Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка заключения охотхозяйственных соглашений" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан в соответствии с пунктами 1, 2 и 4 подраздела XV раздела II Плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р (далее - План мероприятий по развитию конкуренции).
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета целью предлагаемого регулирования является закрепление конкурентного порядка предоставления в пользование охотничьих ресурсов путем проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в электронной форме (далее - аукцион), а также создание реестра недобросовестных участников аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения на базе существующего государственного охотхозяйственного реестра.
Кроме того, проект акта разработан в целях решения задачи, предусмотренной Стратегией развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 1216-р, - повышение информационной и научной обеспеченности органов государственной власти для принятия решений в сфере охотничьего хозяйства.
В соответствии с пунктом 6 сводного отчета основными группами субъектов, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на организацию аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений (85), а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, претендующие на заключение охотхозяйственных соглашений. По информации разработчика, в 2018 году по результатам аукционов заключено 119 охотхозяйственных соглашений.
Проект акта изменяет действующие полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, но не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 18 сентября по 1 октября 2019 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/01-19/00087941). Замечания и предложения, поступившие в ходе публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на наличие замечаний к проектируемому регулированию и рисков от его введения для субъектов предпринимательской деятельности (охотничьих хозяйств).
1. Частью 27 статьи 1 проекта акта предусмотрено, что в случае уклонения победителя аукциона от заключения охотхозяйственного соглашения организатор аукциона вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением победителя аукциона от заключения охотхозяйственного соглашения.
Считаем необходимым в проекте акта однозначно определить обязанность (либо отсутствие такой обязанности) оператора электронной площадки, на которой проводится аукцион, возврата суммы обеспечения заявки победителю аукциона в случае его уклонения от заключения охотхозяйственного соглашения.
В случае возмещения убытков в судебном порядке считаем необходимым в проекте акта определить, что оно может производиться в части, не покрытой суммой обеспечения заявки.
Кроме того, считаем необходимым в части 27 и в подпункте 2.2. пункта "б" части 2 статьи 1 проекта акта привести способ расчета размера возмещения убытков организатора аукциона, причиненных уклонением победителя аукциона от заключения охотхозяйственного соглашения, а также при добровольном возмещении таких убытков с целью исключения информации о неисполнении или ненадлежащем исполнении его условий из государственного охотхозяйственного реестра.
В настоящее время не ясно, о каких именно убытках идет речь, представленные формулировки носят неопределенный оценочный характер и могут быть истолкованы правоприменителем по-разному. В связи с чем в проекте акта необходимо уточнить, какие именно убытки несет организатор аукциона в случае незаключения соглашения.
2. Проектом акта унифицируются торги на право предоставления пользования природными ресурсами путем проведения аукционов в электронной форме.
Отмечаем, что ограничение по форме проведения аукционов может привести к затруднительности участия в них юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае ограниченного или нестабильного доступа к ресурсам информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством.
Согласно части 3 статьи 27 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона, что в соответствии с пунктом 74 Перечня типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 N 2113-р, является государственной услугой.
Одним из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" является возможность получения таких услуг в электронной форме, а также иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В связи с вышеизложенным считаем необходимым в проекте акта предусмотреть, что в случае невозможности заинтересованным лицам принимать участие в аукционе в электронном виде сохраняется действующий порядок в форме открытого аукциона.
Вместе с тем отмечаем, что проект акта разработан в рамках реализации Плана мероприятий по развитию конкуренции с целью совершенствования порядка предоставления права пользования природными ресурсами, в том числе в сфере охотничьего хозяйства, посредством перехода торгов в форме аукциона на аукционы в электронной форме на электронных площадках.
Кроме того, обеспечение предоставления государственных и негосударственных услуг и сервисов в цифровом виде предусмотрено федеральным проектом "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 4 июня 2019 г. N 7), и позволит осуществить окончательный переход на электронное взаимодействие субъектов малого и среднего предпринимательства с государством, а также сделает более удобным указанное взаимодействие для граждан и организаций.
3. Проектом акта предполагается дополнить государственный охотхозяйственный реестр сведениями о недобросовестных участниках аукциона - юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, с которыми на основании решения суда было прекращено охотхозяйственное соглашение в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением его условий. Вместе с тем действующим законодательством и проектом акта не определены критерии неисполнения или ненадлежащего исполнения охотхозяйственного соглашения, что может привести к рискам приостановления деятельности по формальным или необоснованным причинам, в том числе учитывая, что охотхозяйственное соглашение заключается на длительный срок (от 20 до 49 лет).
Считаем необходимым рекомендовать разработчику определить перечень нарушений охотхозяйственного соглашения либо законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, которые могут являться основанием для обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в суд, по решению которого может быть принято решение о прекращении охотхозяйственного соглашения.
4. Обращаем внимание разработчика, что представленный проект акта фактически является частью проекта федерального закона N 690192-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект N 690192-7), внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации рядом депутатов Государственной Думы и рядом членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 16 апреля 2014 года.
На указанный законопроект N 690192-7 13 декабря 2019 г. был подготовлен отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации N 11483п-П11.
Считаем необходимым соотнести проект акта с уже находящимся на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законопроектом N 690192-7.
С учетом изложенного на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования. Вместе с тем сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.