Проект Приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011)"
(подготовлен Ространснадзором 06.03.2020 г.)
В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2019, N 31, ст. 4469), постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2015 г. N 104 "Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" и "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 7, ст. 1044) и пунктом 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; 2018, N 46, ст. 7050), приказываю:
Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011).
Руководитель |
В.Ф. Басаргин |
УТВЕРЖДЕН
приказом Ространснадзора
от _______________N____________
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011)
I. Общие положения
1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011) введенного в действие решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 710 "О принятии технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" и "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru, 2 августа 2011 г.) с изменениями, внесенными решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 859 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru, 12 декабря 2011 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 декабря 2013 г. N 285 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eurasiancommission.org, 7 декабря 2013 г.), от 3 февраля 2015 г. N 11 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eurasiancommission.org, 4 февраля 2015 г.), от 7 июня 2016 г. N 62 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 8 июня 2016 г.), от 14 июня 2016 г. N 75 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 20 июня 2016 г.), от 14 марта 2017 г. N 29 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 15 марта 2017 г.), от 7 февраля 2018 г. N 23 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 12 февраля 2018 г.) и от 7 февраля 2018 г. N 24 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 12 февраля 2018 г.) (далее - Регламент) устанавливает порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при осуществлении федерального государственного транспортного надзора за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011).
Регламент также устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями Ространснадзора и его должностными лицами, между Ространснадзором и физическими или юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Наименование функции
2. Государственной функцией, регулируемой настоящим Регламентом, является осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011) (далее - государственный контроль (надзор), мероприятия по контролю).
Наименование органа, осуществляющего государственный контроль (надзор)
3. Государственный контроль (надзор), в рамках предоставленных полномочий, осуществляет Ространснадзор и его территориальные органы.
Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора)
4. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), с указанием их реквизитов и источников официального опубликования размещен на официальном сайте Ространснадзора и его территориальных органов в в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Федеральный реестр) и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал).
Предмет государственного контроля (надзора)
5. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями, осуществляющими деятельность в области железнодорожного транспорта, требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011) (далее - технический регламент Таможенного союза).
Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)
6. При осуществлении государственного контроля (надзора) должностные лица Ространснадзора, территориального органа, уполномоченные осуществлять контрольные и надзорные функции в соответствии с должностными регламентами, имеют право:
1) проверять деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области железнодорожного транспорта, на предмет соблюдения требований технического регламента Таможенного союза;
2) организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза;
3) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам соблюдения требований технического регламента Таможенного союза;
4) привлекать для проработки вопросов, отнесенных к соблюдению требований технического регламента Таможенного союза, экспертов и экспертные организации, научные и иные организации, ученых и специалистов;
5) применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований технического регламента Таможенного союза, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
6) запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и получать от них на основании мотивированных запросов в письменной форме информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
7) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения (приказа) руководителя Ространснадзора или территориального органа о назначении проверки посещать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, проводить их обследования, необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
8) выдавать юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания об устранении выявленных нарушений требований технического регламента Таможенного союза, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
9) в соответствии с приказом Ространснадзора от 30 октября 2007 г. N ГК-938фс "Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (зарегистрирован Минюстом России 22 ноября 2007 г., регистрационный N 10512) с изменениями, внесенными приказами Ространснадзора от 1 апреля 2008 г. N ГК-328фс (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2008 г., регистрационный N 11578), от 12 апреля 2010 г. N ГК-330фс (зарегистрирован Минюстом России 21 мая 2010 г., регистрационный N 17323), составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений:
в центральном аппарате Ространснадзора уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях:
руководитель Ространснадзора - главный государственный транспортный инспектор;
заместитель руководителя Ространснадзора
начальник управления;
заместитель начальника управления;
начальник отдела;
заместитель начальника отдела;
главный государственный инспектор;
старший государственный инспектор;
государственный инспектор
в территориальных органах Ространснадзора уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях:
начальник управления;
заместитель начальника управления;
начальник отдела;
заместитель начальника отдела;
главный государственный инспектор;
старший государственный инспектор;
государственный инспектор и иные должностные лица территориальных органов Ространснадзора, уполномоченные осуществлять контрольные и надзорные функции в соответствии с должностными регламентами;
10) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями требований технического регламента Таможенного союза, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
11) предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного вследствие нарушений требований технического регламента Таможенного союза.
