Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 171 Федерального закона "О защите конкуренции" (в части установления запрета на неоднократную и последовательную передачу хозяйствующим субъектам объектов коммунальной инфраструктуры, если такая передача приводит или может привести к ограничению конкуренции)" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения ФАС России, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании пункта 15 подраздела VIII раздела II Плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состоянии естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р (далее - план мероприятий N 1697-р).
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является установление прозрачного механизма передачи хозяйствующим субъектам объектов коммунальной инфраструктуры при наличии технологической связи между объектами коммунальной инфраструктуры.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 17 января по 13 февраля 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/04-19/00091095).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено,что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 27 февраля по 5 марта 2020 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступила позиция Екатеринбургского МУП водопроводно-канализационного хозяйства, не содержащая замечаний и предложений в отношении предлагаемого регулирования, а также позиции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, АО "Газпром газораспределение Ижевск", ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", АО "Челябинскгоргаз", АО "Газпром газораспределение Саратовская область", ПАО "МОЭК", Союза "Центрально-сибирская торгово-промышленная палата", АО "Мосгаз", ООО "Газпром межрегионгаз Москва", ПАО "Т Плюс", ПАО "Квадра", АО "Ростовводоканал", содержащие замечания к проекту акта, учтенные в настоящем заключении, и предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (прилагаются).
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета, с учетом представленной в рамках публичных консультаций информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта.
1. Проектом акта устанавливается не в полной мере обоснованный способ исполнения пункта 15 подраздела VIII раздела II плана мероприятий N 1697-р, предусматривающего внесение изменений в статью 171 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), направленных на установление запрета на неоднократную и последовательную передачу хозяйствующим субъектам объектов коммунальной инфраструктуры, если такая передача приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Так, абзацем вторым пункта 8 части 1 статьи 171 Закона N 135-ФЗ в редакции проекта акта предусматривается ограничение возможности передачи без проведения конкурсов или аукционов государственного или муниципального имущества, технологически связанного с имуществом, переданным ранее в соответствии с абзацем первым пункта 8 части 1 статьи 171 Закона N 135-ФЗ, в случае если стоимость передаваемого и ранее переданного имущества превышает 10 % от определенной по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату балансовой стоимости имущества, которым владеет и (или) пользуется лицо.
Учитывая, что в соответствии с планом мероприятий N 1697-р разработка проекта акта не обусловлена действием такого фактора как показатель балансовой стоимости передаваемого имущества в зависимости от данных бухгалтерской отчетности, сводный отчет подобного обоснования также не содержит, указанный критерий подлежит дополнительному обоснованию со стороны разработчика.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 "Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия" раздел 6 сводного отчета должен содержать описание предлагаемого способа регулирования и иных возможных способов решения проблемы, а также аргументацию выбора предлагаемого способа решения проблемы.
В отсутствие возможности произвести сопоставление возможных способов регулирования на основе сравнения выгод и издержек каждого из таких способов разработчиком должны быть приведены иные обоснования, доказывающие сравнительные преимущества выбранного способа, а также аргументация выбора предлагаемого им способа решения проблемы.
Вместе с тем соответствующая информация в сводном отчете не содержится.
Учитывая изложенное, предлагаемое регулирование требует дополнительного обсуждения и необходимости предоставления разработчиком дополнительного обоснования в указанной части.
2. Абзац второй пункта 8 части 1 статьи 171 Закона N 135-ФЗ в редакции проекта акта также требует раскрытия составляющих понятия "имущество", которым владеет и (или) пользуется лицо, поскольку из текста вносимых изменений четко не определено, какое имущество считать имуществом, которым "владеет и (или) пользуется лицо", а именно требуется ли в составе такого имущества учитывать стоимость ранее переданного имущества или нет.
Кроме того, остается неясным, подразумевается ли под имуществом, которым владеет и (или) пользуется соответствующее лицо, любое имущество (вещи и имущественные права) такого лица или только используемое им при осуществлении определенной хозяйственной деятельности с использованием сетей инженерно-технического обеспечения, в том числе с которыми технологически связано передаваемое имущество.
Так, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации понятие "имущество" имеет предельно широкий смысл: вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), в том числе недвижимое имущество, имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права). К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Указанная неоднозначность в уяснении смысла проектируемых предписаний может привести к различным подходам к расчету устанавливаемого критерия превышения 10 % от балансовой стоимости соответствующего имущества, что на практике несет риски злоупотреблений и ограничения конкуренции при определении возможности передачи государственного или муниципального имущества, технологически связанного с ранее переданным имуществом, без проведения торгов.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным уточнить пункт 8 части 1 статьи 171 Закона N 135-ФЗ в редакции проекта акта в указанной части.
3. В случаях, установленных статьей 28 Закона N 135-ФЗ, договоры аренды инженерных сетей могут подлежать предварительному согласованию антимонопольными органами, в связи с чем необходимо обеспечить возможность заключения договоров аренды, в отношении которых ранее поданы ходатайства в антимонопольные органы с учетом сроков их возможного рассмотрения. С учетом изложенного представляется целесообразным установить переходный период для вступления в силу проекта акта не менее 6 месяцев.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы не в полной мере, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.