Проект Приказа Федерального казначейства "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральным казначейством государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
(подготовлен Федеральным казначейством 08.11.2019 г.)
В соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903; N 50, ст. 7070; N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506; 2017, N 44, ст. 6523; 2018, N 6, ст. 880; N 25, ст. 3696; N 36, ст. 5623; N 46, ст. 7050), подпунктом 5.15(2) пункта 5 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4908, 2005, N 12, ст. 1042, 2006, N 47, ст. 4900, 2008, N 17, ст. 1895, N 46, ст. 5337, 2009, N 6, ст. 738, 2010, N 26, ст. 3350, 2011, N 6, ст. 888, N 14, ст. 1935, 2012, N 1, ст. 180, 2013, N 25, ст. 3167, N 45, ст. 5822, 2014, N 26 (часть II), ст. 3561, 2015, N 2, ст. 491, 2016, N 2 (часть I), ст. 325, N 17, ст. 2399, N 28, ст. 4741, 2017, N 12, ст. 1732, 2018, N 3, ст. 532, 2019, N 25, ст. 3265), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент осуществления Федеральным казначейством государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".
2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Руководитель |
Р.Е. Артюхин |
Приложение
к приказу Федерального казначейства
от "___" __________20___г. N ____
Административный регламент осуществления Федеральным казначейством государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
I. Общие положения
Наименование функции
1. Государственная функция по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - государственный контроль (надзор), государственная функция).
Наименование органа, осуществляющего государственный контроль (надзор)
2. Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральным казначейством (далее - надзорный орган) и его территориальными органами.
Перечень территориальных органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), утверждается приказом Федерального казначейства.
Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора)
3. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), размещается на официальном сайте надзорного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.roskazna.ru (далее - официальный сайт), в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" (далее - федеральный реестр) и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" www.gosuslugi.ru (далее - Единый портал).
Предмет государственного контроля (надзора)
4. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение аудиторской организацией, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - аудиторская организация), требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15; 2017, N 18, ст. 2673; 2018, N 18, ст. 2582) (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"), стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (далее - обязательные требования).
Права и обязанности должностных лиц при осуществлении
государственного контроля (надзора)
5. Должностные лица надзорного органа и его территориальных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) имеют право:
5.1. Запрашивать для проверки документацию аудиторской организации, связанную с соблюдением обязательных требований;
5.2. Получать необходимые документы (заверенные копии документов), объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время исполнения государственной функции;
5.3. Осуществлять взаимодействие с иными органами государственного контроля (надзора);
5.4. Направлять запросы, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2016, N 1 (часть I), ст. 65; 26 (Часть I), ст. 3889) в уполномоченные государственные органы и организации для подтверждения соблюдения или нарушения аудиторской организацией обязательных требований;
5.5. Применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений проверяемыми аудиторскими организациями обязательных требований;
5.6. Применять в соответствии с положениями части 6 статьи 20 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в отношении аудиторской организации, допустившей нарушения обязательных требований, меры воздействия;
5.7. Направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные и уполномоченные государственные органы материалы для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, уголовных дел при выявлении признаков преступлений, связанных с нарушением проверяемой аудиторской организацией законодательства Российской Федерации при осуществлении аудиторской деятельности, в соответствии с подведомственностью;
5.8. Привлекать экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемыми лицами, и не являющихся аффилированными лицами проверяемых аудиторских организаций к поведению мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора).
6. Составлять при осуществлении государственного контроля (надзора) протоколы об административных правонарушениях в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2019, N 6, ст. 465; N 10, ст. 893; N 12, ст. 1216, 1217, 1218, 1219; N 16, ст. 1819, 1821; N 18, ст. 2220; N 22, ст. 2669; N 25, ст. 3161).
7. Должностные лица надзорного органа и его территориальных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) обязаны:
7.1. Своевременно и в полной мере исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
7.2. Соблюдать права и законные интересы аудиторских организаций, в отношении которых проводится проверка;
7.3. Проводить проверку на основании приказа надзорного органа или его территориального органа;
7.4. Проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей;
7.5. Доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании аудиторской организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
7.6. Соблюдать сроки осуществления государственного контроля (надзора);
7.7. В объеме и в сроки, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 19, ст. 2825; 2016, N 51, ст. 7406), вносить в единый реестр проверок информацию об организации, проведении и результатах проверок (далее - Правила формирования и ведения единого реестра проверок);
7.8. Не требовать от проверяемой аудиторской организации документы и иные сведения:
- представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- не относящиеся к предмету проверки;
- имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациям, включенные в Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст. 2647; N 42, ст. 5972; 2017, N 35, ст. 5385) (далее - перечень документов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации N 724-р);
7.9. Истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в перечень документов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации N 724-р, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся указанные документы;
7.10. Знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя аудиторской организации (далее - руководитель или иное уполномоченное лицо аудиторской организации), с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
7.11. Не препятствовать руководителю или иному уполномоченному лицу аудиторской организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
7.12. Предоставлять руководителю или иному уполномоченному лицу аудиторской организации, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7.13. Знакомить руководителя или иное уполномоченное лицо аудиторской организации с результатами проверки;
7.14. Перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя или иного уполномоченного лица аудиторской организации ознакомить их с положениями Административного регламента осуществления Федеральным казначейством государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - Административный регламент), в соответствии с которыми проводится проверка;
7.15. Осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у аудиторской организации;
7.16. Проводить мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований;
7.17. Уведомлять саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является аудиторская организация о начале проведения проверки и, в случае выявления нарушений, сообщать в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях;
7.18. Соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну.