7. При осуществлении мероприятий по контролю должностные лица Ространснадзора, территориального органа обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований технического регламента Таможенного союза;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
3) проводить проверку на основании распоряжения (приказа) руководителя Ространснадзора или территориального органа в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверки только во время исполнения служебных обязанностей, в том числе выездную проверку - при обязательном предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения (приказа) руководителя Ространснадзора или территориального органа и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2018, N 17, ст. 2430) (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), копии документа о согласовании проведения проверки;
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
8) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
11) соблюдать сроки проведения проверки, установленные настоящим Регламентом;
12) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
13) истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N18, ст. 2647; 2019, N 41, ст. 5737) (далее - межведомственный перечень), от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся указанные документы;
14) соблюдать запрет истребовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в межведомственный перечень;
15) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями настоящего Регламента;
16) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (в случае его наличия) у юридического лица, индивидуального предпринимателя.
8. При осуществлении государственного контроля (надзора) должностные лица Ространснадзора, территориального органа не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют эти должностные лица;
2) осуществлять плановую проверку в отношении видов государственного контроля (надзора), если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты не отнесены Правительством Российской Федерации к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 Федеральным законом N 294-ФЗ;
3) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
4) требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) превышать установленные сроки проведения проверки;
7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;
8) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки;
9) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;
10) проверять выполнение обязательных требований, не опубликованных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору)
9. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом N 294-ФЗ;
3) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
4) по собственной инициативе представить документы и (или) информацию, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и включены в межведомственный перечень;
5) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц;
6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного надзора, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки,в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
10. При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению требований технического регламента Таможенного союза.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам Ространснадзора (территориального органа), проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Описание результата осуществления государственного контроля (надзора)
11. Результатом осуществления государственного контроля (надзора) является составление должностными лицами (лицом) Ространснадзора (территориального органа) акта проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных техническим регламентом Таможенного союза, и в случае выявленных нарушений - выдача предписания по устранению указанных нарушений и принятие мер по привлечению к административной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Исчерпывающие перечни документов и (или) информации, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) и достижения целей и задач проведения проверки
12. При осуществлении государственного контроля (надзора) проверяемое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязан предоставить:
документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающие их организационно-правовую форму, права и обязанности;
документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими требований, установленных техническим регламентом Таможенного союза, исполнением предписаний и постановлений Ространснадзора (территориального органа).
13. При осуществлении государственного контроля (надзора) в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в соответствии с межведомственным перечнем, запрашиваются сведения:
а) от ФНС России:
сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;
сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
б) от Росреестра России:
выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости;
кадастровый план территории.
II. Требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора)
Порядок информирования об исполнении государственной функции
14. Информация об исполнении государственной функции предоставляется Ространснадзором (территориальным органом) по номерам телефонов для справок, на личном приеме, а также размещается:
на информационных стендах в помещении Ространснадзора (территориального органа);
на Едином портале;
в Федеральном реестре.
По телефону, на личном приеме должностные лица Ространснадзора (территориального органа) предоставляют информацию по следующим вопросам:
исполнения государственной функции;
о ходе исполнения государственной функции;
о месте размещения на официальном сайте Ространснадзора (территориального органа) и на Едином портале информации и способы получения справочной информации, в том числе на стендах в местах нахождения Ространснадзора (территориального органа).
