Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 03.03.2020 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях выполнения подпункта "о" пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 24 января 2020 г. N Пр-113 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г., а также в целях выполнения пункта 2 поручения Президента Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N Пр-2199 по итогам заседания наблюдательного совета АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", встречи с лидерами технологических проектов и компаний НТИ и посещения выставки "Конструкторское бюро АСИ" 18 сентября 2019 г. в части определения случаев и объема невозврата венчурных инвестиций и (или) прямых инвестиций в капитал компаний, реализующих технологические проекты с использованием бюджетных средств, а также в части снижения рисков необоснованного уголовного преследования институтов развития, осуществляющих венчурное финансирование с использованием бюджетных средств.
Целью проекта Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) является снижение рисков необоснованного уголовного преследования субъектов, осуществляющих инновационную деятельность. Законопроект направлен на установление допустимого уровня финансовых рисков для участников венчурного рынка, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, стартапов и институтов развития, осуществляющих венчурное финансирование с использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом высокого риска инновационной деятельности, неопределенности рыночных и технологических перспектив инновационных проектов и связанной с их реализацией высокой вероятностью недостижения запланированного результата при соблюдении всех необходимых и зависящих от участников проекта (включая институты развития) условий и процедур, включая процедуры по отбору проектов, проведения необходимых экспертиз, управления рисками проекта, к инвестору не должна применяться ответственность за неэффективное использование бюджетных средств.
Для увеличения объема венчурных инвестиций в инновационные проекты, особенно на ранних стадиях их жизненного цикла, необходимо снизить риск необоснованного уголовного преследования добросовестных субъектов, осуществляющих инновационную деятельность.
Риск может зависеть как от объективных факторов неопределенности, так и от субъективных. В правоприменительной практике с учетом статьи 41 Уголовного кодекса Российской Федерации под правом на риск понимается лишь обоснованный риск.
Вместе с тем необходимо использование презумпции невиновности и добросовестности инвестора (должностных лиц) при принятии инвестиционных решений об осуществлении венчурных инвестиций в инновационные проекты за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установление единых принципов и критериев оценки эффективности использования бюджетных средств с учетом наилучших международных практик, которые будут одинаково толковаться и использоваться как при реализации инновационных проектов в соответствующей сфере, так и в работе органов, осуществляющих функции по контролю и надзору.
В связи с этим в целях снижения рисков необоснованного уголовного преследования субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, а также установления допустимого уровня финансовых рисков для участников венчурного рынка, осуществляющих венчурное финансирование с использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вносится дополнение в часть 2 статьи 41 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающее случай, при котором риск не признается необоснованным. Допустимость уровня финансовых рисков определяется их обоснованностью в соответствии со статьей 41 Уголовного кодекса Российской Федерации.
С учетом цели и направленности законопроекта законопроект взаимоувязывает нормы подготовленного также в целях снижения риска необоснованного уголовного преследования добросовестных участников венчурного рынка проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", что позволит уполномоченным органам исполнительной власти, контрольным и надзорным органам более комплексно подходить к оценке допустимости риска при реализации инновационных проектов и избежать необоснованного уголовного преследования субъектов, осуществляющих инновационную деятельность.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом изменения также отвечают положениям Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году. Указанная декларация считает одним из приоритетов предварительный контроль в организации, которая представляет собой проверку принимаемых решений на соответствие определенным установленным процедурам; в случае выявления признаков нарушения указанных процедур может быть дополнительно поставлен вопрос о фактическом контроле целевого и эффективного расходования средств.
Законопроект не содержит положений, оказывающих влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В настоящее время аналогичные по содержанию проекты федеральных законов не рассматриваются в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.