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются
мероприятия по государственному контролю (надзору)
8. К лицам, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору), относятся аудиторские организации.
9. Руководитель или иные уполномоченные лица аудиторской организации, в отношении которой осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору), вправе:
9.1. Непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
9.2. Получать от надзорного органа или его территориального органа, должностных лиц надзорного органа или его территориального органа информацию, которая относится к предмету мероприятия по осуществлению контроля (надзора);
9.3. Знакомиться с документами и (или) информацией, полученными надзорным органом или его территориальным органом, в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
9.4. Представлять при проведении проверки документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в надзорный орган или его территориальный орган по собственной инициативе;
9.5. Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц надзорного органа или территориального органа;
9.6. Требовать в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2018, N 1, ст. 26, 27; N 32 (часть II), ст. 5116, 2019, N 31, ст. 4469) (далее - Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), включая упущенную выгоду (неполученный доход);
9.7. Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц надзорного органа или территориального органа, повлекшие за собой нарушение прав аудиторской организации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9.8. Привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
10. Лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору), обязаны:
10.1. Обеспечить присутствие руководителя или иного уполномоченного лица аудиторской организации при проведении проверки;
10.2. Не препятствовать проведению проверок и не уклоняться от их проведения;
10.3. Предоставить должностным лицам надзорного органа или его территориального органа, проводящим выездную проверку, всю необходимую для проверки документацию (включая заверенные копии документов) и информацию, относящуюся к предмету проверки, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций в помещения и территории, которые занимает аудиторская организация, в отношении которой проводится мероприятие по осуществлению государственного контроля (надзора);
10.4. Предоставлять места для осуществления государственного контроля (надзора) в период проведения выездной проверки в служебном помещении по месту нахождения аудиторской организации и (или) по месту фактического осуществления ее деятельности, в том числе в случае проведения выездной проверки в филиале аудиторской организации - в служебном помещении по месту нахождения ее филиала;
10.5. Принимать меры, направленные на устранение выявленных по результатам мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.
Описание результата осуществления государственного
контроля (надзора)
11. Осуществление государственного контроля (надзора) завершается:
11.1. В случае проведения проверки - составлением и вручением (отправлением) акта проверки;
11.2. В случае невозможности проведения проверки - составлением и вручением (отправлением) акта о невозможности проведения проверки;
11.3. Заключением надзорного органа (территориального органа) к возражениям аудиторской организации на акт проверки;
11.4. Применением меры воздействия в отношении аудиторской организации, допустившей нарушения обязательных требований;
11.5. Подготовкой и направлением в соответствующие органы материалов при выявлении в ходе проведения мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) признаков административных правонарушений, относящихся к компетенции иных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), признаков административных правонарушений или преступлений, относящихся к компетенции правоохранительных органов, а также подготовкой и направлением в судебные органы документов и материалов, рассмотрение которых входит в их компетенцию.
Исчерпывающий перечень документов и (или) информации,
необходимых для осуществления государственного контроля
(надзора) и достижения целей и задач проведения проверки
12. Документы и иные сведения, которые необходимо представить аудиторской организацией в ходе проверки во взаимодействии с надзорным органом:
12.1. Документы, удостоверяющие личность работника аудиторской организации, которому по договору переданы полномочия единоличного исполнительного органа аудиторской организации, члена коллегиального исполнительного органа аудиторской организации;
12.2. Учредительные документы аудиторской организации;
12.3. Список аудиторов, являющихся работниками аудиторской организации на основании трудовых договоров;
12.4. Список членов коллегиального исполнительного органа аудиторской организации с указанием кто из них является аудитором;
12.5. Список бенефициарных владельцев и лиц, контролирующих деятельность аудиторской организации, учредителей (участников) аудиторской организации, являющихся аудиторами и аудиторскими организациями, с приложенными к нему документами, подтверждающими размеры долей указанных лиц в уставном (складочном) капитале аудиторской организации;
12.6. Документы, подтверждающие членство в саморегулируемой организации аудиторов и прохождение внешнего контроля качества работы со стороны саморегулируемой организации аудиторов;
12.7. Документы, являющиеся основанием для оказания аудиторских услуг, включая договоры (соглашения, контракты, конкурсная документация), документы, подтверждающие полномочия лица, действующего от имени аудиторской организации;
12.8. Документы, на основании которых может быть установлено близкое родство или свойство руководителя, иных должностных лиц аудиторской организации с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
12.9. Программы проверок, отчеты, аудиторские заключения, рабочие документы аудитора со всеми прилагаемыми к ним документами (включая отчетность аудируемого лица), методики, инструкции, положения, формы рабочих документов, материалы о проведении контроля качества работы, сведения о проведении мониторинга контроля качества аудиторской организации, документацию системы контроля качества, в том числе документы сети, материалы по проверке независимости и соблюдения этических норм, документы о повышении квалификации аудиторов, статистическая отчетность, выписки по счетам бухгалтерского учета, сведения по организации хранения документации, работе со сведениями, составляющими государственную тайну;
12.10. Документы и информацию, связанные с оказанием сопутствующих аудиту услуг, а также прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг.
