Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и в Федеральный закон "О персональных данных" (в части применения электронных документов при осуществлении принудительного исполнения исполнительных документов и электронного взаимодействия с лицами, участвующими в исполнительном производстве)"
(подготовлен Минюстом России 01.04.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и в Федеральный закон "О персональных данных" (в части применения электронных документов при осуществлении принудительного исполнения исполнительных документов и электронного взаимодействия с лицами, участвующими в исполнительном производстве)" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 01.01.008.002 плана "Нормативное регулирование цифровой среды" программы "Цифровая экономика Российской Федерации", а также в целях дальнейшего развития электронного документооборота в ФССП России и уменьшения финансовых затрат на почтовые услуги и расходные материалы.
Необходимость выработки подходов к регулированию электронного взаимодействия вызвана значительными издержками лиц, участвующих в исполнительном производстве (представителей бизнеса и граждан) на администрирование процесса исполнения, в том числе путем обмена письмами на материальном носителе.
В настоящий момент в Российской Федерации существует правовое регулирование электронного взаимодействия лиц, участвующих в исполнительном производстве, посредством доступа к Федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) и подачи запроса в ФССП России посредством использования системы межведомственного электронного взаимодействия.
При этом имеющийся функционал названных электронных сервисов не позволяет осуществлять потоковую передачу данных для взыскателей, являющихся сторонами большого количества исполнительных производств и не подключенных к системе межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ).
При этом у ряда региональных компаний, не имеющих доступа к СМЭВ, количество исполнительных производств достигает десятков тысяч, что требует значительных операционных затрат на администрирование этих процессов.
Для предоставления расширенного по своему функционалу доступа участникам исполнительного производства к информационным системам ФССП России и обеспечению электронного взаимодействия с судебным приставом-исполнителем законопроектом предложено введение специальных субъектов (посредников) - юридических лиц, аккредитованных ФССП России и соответствующих необходимым требованиям по криптографической защите информации и защите персональных данных.
В июле 2016 года принят Федеральный закон от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти", который внес изменения в законодательство о судопроизводстве в части применения электронных документов в деятельности судебных органов.
Данный закон предоставил право сторонам судебного процесса обращаться в суды с исковыми заявлениями, ходатайствами в электронной форме.
В этой связи необходима корректировка законодательства об исполнительном производстве в части, касающейся направления судами или взыскателями исполнительных документов, вынесенных в форме электронного документа, на исполнение в Федеральную службу судебных приставов, в банки и иные кредитные организации, а также организациям или лицам, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи.
На сегодняшний день законодательством Российской Федерации предоставлена возможность направления исполнительных документов для исполнения судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа.
Вместе с тем порядок исполнения таких исполнительных документов не регламентирован.
Законопроект устраняет правовые коллизии, возникающие на различных стадиях исполнительного производства, например, такие как: проставление отметок о полном или частичном исполнении требований исполнительного документа на исполнительных документах, поступивших в электронном виде; порядок хранения исполнительных документов, поступивших в электронном виде и т.д.
Законопроектом предлагается установить порядок вынесения отказа в возбуждении исполнительного производства, прекращение и окончание исполнительных производств, возбужденных на основании исполнительных документов, поступивших в электронном виде.
Также законопроектом предусматривается порядок подачи жалобы на действие (бездействие) должностного лица ФССП России в форме электронного документа.
В настоящее время взаимодействие представителей юридических лиц с ФССП России в электронной форме ограничена ввиду невозможности предоставления доверенности юридического лица в электронном виде. В то же время в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации" имеется информация о полномочиях физического лица представлять юридическое лицо.
В связи с этим законопроектом предлагается предусмотреть, что полномочия представителей юридических лиц при подаче ходатайств, заявлений, а также при получении результатов их рассмотрения и иных документов посредством личного кабинета на Едином портале государственных и муниципальных услуг или официального сайта ФССП России также могу быть подтверждены с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации".
С учетом изложенного, реализация законопроекта позволит создать правовую основу для развития альтернативных форм электронного взаимодействия лиц, участвующих в исполнительном производстве, снизить риски утраты исполнительных документов сторонами исполнительного производства и работниками службы судебных приставов, а также существенным образом оптимизировать и ускорить принудительное исполнение требований судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Отлагательный срок вступления в силу законопроекта обусловлен необходимостью принятия нормативно-правовых актов, направленных на его реализацию, а также доработку программного обеспечения федеральной государственной информационной системы "Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов".
Реализация законопроекта не приведет к повышению нагрузки на работников ФССП России и не вызовет необходимости увеличения их штатной численности, не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также отрицательно не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.