Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (по вопросу совершенствования отдельных положений о закупках)"
(подготовлен Минфином России 17.02.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - законопроект, Закон о контрактной системе) подготовлен во исполнение пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 17.12.2018 N Пр-2417, Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р, пункта 4 раздела II протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 15.04.2019 N 5, поручений Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 05.02.2019 N СА-П13-814, от 21.08.2019 N СА-П13-7171.
1. Законопроектом предусмотрено комплексное совершенствование порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), способов такого определения, осуществляемых процедур.
1.1. Предусматривается существенное сокращение количества конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до трех наиболее распространенных и применяемых заказчиками - конкурс, аукцион, запрос котировок. Исключаются двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений, которые носят избыточный характер и частично дублируют процедуру проведения открытого конкурса.
Порядок проведения указанных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) излагается единообразно и с применением единой терминологии. Примененное юридико-техническое оформление направлено на исключение ситуаций, влекущих возникновение споров в правоприменении по причине наличия в настоящее время в Законе о контрактной системе различных положений, регулирующих схожие правоотношения, при проведении различных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая проведение запроса котировок исключительно в электронной форме, исключается предельный годовой объем закупок, которые могут быть осуществлены с применением запроса котировок в электронной форме.
В целях правовой определенности предусматривается консолидация всех требований Закона о контрактной системе к выбору заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) исключительно в проектируемой редакции статьи 24 Закона о контрактной системе.
1.2. В целях упрощения и оптимизации порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предусмотрено существенное сокращение положений, устанавливающих требования к извещениям и документациям о закупках, заявкам на участие в закупках, проводимых различными способами и их изложение в общих положениях об осуществлении закупок.
Так, устанавливаются единые требования к содержанию извещения об осуществлении закупки, документации о закупке всеми конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках.
Учитывая указанное обобщение, положения о порядке проведения каждого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) комплексно излагаются в рамках отдельной статьи по аналогии с пунктом 16 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, учитывая проведение открытых конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) исключительно в электронной форме, законопроект исключает необходимость дополнительного составления заказчиком документации о закупке, предусматривая включение всей информации о проводимой закупке исключительно в извещение об осуществлении закупки, формируемое в электронной форме в единой информационной системе в сфере закупок по единым формам электронных документов.
Указанное исключение документации о закупке сокращает количество формируемых заказчиками при осуществлении закупок документов, минимизирует возникновение ошибок технического характера, предусматривает автоматизацию процесса формирования извещения об осуществлении закупки.
1.3. В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства и защиты соответствующей информации вводятся новые случаи применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, закупок на проведение работ по исследованию и использованию космического пространства, на создание (в том числе разработку, изготовление и испытания) космических материалов и космических технологий, на создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание, использование (эксплуатацию), утилизацию космической техники, а также при осуществлении закупок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области государственной охраны, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями.
1.4. Сокращаются и унифицируются сроки осуществления процедур (в том числе рассмотрения заявок, частей заявок) при проведении различных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Дальнейшее сокращение сроков представляется невозможным, в том числе поскольку вступит в противоречие с требованиями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
Для исключения ситуации чрезмерно длительного периода торгов при проведении электронного аукциона устанавливается предельный максимальный срок таких торгов - не более 3 часов с момента их начала.
1.5. Унифицируются случаи признания способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) несостоявшимися, а также последствия такого признания.
В целях ускорения осуществления закупок исключается необходимость обязательного проведения дополнительной процедуры (запроса предложений) в случае отсутствия заявок на участие в закупке.
1.6. Предусматривается оптимизация порядка проведения совместных конкурсов и аукционов в части установления дополнительной возможности их проведения одновременно несколькими уполномоченными органами, в том числе различных субъектов Российской Федерации, что позволит осуществлять совместные межрегиональные конкурсы и аукционы.
Учитывая устоявшийся к настоящему времени порядок проведения совместных конкурсов и аукционов, в целях уменьшения административной нагрузки на заказчиков предусматривается исключение подзаконного акта, устанавливающего порядок их проведения, и установление исчерпывающих требований к такому порядку непосредственно в Законе о контрактной системе.