13. В рамках межведомственного информационного взаимодействия в ходе проверки от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций надзорным органом и (или) территориальным органом в соответствии с перечнем документов, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации N 724-р, запрашивается следующая информация:
13.1. Сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности;
13.2. Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанных с ним общероссийских классификаторов административно-территориального деления (ОКАТО), территорий муниципальных образований (ОКТМО), форм собственности (ОКФС), организационно-правовых форм (ОКОПФ), органов государственной власти и управления (ОКОГУ), установленных организациям и индивидуальным предпринимателям органами государственной статистики;
13.3. Сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;
13.4. Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
13.5. Сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования, о нахождении в розыске;
13.6. Сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
II. Требования к порядку осуществления государственного
контроля (надзора)
Порядок информирования об исполнении функции
14. Информация об условиях и порядке осуществления государственного контроля (надзора), в том числе справочные телефоны, режим работы надзорного органа и его территориальных органов, предоставляется непосредственно в помещениях надзорного органа и его территориальных органов в общедоступных местах с использованием инфоматов, информационных стендов, компьютеров общего пользования, а также по справочным телефонам, на официальном сайте, в федеральном реестре и на Едином портале.
15. На официальном сайте надзорного органа и его территориальных органов размещается следующая информация:
15.1. Нормативные правовые акты и методические документы, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора);
15.2. Местонахождение, график (режим) работы, номера телефонов, адрес надзорного органа (его территориального органа), информация о его территориальных органах и режиме их работы;
15.3. План проведения надзорным органом и его территориальными органами плановых мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора).
16. Информация об условиях и порядке осуществления государственного контроля (надзора) может предоставляться по обращениям лиц, в отношении которых осуществляются проверки, направляемым по почтовому адресу или адресу электронной почты надзорного органа или его территориального органа (далее - заявители).
Сведения о размере платы с лица, в отношении которого проводятся мероприятия по осуществлению государственного контроля (надзора)
17. Плата с лица, в отношении которого проводятся мероприятия по осуществлению государственного контроля (надзора), не взимается.
Срок осуществления государственного контроля (надзора)
18. Общий срок осуществления государственного контроля (надзора) составляет не более ста шестидесяти шести рабочих дней, а для аудиторских организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства - не более ста сорока шести рабочих дней.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения
административных процедур (действий), требования к порядку
их выполнения, в том числе особенности выполнения
административных процедур (действий) в электронной форме
Исчерпывающий перечень административных процедур
19. Административный регламент предусматривает выполнение следующих административных процедур:
19.1. Назначение и подготовка мероприятий по осуществлению контроля (надзора);
19.2. Проведение мероприятий по осуществлению контроля (надзора);
19.3. Применение мер воздействия по результатам мероприятий по осуществлению контроля (надзора).
20. В рамках проведения административных процедур, указанных в пункте 19 Административного регламента осуществляется административное действие по получению документов и (или) информации, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия при организации и проведении проверок от иных государственных органов, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в пределах максимальных сроков, установленных пунктами 32, 36, 56 Административного регламента, в соответствии с характером проводимых административных процедур.
Назначение и подготовка мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора)
21. Мероприятия по осуществлению контроля (надзора) проводятся в форме документарных или выездных (плановых и внеплановых) внешних проверок качества работы аудиторских организаций (далее в совокупности - проверка).
22. Плановая внешняя проверка поводится в форме документарной проверки или выездной поверки в порядке, установленном соответственно статьей 11 и статьей 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
23. Форму проведения проверки определяет руководитель надзорного органа или руководитель его территориального органа.
24. Выездные проверки проводятся по месту нахождения проверяемой аудиторской организации или ее филиала (при проверке аудиторской организации в части деятельности ее филиала) и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. Документарные проверки проводятся по месту нахождения надзорного органа (его территориального органа).
25. Основанием для проведения плановых проверок являются ежегодные планы надзорного органа и его территориальных органов проведения плановых проверок внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", утверждаемые руководителем надзорного органа или руководителями его территориальных органов (далее - план деятельности надзорного органа, план деятельности территориального органа соответственно).
26. Плановые проверки аудиторских организаций назначаются не чаще одного раза в три года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов.
27. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
27.1. Поданная в надзорный орган (его территориальный орган) жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, нарушающие обязательные требования;
27.2. Истечение срока исполнения аудиторской организацией предписания, обязывающего ее устранить выявленные нарушения обязательных требований, вынесенного по результатам проверки аудиторской организации, и устанавливающего сроки устранения данных нарушений.
28. Должностными лицами надзорного органа или его территориального органа, уполномоченными на проведение мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) приказами надзорного органа или его территориального органа, являются руководитель надзорного органа или руководитель его территориального органа, заместители руководителя надзорного органа или его территориального органа, начальник и заместители начальника структурного подразделения надзорного органа или его территориального органа, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) (далее - начальник и заместители начальника структурного подразделения надзорного органа или его территориального органа), а также иные федеральные государственные гражданские служащие надзорного органа или его территориального органа (далее - уполномоченные лица), в отношении которых отсутствуют получаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе в Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции сведения о наличии у федерального государственного гражданского служащего конфликта интересов.
