, сроки и объемы финансирования деятельности, необходимой для эффективного использования перераспределенного имущества (если предполагается финансирование), а также сведения об унитарных предприятиях и учреждениях, имущественные комплексы которых подлежат передаче, что также вносит определенность и прозрачность в механизм передачи публичного имущества в порядке перераспределения с одного уровня собственности на другой.
Также положениями законопроекта предусматриваются особенности передачи и изъятия государственного имущества у федеральных государственных унитарных предприятии и федеральных государственных учреждений. Так, в целях установления специальных условий использования закрепленного за указанными организациями государственного имущества, предусматривается возможность заключения между уполномоченным органом, осуществляющим права собственника, с указанными организациями договора о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, несоблюдение условий которого является основанием для изъятия такого имущества. Типовая форма такого договора будет утверждаться Правительством Российской Федерации.
В свою очередь, решение об изъятии федерального имущества, находящегося на праве оперативного управления, уполномоченный орган, осуществляющий права собственника в отношении данного имущества, устанавливает федеральным унитарным предприятиям или учреждениям сроки содержания и обеспечения сохранности изъятого имущества до его передачи иному лицу.
Положениями законопроекта на уровне федерального закона закрепляется обязательность планирования управлением государственным и муниципальным имуществом, в том числе в отношении имущества, расположенного за рубежом.
Для более качественного планирования положениями законопроекта предусматривается создание Единого федерального государственного реестра имущества (далее - ЕФГРИ), правила ведения которого, его структура и содержание, в том числе объем вносимых в него сведений, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ведение ЕФГРИ осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений.
ЕФГРИ ведется Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника и его территориальными органами в отношении федерального имущества, а также уполномоченными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношении государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества (операторы ЕФГРИ).
Законопроектом В целях особенности управления, учета, мониторинга, оценки и контроля за использованием и распоряжением имущественными правами, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации муниципальным образованиям
Положениями законопроекта устанавливается возможность закрепления за федеральными унитарными предприятиями и учреждениями имущества не только на основании решения собственника, но и в целях фиксирования специальных условий использования закрепленного за такой организацией имущества путем заключения договора о закреплении публичного имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, неисполнение условий которого является основанием для его изъятия.
Законопроектом закрепляется круг ключевых органов государственной власти, осуществляющих общее руководство в области управления (Правительство Российской Федерации), выполнение задач по определению единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в ней (Минэкономразвития России), а также осуществляющих полномочия собственника в отношении федерального имущества (Росимущество).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.