15. Справочная информация включает в себя следующую информацию:
место нахождения и графики работы Ространснадзора (территориального органа);
справочные телефоны структурных подразделений Ространснадзора (территориального органа), осуществляющих государственный контроль (надзор), в том числе номер телефона-автоинформатора;
адреса официальных сайтов Ространснадзора (территориального органа), а также электронной почты и (или) формы обратной связи Ространснадзора (территориального органа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
16. Справочная информация размещается на информационных стендах в помещениях Ространснадзора (территориального органа), официальном сайте Ространснадзора (территориального органа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в Федеральном реестре, а также на Едином портале.
Доступ к информации по вопросам исполнения государственной функции, сведений о ходе исполнения государственной функции осуществляется без выполнения заявителем каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, регистрацию или авторизацию заявителя, или предоставление им персональных данных.
Информация по вопросам исполнения государственной функции, сведений о ходе исполнения государственной функции предоставляется на безвозмездной основе.
Если запрашиваемая заявителем информация не может быть предоставлена без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного вопроса в связи с недопустимостью разглашения сведений.
17. Основными требованиями к информированию по вопросам исполнения государственной функции, сведений о ходе исполнения государственной функции являются:
достоверность предоставляемой информации;
полнота информирования;
удобство и доступность получения информации;
оперативность предоставления информации.
Ространснадзор (территориальный орган) обеспечивает размещение и актуализацию справочной информации в установленном порядке на своих официальных сайтах, а также в соответствующем разделе Федерального реестра.
Срок осуществления государственного контроля (надзора)
18. Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать:
50 часов в год для малого предприятия;
15 часов в год для микропредприятия.
В случае необходимости при проведении проверки субъекта малого предпринимательства, получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено руководителем, заместителем руководителя Ространснадзора или территориального органа на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.
На период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия Ространснадзора, территориального органа на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.
19. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Ространснадзора или территориального органа, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на 50 часов, в отношении микропредприятий не более чем на 15 часов.
20. Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме
21. Осуществление государственного контроля (надзора) включает в себя следующие административные процедуры:
1) планирование проведения проверок;
2) принятие решения о проведении проверки;
3) проведение проверки;
4) оформление результатов проверки.
Планирование проведения проверок
22. В соответствие п. 6(6) и п. 6(7) Положения о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 236 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 12, ст. 1335; 2018, N 9, ст. 1402), проведение плановых проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью, если иное не предусмотрено федеральными законами:
1) для категории высокого риска - 1 раз в год;
2) для категории значительного риска - 1 раз в 3 года;
3) для категории среднего риска - не чаще 1 раза в 5 лет;
4) для категории низкого риска - не чаще 1 раза в 10 лет.
22.1. Включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, деятельность которого отнесена к категориям высокого, значительного, среднего или низкого риска, осуществляется при истечении (в году проведения плановой проверки) установленного в пункте 22 Административного регламента периода времени со дня:
1) окончания проведения последней плановой проверки субъекта надзора;
2) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося субъектом надзора, если плановые проверки ранее не проводились;
3) получения Федеральной службой по надзору в сфере транспорта или ее территориальными органами уведомления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о начале осуществления им деятельности, подлежащей федеральному государственному транспортному надзору, в порядке, установленном Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3823; 2018, N 47, ст. 7275).
23. Уполномоченными должностными лицами Ространснадзора, территориального органа определяются ответственные за подготовку проекта ежегодного плана проведения плановых проверок.
24. Ространснадзор разрабатывает ежегодный план проведения плановых проверок в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706; 2019, N 5, ст. 393).
25. Ежегодный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Ространснадзора, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации, в соответствии с частью 7.2 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ.
26. Результатом административной процедуры является утверждение ежегодного плана проведения плановых проверок.
Принятие решения о проведении проверки
27. Основанием для принятия решения о проведении плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя является наступление срока проведения плановой проверки, предусмотренного ежегодным планом проведения плановых проверок.