29. Ответственные должностные лица надзорного органа или его территориального органа в соответствии с возложенными на них обязанностями при проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, вносят в единый реестр проверок сведения о проведении проверки, информацию об уведомлении аудиторской организации о проведении проверки (с указанием даты и способа уведомления в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"), информацию о результатах проверки, информацию о мерах, принятых по результатам проверки.
30. Мероприятие по контролю проводится начальником (заместителем начальника) структурного подразделения надзорного органа или его территориального органа, а также уполномоченными лицами (далее - группа инспекторов). Группу инспекторов возглавляет руководитель группы инспекторов.
В качестве руководителя группы инспекторов определяется федеральный государственный гражданский служащий структурного подразделения надзорного органа (его территориального органа), наделенный правом составления протоколов об административных правонарушениях.
30.1. Группа инспекторов должна состоять не менее чем из двух федеральных государственных гражданских служащих надзорного органа или его территориального органа. Проведение проверки одним должностным лицом не допускается.
31. Решение о проведении проверки оформляется приказом надзорного органа или его территориального органа о ее проведении.
32. Срок выполнения административной процедуры назначения и подготовки мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) не может превышать десяти рабочих дней.
33. Административная процедура предусматривает следующие административные действия, продолжительность их выполнения:
33.1. Издание приказа надзорного органа (его территориального органа) о проведении проверки (далее - приказ надзорного органа (его территориального органа) в пределах установленного максимального срока для проведения административной процедуры, указанного в пункте 32 Административного регламента;
33.2. Оформление на основании приказа надзорного органа (его территориального органа) удостоверения на проведение выездной проверки в пределах установленного максимального срока для проведения административной процедуры, указанного в пункте 32 Административного регламента;
33.3. Утверждение программы проверки в пределах установленного максимального срока для проведения административной процедуры, указанного в пункте 32 Административного регламента;
33.4. Уведомление саморегулируемой организации аудиторов о проведении проверки являющейся ее членом аудиторской организации в пределах установленного максимального срока для проведения административной процедуры, указанного в пункте 32 Административного регламента, но не менее чем за один рабочий день до начала проведения проверки;
33.5. Уведомление проверяемой аудиторской организации о проведении проверки в пределах установленного максимального срока для проведения административной процедуры, указанного в пункте 32 Административного регламента, но не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения при проведении плановых проверок аудиторских организаций, а в случае проведения внеплановой выездной проверки - не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.
34. Результатами административной процедуры и фиксацией результата выполнения административной процедуры назначения и подготовки мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) являются:
34.1. Приказ надзорного органа (его территориального органа);
34.2. Удостоверение на проведение проверки;
34.3. Программа проверки;
34.4. Письмо надзорного органа (его территориального органа) с уведомлением саморегулируемой организации аудиторов о проведении проверки в аудиторской организации, являющейся ее членом;
34.5. Письмо надзорного органа (его территориального органа) с уведомлением проверяемой аудиторской организации о проведении проверки.
Проведение мероприятий по осуществлению контроля (надзора)
35. Основанием для начала административной процедуры является утвержденный в рамках административной процедуры назначения и подготовки проверки приказ надзорного органа (территориального органа).
36. Срок выполнения административной процедуры не может превышать сто одного рабочего дня с даты начала проверки, указанной в приказе надзорного органа (территориального органа), а для аудиторских организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства - восемьдесят один рабочий день с даты начала проверки, указанной в приказе надзорного органа (территориального органа).
37. Административная процедура предусматривает следующие административные действия и продолжительность их выполнения:
37.1. Проведение проверки.
37.1.1. Срок выполнения административного действия - не более 40 рабочих дней с даты начала проверки, указанной в приказе надзорного органа (территориального органа). Для аудиторской организации, являющейся субъектом малого предпринимательства - не более 20 рабочих дней с даты начала проверки, указанной в приказе надзорного органа (территориального органа).
37.1.2. Срок проведения проверки может быть продлен надзорным органом (территориальным органом) не более чем на 20 рабочих дней при наличии следующих оснований:
1) необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений уполномоченных лиц;
2) поступление в течение срока проведения проверки от правоохранительных и контрольных (надзорных) органов, государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", Центрального банка Российской Федерации требующей проверки информации о фактах нарушения аудиторской организацией обязательных требований.
О продлении срока проведения проверки издается приказ надзорного органа (его территориального органа).
37.1.3. Срок проведения каждой из проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу (представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица). При этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.
37.1.4. В случае необходимости при проведении проверки в отношении субъекта малого предпринимательства получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено руководителем или заместителем руководителя надзорного органа (его территориального органа) на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на десять рабочих дней.
37.1.5. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.
37.1.6. На период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия надзорного органа (его территориального органа) на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.
37.2. Изготовление и подписание акта проверки, осуществление записей в журнале учета проверок (при его наличии у аудиторской организации) осуществляется в пределах максимальных сроков проведения проверки, указанных в пунктах 37.1.1. - 37.1.3. Административного регламента.
В случае отказа аудиторской организации от получения акта проверки, акт направляется в адрес проверенной аудиторской организации в срок не позднее трех рабочих дней с даты отметки в акте проверки об отказе в получении акта.
37.3. Рассмотрение возражений аудиторской организации на акт проверки.
37.3.1. Срок выполнения административного действия не может превышать двадцать рабочих дней с даты получения надзорным органом (территориальным органом) возражений аудиторской организации на акт проверки.