1.7. Законопроект уточняет положения о порядке участия в закупках учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках, а также организаций инвалидов, в частности:
в целях уменьшения административной нагрузки на заказчиков предусматривается исключение подзаконных актов, устанавливающих порядки предоставления преимуществ таким учреждениям, предприятиям, организациям при их участии в закупках, и установление исчерпывающих требований к таким порядкам в Законе о контрактной системе;
в целях обеспечения возможности участия таких учреждений, предприятий и организаций в закупках в Законе о контрактной системе устанавливается запрет на смешивание заказчиками в одной закупке товаров, работ, услуг, включенных в перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества таким учреждениям, предприятиям и организациям, и не включенных в такой перечень.
1.8. Совершенствуется порядок предоставления обеспечения заявок на участие в проводимых закупках:
учитывая повышение предельного размера начальной (максимальной) цены контракта при проведении запроса котировок в электронной форме с 500 тыс. рублей до 3 млн. рублей, законопроект предусматривает установление требования обеспечения заявок также при проведении запроса котировок в электронной форме;
положения подзаконного акта о предельном размере начальной (максимальной) цены контракта, при котором заказчик вправе не устанавливать обеспечение заявок, включаются непосредственно в Закон о контрактной системе, соответствующий подзаконный акт предполагается исключить;
в целях ускорения осуществляемых процедур сокращается срок информационного взаимодействия между банками и операторами электронных площадок до одного часа, что в том числе позволит начать торги при проведении электронного аукциона на строительство объектов капитального строительства через два часа (вместо четырех часов в настоящее время);
предусматривается положение о блокировании банком (путем информационного взаимодействия с оператором электронной площадки) денежных средств в качестве обеспечения заявки на специальном счете участника закупки при подаче заявки на участие в электронной процедуре (а не после окончания срока подачи заявок на участие в закупке), что позволит участнику закупки, в случае недостаточности средств на таком счете, успеть пополнить счет до окончания срока подачи заявок на участие в закупке и вновь подать заявку на участие в закупке;
в целях исключения риска взыскания со специального счета участника закупки денежных средств, влекущего невозможность дальнейшего участия в закупке, предусматривается положение, согласно которому на денежные средства, заблокированные в соответствии с Законом о контрактной системе, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника закупки;
устанавливаются основания для отклонения заказчиком заявки на участие в закупке в случае представления участником закупки в качестве обеспечения такой заявки банковской гарантии, не соответствующей установленным требованиям.
1.9. Пересматриваются положения о количестве участников закупки, с которыми осуществляется заключение контракта по результатам закупки (в настоящее время контракт может быть заключен либо с победителем, либо при уклонении такого победителя от заключения контракта с участником, заявке которого присвоен второй номер).
При проведении электронных процедур устанавливается, что, в случае уклонения участника закупки от заключения контракта, заказчик направляет контракт для заключения участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему участнику до заключения контракта). При этом участники закупки, за исключением первых трех, вправе отозвать заявки и не заключать контракт с заказчиком.
Предлагаемый подход существенно увеличивает возможности заказчика заключить контракт со следующим участником закупки, принявшим участие в закупке, без повторного осуществления такой закупки.
1.10. Законопроект предусматривает совершенствование случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности:
пункт 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе уточнен случаем осуществления закупки у конкретного лица, определенного федеральным законом, поскольку в указанном случае проведение заказчиком конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не представляется возможным. Кроме того, расширен перечень лиц, с которыми может быть заключен контракт в случае наделения таких лиц соответствующими исключительными полномочиями, путем дополнения указанием на юридическое лицо, сто процентов акций которого принадлежат Российской Федерации;
пункт 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе уточнен положениями, предусматривающими возможность заключения контракта на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению вне зависимости от наличия установленного тарифа;
в целях обеспечения оперативности закупок федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, предусмотрено дополнение перечня случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) закупкой товаров, работ, услуг, включенных в утверждаемый руководителем такого органа перечень, в целях выполнения специальных задач по аналогии с положениями пунктов 40, 41 и 46 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, предусматривающими ведение руководителями органа внешней разведки Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление оперативно-разыскной деятельности перечней товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
Закон о контрактной системе дополняется случаями, устанавливающими право заказчика заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при закупке материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва, а также при осуществлении закупки здания, строения, сооружения, нежилого помещения, земельного участка по результатам торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с земельным законодательством, законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Проведение конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в рассматриваемых случаях не требуется, поскольку реализация соответствующих товаров, объектов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации путем проведения торгов.