28. Должностное лицо Ространснадзора (территориального органа), ответственное за подготовку проведения плановой проверки, не менее чем за 15 рабочих дней до даты начала ее проведения готовит проект распоряжения (приказа) о проведении плановой документарной и (или) выездной проверки по типовой форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрирован Минюстом России 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915), с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 24 мая 2010 г. N 199 (зарегистрирован Минюстом России 6 июля 2010 г., регистрационный N 17702), от 30 сентября 2011 г. N 532 (зарегистрирован Минюстом России 10 ноября 2011 г., регистрационный N 22264), от 30 сентября 2016 г. N 620 (зарегистрирован Минюстом России 24 октября 2016 г., регистрационный N 44118) (далее - приказ Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141).
29. Основаниями для проведения внеплановой проверки согласно части 5 статьи 20.1 Федерального закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169) являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного Ространснадзором (территориальным органом) предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в Ространснадзор (территориальный орган) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения аварийных ситуаций и транспортных происшествий, связанных с нарушениями правил эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;
3) наличие распоряжения (приказа) руководителя Ространснадзора или территориального органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) мотивированное представление должностного лица Ространснадзора (территориального органа), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
30. При наличии оснований для проведения внеплановой проверки, указанных в пункте 29 настоящего Регламента, ответственное должностное лицо готовит проект распоряжения (приказа) о проведении внеплановой документарной и (или) выездной проверки по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141.
31. В проекте распоряжения (приказа) руководителя Ространснадзора или территориального органа в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора), а также вид государственного контроля (надзора);
2) фамилии, имена, отчества, должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций - при проведении выездной проверки;
3) наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которого проводится, место нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений и места фактического осуществления деятельности);
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
6) реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при проведении плановой выездной проверки;
7) подлежащие проверке обязательные требования;
8) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки;
9) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора);
10) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
11) даты начала и окончания проведения проверки.
32. Информация об организации и проведении плановой (внеплановой) проверки вносится должностным лицом Ространснадзора, территориального органа в единый реестр проверок не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения (приказа) руководителя Ространснадзора или территориального органа о проведении плановой (внеплановой) проверки*(1).
33. При организации и проведении внеплановой, в том числе выездной, проверки по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 29 настоящего Регламента, уполномоченное должностное лицо вносит информацию о проведении внеплановой, в том числе выездной, проверки в единый реестр проверок не позднее 5 рабочих дней со дня начала проведения проверки.
34. Результатом административной процедуры является издание распоряжения (приказа) Ространснадзора или территориального органа о проведении плановой (внеплановой) документарной или выездной проверки и внесение информации организации и проведении проверки в единый реестр проверок.
Проведение проверки
35. Основанием для начала проведения проверки является распоряжение (приказ) Ространснадзора или территориального органа о проведении проверки, а в случаях проведения внеплановой выездной проверки по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 29 настоящего Регламента, также решения органов прокуратуры о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.
36. Проведение проверки вправе осуществлять только должностные лица Ространснадзора (территориального органа), эксперты и представители экспертных организаций, которые указаны в распоряжении (приказе) о проведении проверки.
37. Уполномоченное должностное лицо Ространснадзора (территориального органа) направляет уведомление о проведении проверки юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в следующие сроки:
1) при проведении плановой проверки - не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения (приказа) о проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен в Ространснадзор, территориальный орган или иным доступным способом;
2) при проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой проверки, основания проведения которой указаны в подпункте 2 пункта 29 настоящего Регламента, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется Ространснадзором, территориальным органом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен в Ространснадзор, территориальный орган.
38. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 29 настоящего Регламента, может быть проведена Ространснадзором, территориальным органом незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
Предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 29 настоящего Регламента, не допускается.
39. Информация об уведомлении проверяемого лица о проведении проверки с указанием даты и способа уведомления вносится в единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом не позднее дня направления уведомления*(2).
40. Внеплановая и плановая проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном настоящим Регламентом.
41. Внеплановые выездные проверки по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 29 настоящего Регламента, проводятся без согласования с органами прокуратуры.
42. Предметом документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя являются документы, используемые при осуществлении деятельности и связанные с исполнением обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений Ространснадзора, территориального органа.
43. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Ространснадзора, территориального органа рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, используемые при осуществлении деятельности и связанные с исполнением обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений Ространснадзора, территориального органа в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ, имеющиеся в распоряжении Ространснадзора, территориального органа, в том числе акты предыдущих проверок, предписания об устранении выявленных нарушений требований Технического регламента Таможенного союза, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях.
44. В случае, если при проведении документарной проверки достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Ространснадзора, территориального органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований, соблюдение которых проверяется, Ространснадзор, территориальный орган направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения (приказа) о проведении документарной проверки.
45. Указанные в запросе документы представляются в течение 10 рабочих дней со дня мотивированного запроса в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя. Указанные в запросе документы могут быть представлены в форме электронных документов.
46. Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Ространснадзор, территориальный орган, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
47. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Ространснадзора, территориального органа документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме на основании части 8 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ.
48. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, представляющий в Ространснадзор, территориальный орган пояснения по выявленным ошибкам и (или) противоречиям в представленных документах, либо несоответствий содержащихся в документах сведений, вправе представить дополнительно в Ространснадзор, территориальный орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
49. Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем, иным должностным лицом или уполномоченным представителем юридического лица, индивидуального предпринимателя пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений, Ространснадзор, территориальный орган установит признаки нарушения требований, соблюдение которых проверяется, должностные лица государственного органа контроля (надзора) вправе провести выездную проверку на основании части 10 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ.
50. Документарные проверки проводятся по месту нахождения Ространснадзора, территориального органа.
51. Выездная проверка проводится:
1) в связи с наступлением даты проверки, предусмотренной ежегодным планом проведения плановых проверок;
2) внеплановая - по основаниям, указанным в пункте 29 настоящего Регламента;
3) в случае, если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении Ространснадзора, территориального органа.
52. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Ространснадзора, территориального органа, обязательного ознакомления руководителя или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя с распоряжением (приказом) Ространснадзора или территориального органа о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
53. Руководитель или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуального предпринимателя обязаны предоставить должностным лицам, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию проверяемых объектов для исполнения ими государственной функции.
54. Ространснадзором, территориальным органом могут привлекаться к проведению выездной проверки аттестованные в установленном законодательством Российской Федерации порядке эксперты, аккредитованные в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем и не являющиеся аффилированными лицами.
55. При проведении плановой выездной проверки используются проверочные листы (списки контрольных вопросов) в соответствии с Положением о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 N 236 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 12, ст. 1335; 2018, N 27, ст. 4090).
56. Предметом плановой выездной проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
57. Выездные проверки (плановая и внеплановая) проводятся по месту нахождения и (или) по месту фактического осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя.
58. Результатом административной процедуры является составление должностными лицами Ространснадзора (территориального органа) акта проверки по установленной форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141, в двух экземплярах.
Оформление результатов проверки
59. Основанием для оформления результатов проверки является ее завершение.
60. По результатам проверки должностными лицами Ространснадзора (территориального органа), проводящими проверку, составляется акт проверки по установленной форме в двух экземплярах.
61. В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа, проводившего проверку, дата и номер распоряжения (приказа) Ространснадзора (территориального органа);
3) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц, проводивших проверку;
4) наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
5) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
6) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
7) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке в случае его наличия;
8) подписи должностных лиц, проводивших проверку.
62. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
63. В случае отсутствия руководителя или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа руководителя или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки.
64. В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается лицом, уполномоченным на проведение проверки, руководителю или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки.
65. Копия акта проверки направляется в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, в случае согласования с ним внеплановой выездной проверки в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки.
66. В случае выявления по результатам проверки нарушений требований технического регламента Таможенного союза, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю вместе с актом проверки выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
В предписании об устранении выявленных нарушений указываются:
1) наименование органа, составившего предписание;
2) место составления предписания;
3) дата составления предписания;
4) наименование и местонахождение, а также сведения о государственной регистрации субъекта проверки, которому адресовано предписание;
5) ссылка на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания;
6) содержание нарушений и меры по их устранению;
7) ссылки на нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры, требования и условия которых были нарушены;
8) сроки устранения нарушений;
9) способы извещения и подтверждения устранения нарушений;
10) фамилия, имя, отчество, должность должностного лица Ространснадзора,
(территориального органа), составившего предписание.
67. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в Ространснадзор (территориальный орган) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии, либо в согласованный срок передать их в Ространснадзор, территориальный орган.
68. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица на основании части 12 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ.
69. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную или служебную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
70. Информация о результатах проверки вносится уполномоченным должностным лицом в единый реестр проверок не позднее 10 рабочих дней со дня окончания проверки.
71. Результатом административной процедуры является вручение (направление) акта проверки руководителю или уполномоченному лицу юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю.
IV. Порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля (надзора)
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами органа государственного контроля (надзора) положений регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного контроля (надзора), а также за принятием ими решений
72. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по осуществлению государственного контроля, осуществляется должностными лицами Ространснадзора, территориального органа, ответственными за организацию работы по осуществлению государственного контроля.
73. Контроль за подготовкой, проведением и оформлением результатов проверок должностными лицами Ространснадзора, территориального органа осуществляют:
1) начальник управления Ространснадзора, территориального органа;
2) заместитель начальника управления Ространснадзора, заместитель начальника территориального органа, на которого решением начальника управления Ространснадзора, территориального органа возложена данная обязанность;
3) начальник отдела управления Ространснадзора, начальник отдела территориального органа, непосредственно отвечающего за организацию, обеспечение и проведение проверок.
74. Текущий контроль осуществления государственного контроля (надзора) осуществляется посредством:
проверки качества соблюдения и исполнения должностными лицами положений настоящего Регламента;
проверки обоснованности выдачи предписаний, в том числе на предмет соответствия выданных предписаний законодательству Российской Федерации.
75. Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается начальником управления Ространснадзора, территориального органа.
Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества осуществления государственного контроля (надзора), в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством осуществления государственного контроля (надзора)
76. Порядок и периодичность осуществления плановых проверок устанавливается планом работы Ространснадзора. При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с осуществления государственного контроля (комплексные проверки), или отдельный вопрос, связанный с осуществлением государственного контроля (надзора) (тематические проверки).
Внеплановые проверки проводятся в связи с проверкой устранения ранее выявленных нарушений, а также в случае получения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц Ространснадзора, территориального органа, ответственных за осуществлением государственного контроля (надзора).
77. В ходе контроля проверяется и оценивается весь комплекс вопросов, касающихся организации и осуществления государственного контроля (надзора), в том числе:
полнота и законность исполнения требований нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность по организации и осуществлению государственного контроля (надзора);
наличие и порядок ведения документации;
принципиальность и требовательность руководства управления Ространснадзора, территориального органа и должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора);
взаимодействие с другими надзорными и контрольными органами;
обеспеченность нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность Ространснадзора, территориального органа, нормативными документами по вопросам государственного контроля (надзора) и методической документацией;
организация и проведение служебной подготовки должностных лиц.
78. По окончании проверки полноты и качества осуществления государственного контроля (надзора) составляется акт.
Ответственность должностных лиц органа государственного контроля (надзора) за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе осуществления государственного контроля (надзора)
79. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по исполнению административных процедур и соблюдению требований настоящего Регламента при осуществлении государственного контроля (надзора) должностные лица Ространснадзора (территориального органа) несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Персональная ответственность должностных лиц Ространснадзора (территориального органа) закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
По результатам проверок в случае выявления нарушения положений Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного контроля (надзора), виновные должностные лица Ространснадзора (территориального органа) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
80. Контроль за осуществлением государственного контроля (надзора) со стороны уполномоченных должностных лиц Ространснадзора (территориального органа) должен быть постоянным, всесторонним и объективным.