37.3.2. По результатам рассмотрения возражений аудиторской организации на акт проверки надзорным органом (территориальным органом) подготавливается письмо, которое направляется в адрес аудиторской организации в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его подписания.
37.4. Уведомление саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация, о результатах проверки такой аудиторской организации.
Максимальный срок выполнения административного действия - не более пяти рабочих дней с даты изготовления и подписания акта проверки.
38. Должностными лицами, ответственными за выполнение административных действий административной процедуры, являются:
38.1. Руководитель надзорного органа (его территориального органа);
38.2. Заместитель руководителя надзорного органа (его территориального органа);
38.3. Начальник структурного подразделения надзорного органа (его территориального органа);
38.4. Руководитель группы инспекторов;
38.5. Члены группы инспекторов (далее - инспекторы).
39. Административное действие по проведению выездной проверки заключается в осуществлении по месту нахождения проверяемой аудиторской организации (ее филиала) и (или) по месту фактического осуществления ее деятельности группой инспекторов, привлекаемыми к проверке экспертами, представителем экспертной организации, мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора).
40. Административное действие по проведению документарной проверки заключается в осуществлении группой инспекторов, привлеченными к проверке экспертами, представителем экспертной организации по месту нахождения надзорного органа (его территориального органа) на основе имеющихся в распоряжении надзорного органа (его территориального органа) документов проверяемой аудиторской организаций действий по контролю в виде изучения документации аудиторской организации, в том числе актов предыдущих проверок, материалов рассмотрения дел об административных правонарушениях и иных документов о результатах осуществления в отношении этой аудиторской организации государственного контроля (надзора).
41. В ходе проверки дается оценка правил внутреннего контроля качества работы аудиторской организации и эффективности организации аудиторской организацией такого внутреннего контроля, в том числе путем выборочной или сплошной проверки документации по конкретным аудиторским заданиям, а также документации по оказанию прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг. Выборочные проверки проводятся в отношении заданий, отобранных на основе анализа риска ненадлежащего проведения аудита.
42. При проведении мероприятия по контролю дается оценка достоверности последней по времени отчетности аудиторской организации об аудиторской деятельности.
43. В ходе проверки инспекторы должны вести рабочую документацию, включающую документы и иные материалы, составляемые и получаемые при осуществлении государственного контроля (надзора). Объем рабочей документации инспектора по каждой проверке определяется индивидуально.
44. Возникновение причин частичного или полного изменения состава осуществляющей проверку группы инспекторов или замены руководителя группы инспекторов, а также увеличения числа участников осуществляющей проверку группы инспекторов являются основаниями для направления руководителем осуществляющей проверку группы инспекторов мотивированного представления руководителю структурного подразделения надзорного органа (его территориального органа) с указанием причин для частичного или полного изменения состава осуществляющей проверку группы инспекторов, замены ее руководителя или увеличения числа участников осуществляющей проверку группы инспекторов (далее - мотивированное представление об изменении состава группы инспекторов).
45. На основании мотивированного представления об изменении состава группы инспекторов издается приказ надзорного органа (его территориального органа) об изменении состава группы инспекторов.
46. По результатам проверки руководителем группы инспекторов составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю или иному уполномоченному лицу аудиторской организации под подпись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
47. Результаты проверки, содержащие сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
48. Документирование результатов проверки филиала аудиторской организации осуществляется в виде справки о результатах проверки филиала аудиторской организации, которая приобщается к акту проверки, а информация, изложенная в ней, учитывается при составлении акта проверки.
49. Документирование результатов работы эксперта, представителя экспертной организации осуществляется в виде заключения эксперта при осуществлении государственного контроля (надзора), которое приобщается к акту проверки, а информация, изложенная в нем, учитывается при составлении акта проверки.
50. К акту проверки прилагаются копии рабочей документации инспектора, документации аудиторской организации, подтверждающие содержащиеся в акте проверки сведения о выявленных нарушениях, копии иных связанных с результатами проверки документов.
51. Акт проверки оформляется в соответствии с требованиями, установленными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915) с изменениями и дополнениями.
52. В случае поступления в установленные сроки в адрес надзорного органа (его территориального органа) возражений аудиторской организации на акт проверки уполномоченными лицами надзорного органа (его территориального органа) в соответствии с правилами делопроизводства в надзорном органе (в его территориальном органе) подготавливается письмо, содержащее заключение надзорного органа (его территориального органа) к возражениям аудиторской организации на акт проверки (далее - заключение надзорного органа (его территориального органа)) и отправке его почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления проверенной аудиторской организации.
53. Административное действие по уведомлению саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, о результатах проверки аудиторской организации заключается в подготовке в соответствии с правилами делопроизводства надзорного органа (его территориального органа) письма надзорного органа (его территориального органа) в саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, и направлении его почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления саморегулируемой организации аудиторов.
54. Результатом выполнения административной процедуры являются:
54.1. Акт проверки;
54.2. Заключение надзорного органа (его территориального органа);
54.3. Письмо надзорного органа (его территориального органа) с уведомлением саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является проверяемая аудиторская организация, о результатах проверки аудиторской организации.
