Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 5 августа по 23 августа 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/08-19/00093633).
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности и субъектами Российской Федерации в срок с 17 июня по 24 июня 2019 года. В ходе публичных консультаций были получены позиции органов исполнительной власти отдельных субъектов Российской Федерации*(1) без замечаний.
Проектом акта предусматривается создание института развития железнодорожных территорий в виде акционерного общества, в равной доле принадлежащего ОАО "РЖД" и АО "ДОМ.РФ". Кроме того, по информации, представленной разработчиком, проектом акта предлагается расширить возможность использования участков полосы отвода железных дорог в целях размещения транспортно-пересадочных узлов, центров обслуживания пассажиров, а также иной сопутствующей инфраструктуры жилой и общественно-деловой застройки, необходимой для пользователей услуг железнодорожного транспорта по аналогии с использованием полосы отвода автомобильных дорог в соответствии с утверждаемой концепцией развития территорий.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы;
- в проекте акта не выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем дополнительно направляем замечания юридико-технического характера, которые представляется целесообразным рассмотреть разработчику с целью их возможного учета при доработке проекта акта.
1. Одним из составляющих разделов содержания концепции развития территорий на основании проектируемого пункта 6 части 5 проектируемой статьи 8.1 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ) является перечень мероприятий, направленных на перенос или реконструкцию объектов железнодорожной инфраструктуры, являющихся федеральной собственностью. Вместе с тем слова "перенос или реконструкция", учитывая терминологию градостроительного законодательства, необходимо заменить словами "снос или строительство".
2. Согласно части 10 проектируемой статьи 8.1 Закона N 29-ФЗ уставом института развития железнодорожных территорий должно быть предусмотрено отнесение к компетенции общего собрания акционеров принятия решений об участии и прекращении участия в других хозяйственных обществах, а также решений о голосовании на общем собрании акционеров таких хозяйственных обществ.
Вместе с тем на основании части 2 проектируемой статьи 8.1 Закона N 29-ФЗ институт развития железнодорожных территорий представляет собой акционерное общество, по 50 % акций которого принадлежат единому хозяйствующему субъекту и единому институту развития в жилищной сфере. Таким образом, в указанном акционерном обществе предусмотрено всего два акционера, у каждого из которых равное количество акций. Указанное способно привести к ситуации принятия единоличного решения по имеющимся вопросам.
3. Проектом акта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 2018 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного развития" (далее - Закон N 161-ФЗ). В частности, предусматривается осуществление таких функций, как передача земельных участков единого института развития в безвозмездное пользование, аренду единому хозяйствующему субъекту или институту развития железнодорожных территорий, предусмотренным Законом N 29-ФЗ. Данная норма не учитывает положений статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в части того, что в случае если земельный участок уже предоставлен на праве безвозмездного пользования или аренды, а также в случае, если земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте, то такой земельный участок не может быть предоставлен и в предоставлении его будет отказано (подпункты 2, 6 статьи 39.16. ЗК РФ). Таким образом, осуществить полномочие по предоставлению земельного участка применительно к данному проекту акта не представляется возможным до момента прекращения права аренды земельного участка ОАО "РЖД". При этом после прекращения права ОАО "РЖД" на земельный участок отсутствуют какие-либо причины для отказа в вовлечения в оборот данных участков на открытых торгах.
4. Пунктом 3 статьи 4 проекта акта в отношении внесения изменений в статью 90 ЗК РФ предусматривается передача физическим и юридическим лицам для осуществления различных видов услуг земельных участков, расположенных в границах полос отвода железных дорог и свободных от объектов железнодорожного транспорта, а также предназначенных для осуществления предпринимательской, а также в целях осуществления иной деятельности. При использовании указанной формулировки представляется целесообразным указать, что указанный земельный участок может использоваться только в соответствии с установленным целевым назначением и разрешенным использованием.
-------------------------------------------
*(1) Вологодская область, Кировская область, Курская область, Приморский край, Ставропольский край, Республика Карелия, Хабаровский край, Республика Хакасия, Республика Чувашия, Республика Саха (Якутия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.