Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации"
(подготовлен ФАС России 28.02.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный Закон "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 36-ФЗ (далее - законопроект) разработан во исполнении пункта 7 раздела XII плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 N 1697-р.
Законопроект направлен на закрепление возможности принудительной продажи акций организаций, нарушающих требования статьи 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" в части совмещения деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
В соответствии с абзацем 8 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Ранее, в рамках осуществления контроля за соблюдением требований статьи 6 закона 36-ФЗ, антимонопольные органы были вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, а также принимать решения о принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) юридических лиц, не обеспечивших выполнение указанных требований.
Вместе с тем, данные меры не могли быть применены при осуществлении контроля за соблюдением аффилированными лицами, в действиях которых имеются нарушения запрета на совмещение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности, требований статьи 6 Федерального закона об особенностях функционирования электроэнергетики.
Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ("Третьим антимонопольным пакетом") внесены изменения, позволяющие антимонопольному органу, в случае, если принудительная реорганизация (в форме разделения или выделения) юридического лица не может обеспечить выполнение установленных статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ требований в части, относящейся к аффилированным лицам:
- обратиться в суд с заявлением о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении соответствующего вида деятельности.
Права на имущество, подлежащее принудительной продаже, могут быть переданы только по результатам открытого аукциона. Аукционы по продаже прав на указанное имущество проводятся уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. До установления Правительством Российской Федерации такого порядка аукционы по продаже прав на указанное имущество должны были проводиться в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Постановлением от 21 октября 2013 г. N 938 Правительство Российской Федерации утвердило Правила проведения аукциона по продаже прав на имущество, подлежащее принудительной продаже.
К настоящему времени уже сложилась положительная судебная практика по рассмотрению судами заявлений антимонопольного органа о принудительной продаже имущества, используемого при осуществлении деятельности по купле-продаже электрической энергии: Мордовское УФАС в сентябре выиграло в третьей инстанции дело о принудительной продаже сбытового имущества ООО "Горсветэлектросбыт", выявив аффилированность между компанией и МП городского округа Саранск "Горсвет" (сети).
Вместе с тем, мера о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении соответствующего вида деятельности, является недостаточной.
В настоящее время нарушения положений указанной статьи Федерального закона наблюдается в рамках группы лиц (аффилированных лиц) крупных государственных компаний.
Так, например, в группу лиц ОАО "РЖД" (ОАО "РЖД" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии) входят ПАО "ТГК-14" и ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ", осуществляющие деятельность по производству и купле-продаже электрической энергии.
В группу лиц ПАО "Россети" входят межрегиональные сетевые организации, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии, и ОАО "Псковэнергосбыт", ОАО "Екатеринбургэнергосбыт", ПАО "Дагестанская энергосбытовая компания", ОАО "Калмэнергосбыт", ОАО "Качаево-Черкесскэнерго", ОАО "Каббалкэнерго", ОАО "Ингушэнерго", ОАО "Севкавказэнерго", осуществляющие деятельность по купле-продаже электрической энергии.
Необходимо отметить, что ФАС России неоднократно указывала на необходимость прекращения нарушения запрета указанным госкорпорациям. Кроме того, в рамках осуществления контроля за экономической концентрацией, при согласовании сделок ФАС России выдавались предписания о принятии мер, направленных на соблюдение запрета.
Вместе с тем, до настоящего времени упомянутые предписания не исполнены.
Принятие законопроекта позволит антимонопольному органу обратиться в суд с соответствующим иском о принудительной продаже акций компаний, нарушающих запрет в рамках группы лиц или аффилированных лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.