Применение мер воздействия по результатам мероприятий по осуществлению контроля (надзора)
55. Основаниями для начала административной процедуры Применение мер воздействия по результатам мероприятий по осуществлению контроля (надзора) являются акт проверки, содержащий сведения о выявленных в аудиторской организации нарушениях обязательных требований, или заключение надзорного органа (его территориального органа).
56. Срок выполнения административной процедуры не может превышать пятидесяти пяти рабочих дней (без учета времени исполнения аудиторской организацией меры воздействия).
57. Административная процедура предусматривает следующие административные действия, продолжительность их выполнения:
57.1 Вынесение решения о применении меры воздействия по результатам проверки (далее - мера воздействия).
57.1.1. Максимальный срок выполнения:
57.1.2. Не более пятнадцати рабочих дней с даты отправки в проверенную аудиторскую организацию заключения надзорного органа (территориального органа);
57.1.3. В случае отсутствия возражений аудиторской организации на акт проверки - по истечении двадцати рабочих дней с даты окончания проверки.
57.2. Направление на исполнение меры воздействия.
Максимальный срок выполнения - не более трех рабочих дней с даты вынесения решения о применении меры воздействия.
57.3. Уведомление саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушения обязательных требований, о применении к аудиторской организации меры воздействия. Максимальный срок выполнения - не более пяти рабочих дней с даты вынесения решения о применении меры воздействия.
57.4. Контроль за своевременностью и полнотой исполнения аудиторской организацией, допустившей нарушения обязательных требований, меры воздействия.
Максимальный срок выполнения - не более двадцати рабочих дней со дня, следующего за днем поступления информации об исполнении меры воздействия от аудиторской организации в надзорный орган (территориальный орган), или истечения срока исполнения меры воздействия.
57.5. Мониторинг своевременности исполнения саморегулируемой организацией аудиторов меры воздействия, вынесенной в отношении являющейся членом такой саморегулируемой организации аудиторов аудиторской организации, допустившей нарушения обязательных требований.
Максимальный срок выполнения - не более тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем исполнения саморегулируемой организацией меры воздействия.
58. Должностными лицами, ответственными за выполнение административных действий административной процедуры являются:
58.1. Руководитель надзорного органа (его территориального органа);
58.2. Заместитель руководителя надзорного органа (его территориального органа);
58.3. Начальник структурного подразделения надзорного органа (его территориального органа);
58.4. Должностные лица структурного подразделения надзорного органа (его территориального органа).
59. В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований надзорным органом (его территориальным органом) могут быть применены следующие меры воздействия:
59.1. Предписание, обязывающее аудиторскую организацию устранить выявленные по результатам внешней проверки качества ее работы нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений (далее - предписание об устранении нарушений);
59.2. Предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (далее - предупреждение);
59.3. Предписание о приостановлении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация (далее - предписание о приостановлении членства аудиторской организации);
59.4. Предписание об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация (далее - предписание об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций).
60. При определении меры воздействия учитываются следующие обстоятельства:
60.1. Заключение о соблюдении аудиторской организацией обязательных требований (качестве работы аудиторской организации), включая заключение о соблюдении аудиторской организацией установленных требований к внутреннему контролю качества работы, содержащееся в акте проверки;
60.2. Результаты рассмотрения возражений аудиторской организации на акт проверки.
61. Административное действие по направлению на исполнение меры воздействия, заключается в передаче его под роспись в получении руководителю, иному уполномоченному лицу аудиторской организации, допустившей нарушения обязательных требований, или саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является указанная аудиторская организация, или отправке почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления аудиторской организации или саморегулируемой организации аудиторов.
62. Административное действие по уведомлению саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушения обязательных требований, о примененной к такой аудиторской организации мере воздействия, заключается в подготовке в соответствии с правилами делопроизводства в надзорном органе (территориальном органе) письма надзорного органа (его территориального органа) в саморегулируемую организацию аудиторов с приложением копии примененной надзорным органом (его территориальным органом) меры воздействия и отправке его почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления саморегулируемой организации аудиторов.
63. Административное действие по контролю за своевременностью и полнотой исполнения аудиторской организацией меры воздействия заключается в получении надзорным органом (его территориальным органом) от аудиторской организации, к которой применена мера воздействия, документального подтверждения устранения выявленных нарушений обязательных требований и проверке сведений о своевременном и полном исполнении указанных в предписании, вынесенном аудиторской организации, требований по устранению выявленных проверкой нарушений обязательных требований.
64. С целью осуществления контроля за исполнением предписания об устранении нарушений, надзорный орган (его территориальный орган) вправе проводить в аудиторской организации, допустившей нарушения обязательных требований, внеплановую выездную проверку исполнения указанных в предписании требований по устранению выявленных проверкой нарушений.
65. Проведение внеплановой выездной проверки исполнения аудиторской организацией требований, указанных в предписании об устранении нарушений, осуществляется по истечении срока, данного в таком предписании.
66. Контроль исполнения аудиторской организацией предписания об устранении нарушений осуществляется в порядке, аналогичном порядку подготовки, назначения, проведения и оформления результатов осуществления контроля (надзора).
67. Административное действие по мониторингу своевременности исполнения саморегулируемой организацией аудиторов меры воздействия, вынесенной в отношении являющейся членом такой саморегулируемой организации аудиторов аудиторской организации, допустившей нарушения обязательных требований заключается в проверке надзорным органом (его территориальным органом) получаемых от саморегулируемой организации аудиторов, исполняющей предписание о приостановлении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов или предписание об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций, сведений об исполнении указанных решений о применении меры воздействия.