Для осуществления контроля граждане, их объединения и организации имеют право направлять в Ространснадзор (территориальный орган) индивидуальные и коллективные обращения с предложениями, рекомендациями по совершенствованию качества и порядка осуществления государственного контроля (надзора), а также заявления и жалобы с сообщением о нарушении должностными лицами Ространснадзора (территориального органа), ответственными за осуществление мероприятий по контролю, требований настоящего Регламента, законодательных и иных нормативных правовых актов.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих государственный контроль(надзор), а также их должностных лиц
Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) в ходе осуществления государственного контроля (надзора) (далее - жалоба)
81. Юридические лица, индивидуальные предприниматели имеют право на обжалование действий или бездействия должностных лиц Ространснадзора или территориального органа, а также принимаемого ими решения при осуществлении государственного контроля (надзора), в том числе с использованием Единого портала.
Предмет досудебного (внесудебного) обжалования
82. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) и решения, принятые (осуществленные) должностными лицами Ространснадзора, территориального органа при исполнении государственной функции.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается
83. В случае если в письменной жалобе не указаны фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя, направившего жалобу, и (или) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.
84. При поступлении в Ространснадзор или территориальный орган жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы имуществу, жизни, здоровью должностного лица, а также членов его семьи, жалоба может быть оставлена без ответа по существу поставленных в ней вопросов, а заявителю, направившему жалобу, сообщено о недопустимости злоупотребления правом.
85. В случае если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, и она не подлежит направлению на рассмотрение в Ространснадзор и (или) территориальный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
86. В случае если в жалобе содержится вопрос, на который многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, жалоба может быть признана безосновательной, и переписка с заявителем по данному вопросу прекращена. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу.
87. В случае если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
88. В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается заявителю, направившему обращение.
89. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня регистрации возвращается заявителю, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
90. Основания для приостановления рассмотрения жалобы не предусмотрены.
Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования
91. Основанием для досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы в Ространснадзор или территориальный орган в ходе личного приема заявителя (представителя заявителя), в форме электронного документа или в письменной форме на бумажном носителе.
92. В жалобе указываются:
наименование государственного органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
полное наименование юридического лица (в случае обращения организации);
почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения;
суть заявления или жалобы;
дата и личная подпись заявителя.
93. При поступлении жалобы Ространснадзором, территориальным органом рассматриваются:
документы, представленные заявителем;
материалы, объяснения, представленные должностным лицом;
результаты проверок.
94. Если в результате рассмотрения жалоба признана обоснованной, то соответствующим должностным лицом принимается решение о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации должностного лица, ответственного за действие (бездействие) и решения, принятые в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и повлекшие за собой жалобу.
Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
95. В случае необходимости заявитель, обратившийся в Ространснадзор или территориальный орган с жалобой на действия (бездействие) его должностных лиц, имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке
96. Заявители могут обратиться с жалобой на действие (бездействие) или решение, принятое в ходе осуществления мероприятий по контролю должностными лицами территориального органа, к начальнику управления территориального органа.
97. Если заявители не удовлетворены решением, принятым в ходе рассмотрения жалобы в территориальном органе, то они вправе обратиться письменно в Ространснадзор.
Сроки рассмотрения жалобы
98. Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента её регистрации до направления ответа заявителю по результатам рассмотрения жалобы. Если жалоба требует дополнительного изучения и проверки, то срок рассмотрения продлевается не более чем на 30 дней, с письменным уведомлением об этом заявителя.
Результат досудебного (внесудебного) обжалования
99. По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо Ространснадзора или территориального органа принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
100. Мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы направляется заявителю в письменной форме или по желанию заявителя в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия решения.
101. Жалоба считается разрешенной, если рассмотрены все поставленные в ней вопросы, приняты необходимые меры и дан письменный ответ (в пределах компетенции) по существу поставленных вопросов.
-------------------------------------------
*(1) Правила формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 19, ст. 2825; 2016, N 51, ст. 7406; 2018, N 49, ст. 7604).
*(2) Правила формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 19, ст. 2825; 2016, N 51, ст. 7406; 2018, N 49, ст. 7604).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.