1.11. Законопроект предусматривает гармонизацию положений Закона о контрактной системе с Федеральным законом от 04.06.2018 N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" в части установления оснований для отклонения соответствующих заявок.
2. Законопроект предусматривает введение "универсальной стоимостной предквалификации", предусматривающей возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн. рублей только участников, имеющих успешный опыт исполнения любого контракта (договора) независимо от предмета закупки в объеме не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Реализация предлагаемых изменений направлена на определение заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих квалификацией, выражающейся в опыте участия в государственных и муниципальных закупках, и исключение участия в закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок.
3. Законопроект предусматривает оптимизацию и упрощение осуществления закупок по проектированию и строительству объектов капитального строительства.
Предлагается ввести понятие контракта на создание объекта капитального строительства "под ключ", предусматривающее заключение контракта, предметом которого может быть одновременно проектирование, строительство объекта капитального строительства, поставка оборудования, предусмотренного проектной документацией, а также установить положения об особенностях его исполнения.
Предлагаемые изменения направлены на существенное сокращение общего срока осуществления закупки объекта капитального строительства, поскольку предусматривают проведение одной закупки вместо нескольких (на проектирование, на строительство, на оснащение).
Кроме того, законопроект уточняет пункт 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе случаем включения в описание объекта закупки сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
4. Законопроект предусматривает совершенствование порядка исполнения контракта, в частности:
вводится определение понятия этапа исполнения контракта;
случаи изменения существенных условий контракта, предусмотренные подпунктами "а" - "в" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, уточнены в части их применения заказчиками вне зависимости от включения информации о возможности применения таких случаев в документацию о закупке, контракт;
предусматривается формирование и подписание документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в электронной форме с использованием единой информационной системы в сфере закупок;
расторжение контрактов, заключенных по результатам проведения электронных процедур, предлагается осуществлять в электронной форме с использованием электронного документооборота в единой информационной системе в сфере закупок, что позволит существенно сократить срок такой процедуры и обеспечить фиксацию поступления одной стороне контракта решения о его расторжении, принятого другой стороной контракта;
5. Законопроектом предусмотрена оптимизация процедуры обжалования в сфере закупок:
устанавливается электронная форма подачи жалобы в контрольный орган в сфере закупок с использованием единой информационной системы в сфере закупок;
требование о соответствии участника закупки, обжалующего положения документации о закупке до окончания срока подачи заявок, вышеизложенному требованию об "универсальной стоимостной предквалификации". Так, в случае обжалования закупки с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 20 млн. рублей участник закупки обязан иметь опыт хотя бы одного исполненного контракта, заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе, независимо от предмета такого контракта, не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта по закупке, на которую подается жалоба в контрольный орган в сфере закупок.
Реализация данного положения законопроекта исключит возможность недобросовестных участников закупки обжаловать закупки, в которых такие участники не имеют права участвовать.
Законопроектом также предусмотрено включение банков в число субъектов контроля, что позволит обжаловать действия (бездействие) банков при реализации ими требований Закона о контрактной системе, проводить соответствующие контрольные мероприятия.
6. Документооборот между заказчиком и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, при рассмотрении вопроса о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) переводится в электронную форму с использованием единой информационной системы в сфере закупок, уточняются требования к составу информации, размещаемой в таком реестре.
Особый порядок вступления в силу законопроекта обусловлен необходимостью обеспечения подготовки к указанным изменениям.
В законопроекте отсутствуют положения об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, в связи с чем отсутствует информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), о виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.