68. В целях информирования аудиторской организации, допустившей нарушения обязательных требований, о применении к ней надзорным органом (территориальным органом) меры воздействия в виде предписания о приостановлении членства аудиторской организации или предписания об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций надзорным органом (его территориальным органом) в такую аудиторскую организацию в соответствии с правилами делопроизводства в надзорном органе (его территориальном органе) подготавливается и направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления аудиторской организации письмо надзорного органа (его территориального органа) с приложением копии вынесенной надзорным органом (его территориальным органом) в отношении аудиторской организации меры воздействия.
69. Результатом административной процедуры и фиксацией результата выполнения административной процедуры является:
69.1. Мера воздействия;
69.2. Письмо надзорного органа (территориального органа) в адрес аудиторской организации с приложением копии вынесенной надзорным органом (территориальным органом) в отношении аудиторской организации меры воздействия;
69.3. Письмо надзорного органа (территориального органа) в адрес саморегулируемой организации аудиторов с приложением копии вынесенной надзорным органом (территориальным органом) в отношении аудиторской организации меры воздействия;
69.4. Документы аудиторской организации, подтверждающие факт своевременного и полного исполнения или полного (частичного) неисполнения аудиторской организацией меры воздействия;
69.5. Документы саморегулируемой организации аудиторов, подтверждающие факт своевременного и полного исполнения или полного (частичного) неисполнения саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушения обязательных требований, меры воздействия, примененной надзорным органом (его территориальным органом).
IV. Порядок и формы текущего контроля за осуществлением
государственного контроля (надзора)
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением
и исполнением должностными лицами органа государственного
контроля (надзора) положений Административного регламента
и иных нормативных правовых актов, устанавливающих
требования к осуществлению государственного контроля
(надзора), а также за принятием ими решений
70. Предметом текущего контроля является соблюдение должностными лицами надзорного органа (его территориального органа) положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного контроля (надзора), принятия ими решений, оценка полноты рассмотрения обращений, объективность и тщательность проверки сведений, обоснованность и законность предлагаемых для принятия решений по таким обращениям.
71. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по осуществлению государственного контроля (надзора), производится начальником структурного подразделения надзорного органа (начальником структурного подразделения его территориального органа).
72. Текущий контроль осуществляется в форме проверок соблюдения и исполнения должностными лицами надзорного органа (его территориального органа) положений Административного регламента.
73. При выявлении в ходе текущего контроля нарушений Административного регламента или требований законодательства Российской Федерации начальник структурного подразделения надзорного органа (начальник структурного подразделения его территориального органа) принимают меры по устранению таких нарушений и направляют уполномоченному должностному лицу надзорного органа (или территориального органа) предложения о применении или неприменении мер дисциплинарной ответственности к лицам, допустившим соответствующие нарушения.
Порядок и периодичность осуществления плановых
и внеплановых проверок полноты и качества осуществления
государственного контроля (надзора), в том числе порядок
и формы контроля за полнотой и качеством осуществления
государственного контроля (надзора)
74. Контроль за полнотой и качеством осуществления государственного контроля (надзора) производится в формах:
74.1. Проведения проверок соблюдения и исполнения уполномоченными лицами положений Административного регламента;
74.2. Направления запросов в уполномоченные органы о предоставлении сведений, необходимых для рассмотрения соответствующих обращений;
74.3. Рассмотрения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц структурных подразделений надзорного органа (его территориального органа), ответственных за организацию работы по осуществлению государственного контроля (надзора).
74.4. Проверки полноты и качества осуществления государственного контроля (надзора) могут быть плановыми и внеплановыми.
75. Плановые проверки проводятся в соответствии с установленными планами работы.
76. Внеплановые проверки могут быть проведены по следующим обстоятельствам:
76.1. Получения информации от граждан, юридических лиц, органов государственной власти или местного самоуправления о соответствующих нарушениях;
76.2. Обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) должностных лиц надзорного органа или его территориального органа.
77. Проверки проводятся начальниками и должностными лицами структурного подразделения надзорного органа или его территориального органа, ответственными за осуществление государственного контроля (надзора).
78. Руководитель надзорного органа или руководитель его территориального органа организует и осуществляет общий контроль за осуществлением государственного контроля (надзора).
Ответственность должностных лиц органа государственного
контроля (надзора) за решения и действия (бездействие),
принимаемые (осуществляемые) ими в ходе осуществления
государственного контроля (надзора)
79. Ответственность за осуществление государственного контроля (надзора) возлагается на начальника структурного подразделения надзорного органа или начальников структурных подразделений его территориальных органов, заместителей руководителя надзорного органа или заместителей руководителя его территориального органа, и непосредственно руководителя надзорного органа или руководителя его территориального органа.
80. Ответственность за осуществление государственного контроля (надзора) устанавливается в должностных регламентах должностных лиц надзорного органа или его территориальных органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора).
81. В случае выявления нарушения требований Административного регламента, законодательства Российской Федерации или прав и законных интересов лиц, в отношении которых осуществляется государственный контроль (надзор), виновные лица подлежат привлечению к ответственности в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 636; 2018, N 32 (часть I), ст. 5100; N 45, ст. 6837).
