Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 43 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект решения Совета Евразийской экономической комиссии "О внесении изменений N 2 в технический регламент Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (ТР ТС 031/2012)" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 13 сентября по 10 октября 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=94985.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 44 правил проведения оценки регулирующего воздействия провело публичные консультации по проекту акта в срок с 4 по 10 февраля 2020 года. В рамках публичных консультаций были получены отзывы от ООО "Комбайновый завод Ростсельмаш", а также АО "Реммаш", ПАО "Курганмашзавод" и Отделения сельскохозяйственных наук Российской академии наук, не содержащие замечаний и предложений по проекту акта.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не содержит риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
По результатам рассмотрения к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Пунктом 5 проекта акта устанавливается, что лесохозяйственные тракторы, предназначенные для заготовки древесины, выпускаемые в обращение (вновь изготавливаемые и ввозимые), подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации.
При этом технический регламент Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (далее - ТР ТС 031/2012) не содержит критериев, характеристик или признаков, по которым орган по сертификации в соответствии с пунктом 5.3.2 ТР ТС 031/2012 может однозначно идентифицировать трактор как сельскохозяйственный либо лесохозяйственный при его сертификации.
Указанная ситуация привела к тому, что в Реестре сертификатов соответствия из 23 действующих на 11 февраля 2020 г. сертификатов соответствия продукции, сертифицированной на соответствие ТР ТС 031/2012, ни одного из них не выдано на лесохозяйственные тракторы.
Таким образом, в настоящее время на территории Российской Федерации отсутствуют лесохозяйственные тракторы, сертифицированные на соответствие ТР ТС 031/2012.
Одновременно сообщаем, что идентификация тракторов не представляется возможной также по кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД) при ввозе тракторов на территорию Евразийского экономического союза в связи с тем, что в соответствии с ТН ВЭД тракторы могут быть отнесены к кодам 8701 91, 8701 92, 8701 93, 8701 94, 8701 95 "Тракторы для сельскохозяйственных работ (за исключением одноосных тракторов) и тракторы для лесного хозяйства, колесные".
При этом разработчиком не представлено данных о количестве лесохозяйственных тракторов, на которые предлагается распространить предлагаемое регулирование, а также о наличии на территории Российской Федерации производителей таких тракторов.
В этой связи можно предположить, что предлагаемое проектом акта регулирование окажется малоэффективным, поскольку фактически не распространяется на продукцию, выпускаемую в обращение на территории Российской Федерации.
2. Пунктом 6 проекта акта предлагается установить требования безопасности, предъявляемые к аппаратуре спутниковой навигации, предназначенной для оснащения тракторов.
Указанные требования практически в полном объеме дублируют требования ГОСТ 33472-2015 "Межгосударственный стандарт. Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств категорий M и N. Общие технические требования".
Так, например, требования к аппаратуре спутниковой навигации содержат требование о наличии модуля средства криптографической защиты информации (СКЗИ). При этом разработчиком не представлено обоснования необходимости наличия в аппаратуре спутниковой навигации СКЗИ. Вместе с тем стоимость блока СКЗИ в настоящее время, по данным открытых источников, составляет порядка 20 тыс. рублей. Таким образом, наличие блока СКЗИ напрямую влияет на стоимость самой аппаратуры спутниковой навигации.
Также указанные требования содержат требования по эргономике и технической эстетике, которые в соответствии с проектируемыми нормами должны определяться производителем аппаратуры спутниковой навигации. Иными словами, проектируемые нормы не содержат требований к указанным характеристикам аппаратуры спутниковой навигации, в связи с чем считаем целесообразным исключить указанные нормы.
Кроме того, проектируемые требования содержат требования к упаковке, транспортированию и хранению аппаратуры спутниковой навигации. Вместе с тем к иным компонентам тракторов требований к упаковке, транспортированию и хранению ТР ТС 031/2012 не устанавливается. Разработчиком при этом не представлено обоснования необходимости установления указанных требований только к одному компоненту тракторов.
В части транспортирования необходимо отметить, что требования к безопасности перевозок грузов установлены Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7. В этой связи установление отдельных обязательных требований для перевозки аппаратуры спутниковой навигации представляется избыточным.
Обращаем также внимание, что требования к компонентам тракторов, регулируемым ТР ТС 031/2012, установлены в приложении N 5 ТР ТС 031/2012,в связи с чем установление требований к аппаратуре спутниковой навигации в отдельном приложении представляется необоснованным.
Учитывая изложенное, считаем необходимым дополнительно проработать вопрос определения минимально необходимых для целей регулирования требований к аппаратуре спутниковой навигации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России может быть сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.