Положения, характеризующие требования к порядку
и формам контроля за исполнением государственной
функции, в том числе со стороны граждан,
их объединений и организаций
82. Для осуществления контроля за исполнением государственной функции руководитель или иные уполномоченные лица аудиторской организации, в отношении которой осуществляется государственный контроль (надзор), граждане, их объединения и организации имеют право направлять сообщения в письменной форме или в электронной форме в надзорный орган либо его территориальный орган, индивидуальные и коллективные обращения с предложениями, рекомендациями по совершенствованию порядка осуществления государственного контроля (надзора), а также жалобы и заявления на действия (бездействие) должностных лиц надзорного органа или его территориального органа и принятие (осуществление) ими решений, связанных с исполнением государственной функции.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования
решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих
государственный контроль (надзор),
а также их должностных лиц
Информация для заинтересованных лиц об их праве
на досудебное (внесудебное) обжалование действий
(бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных)
в ходе осуществления государственного контроля (надзора)
83. Заинтересованные лица, полагающие свои права нарушенными решениями или действиями (бездействием) надзорного органа или его территориальных органов, его должностных лиц либо государственных служащих в ходе осуществления государственного контроля (надзора), имеют право обжаловать указанные решения или действия (бездействие) в досудебном (внесудебном) порядке.
Предмет досудебного (внесудебного) обжалования
84. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц надзорного органа или его территориального органа, его должностных лиц, принятые (осуществляемые) ими в ходе осуществления государственного контроля (надзора).
Исчерпывающий перечень оснований
для приостановления рассмотрения жалобы и случаев,
в которых ответ на жалобу не дается
85. Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.
86. Ответ на жалобу не дается в случаях, если:
86.1. В жалобе не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, направившего жалобу, почтовый адрес либо адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ;
86.2. В жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
86.3. Текст жалобы не поддается прочтению.
87. В случае если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заинтересованному лицу сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного им вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
88. Если причины, по которым ответ по существу поставленных в жалобе вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заинтересованное лицо вправе вновь направить жалобу в надзорный орган, территориальный орган или соответствующему должностному лицу надзорного органа или его территориального органа.
Основания для начала процедуры досудебного
(внесудебного) обжалования
89. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является жалоба заинтересованного лица.
90. Жалоба подается в письменной форме, в том числе при личном приеме заинтересованного лица, или в форме электронного документа в надзорный орган или территориальный орган и (или) Министерство финансов Российской Федерации.
91. В случае подачи жалобы при личном приеме заинтересованное лицо представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
92. В электронном виде жалоба может быть подана заинтересованным лицом посредством:
92.1. Официального сайта;
92.2. Информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе Единого портала.
93. Жалоба должна содержать:
93.1. Наименование надзорного органа или его территориального органа; фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица либо федерального государственного гражданского служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
93.2. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заинтересованному лицу;
93.3. Сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) надзорного органа или его территориального органа, его должностного лица либо федерального государственного гражданского служащего;
93.4. Доводы, на основании которых заинтересованное лицо не согласно с решением и действием (бездействием) надзорного органа или его территориального органа, его должностного лица либо федерального государственного гражданского служащего. Заинтересованным лицом могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии.
94. Жалоба подписывается подавшим ее заинтересованным лицом либо его представителем.
95. В случае если жалоба подается через представителя заинтересованного лица, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от его имени, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
96. Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы заинтересованные лица могут получить на официальном сайте и Едином портале, а также она может быть сообщена заявителю в устной и (или) письменной форме.
Права заинтересованных лиц на получение
информации и документов, необходимых для обоснования
и рассмотрения жалобы
97. Заинтересованное лицо имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, при условии, что это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и что указанные документы не содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну.
Органы государственной власти, организации и уполномоченные
на рассмотрение жалобы лица, которым может быть направлена
жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке
98. Жалоба на решение надзорного органа подается в порядке подчиненности в Министерство финансов Российской Федерации.
99. Жалоба на решение территориального органа, подаются в надзорный орган.
100. Жалоба на действия (бездействие) заместителя руководителя надзорного органа, должностного лица надзорного органа может быть направлена руководителю надзорного органа.
101. Жалоба на действия (бездействие) заместителя руководителя территориального органа, должностного лица территориального органа может быть направлена руководителю территориального органа.
Сроки рассмотрения жалобы
102. Жалоба, поступившая в надзорный орган или его территориальный орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня с даты ее поступления.
103. Поступившая жалоба должна быть рассмотрена в течение тридцати дней со дня ее регистрации.
104. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен в случае принятия руководителем надзорного органа или руководителем его территориального органа решения о необходимости проведения проверки по жалобе, направления запроса дополнительной информации, но не более чем на тридцать дней.
105. Решение о продлении срока рассмотрения жалобы сообщается заинтересованному лицу в письменном виде с указанием причин продления.
Результат досудебного (внесудебного) обжалования
106. По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
106.1. Удовлетворение жалобы (полностью или в части);
106.2. Отказ в удовлетворении жалобы.
107. Не позднее дня, следующего за днем принятия одного из указанных в пункте 106 Административного регламента решений, заинтересованному лицу посредством почтового отправления (по желанию заинтересованного лица - посредством электронной почты) направляется мотивированное решение о результатах рассмотрения жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.