Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минфина России "Об утверждении порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/02-20/00099582).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 14 февраля по 6 марта 2020 года.
Разработчиком представлена сводка предложений, в которой указаны причины отклонения или учета замечаний, представленных в период проведения публичных консультаций.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены не в полной мере.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России в период с 6 по 13 апреля 2020 г. провело дополнительные публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности, по результатам которых Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Национальная ассоциация "АПФ" представили замечания к проектируемому регулированию (справка о результатах публичных консультаций прилагается).
Проект акта подготовлен разработчиком во исполнение пункта 14 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2019 г. N 472 (далее соответственно - Правила N 472).
Проектом акта определяется порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) (далее - этанол), а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий (далее - Порядок).
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России обращает внимание на следующие риски принятия проекта акта в представленной редакции.
1. Разделом II Порядка определяется порядок заполнения титульного листа деклараций (далее - Раздел II), формы для заполнения которых установлены приложениями 1-8 к Правилам N 472 (далее - Декларации 1-8). Абзацем восьмым пункта 2.1 Раздела II проектируется обязанность по указанию в поле "Код региона" кода субъекта Российской Федерации" (далее - Коды).
Обращаем внимание разработчика, что в проекте акта отсутствует ссылка на нормативный документ, в соответствии с которым необходимо определять указанные Коды.
Так, например, Приложением N 2 к Порядку заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденному приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 августа 2012 г. N 231 (далее - Порядок N 231), определен перечень кодов субъектов Российской Федерации.
Представляется целесообразным определить Коды в проекте акта либо предусмотреть отсылочную норму на нормативный правовой акт, которым такой перечень определен.
2. Разделом V Порядка устанавливается порядок заполнения деклараций об объеме закупки этанола (далее - Раздел V, Декларация 5).
Подпунктом "д" пункта 5.1.1 Раздела V, разъясняющим порядок заполнения графы "Дата закупки" Декларации 5, в частности определяется, что: "при поставке продукции на экспорт" дата поставки соответствует дате, указанной на штампе "Выпуск разрешен" в таможенной декларации".
Согласно пункту 5 Правил N 472, Декларация 5 представляется лицами, осуществляющими закупку фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола). Таким образом, речь может идти только об импорте продукции.
Исходя из предлагаемой редакции подпункта "г" пункта 5.1.1 Раздела V, остается неясным, о какой "поставке продукции на экспорт" идет речь.
Обращаем внимание, что пунктом 9.2 раздела 9 Порядка N 231 установлен порядок заполнения графы "дата закупки (дата отгрузки поставщиком)" в декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в графе "дата закупки (дата отгрузки поставщиком)", согласно которому "при закупке продукции по импорту дата закупки соответствует дате, указанной на штампе "Выпуск разрешен" в таможенной декларации".
Представляется необходимым уточнить формулировку "При поставке продукции на экспорт".
3. Разделом VI Порядка установлен порядок заполнения деклараций об объеме оборота этанола (далее - Раздел VI, Декларация 6).
Пунктом 6.1.2 Раздела VI устанавливается порядок заполнения граф 4-9 Декларации 6, в соответствии с которым предлагается указание в них общего объема поступившего этанола с начала отчетного периода.
Согласно подпункту "а" пункта 6.1.2 Раздела VI, показатель графы 4 "всего" равен сумме показателей граф "по Российской Федерации", "по импорту", "внутреннее перемещение", "возврат от получателя", "прочий приход".
В графе 5 "По Российской Федерации" предлагается указание объема фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), полученного получателем с начала отчетного периода по Российской Федерации в соответствии с сопроводительными документами.
В графе 6 "по импорту" предлагается указание объема фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), закупленного по импорту в соответствии с сопроводительными документами.
Согласно положениям абзаца пятого пункта 2 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее соответственно - Договор, Союз), под импортом понимается ввоз товара на таможенную территорию Союза из третьих стран без обязательства об обратном вывозе.
Обращаем внимание разработчика, что исходя из предлагаемого Разделом VI порядка, остается неясным, в какой графе необходимо указывать объем этанола, полученного из государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Представляется целесообразным в пункте 6.1.2 Порядка уточнить графу, в которой может быть представлена информация об объеме этанола, полученного из государств-членов Союза.
Аналогичное замечание в части необходимости конкретизации графы, в которой необходимо указывать объем спиртосодержащих лекарственных препаратов, спиртосодержащих медицинских изделий, полученных из государств-членов Союза, относится к подпункту "а" пункта 10.1 Раздела X Порядка (порядок заполнения декларации об объеме оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий).
4. Обращаем внимание на отсутствие порядка заполнения полей "ИНН" и "КПП" для индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) в подпункте "а" пункта 8.1.1 Порядка.
Исходя из положений абзаца двадцать первого пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), ИП могут осуществлять производство спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий.
Таким образом, представляется необходимым дополнить подпункт "а" пункта 8.1.1 Порядка порядком заполнения граф "ИНН" и "КПП" для ИП.
Аналогичное замечание в части дополнения Порядка порядком заполнения ИП граф "ИНН" и "КПП" относится к подпункту "а" пункта 9.1.1 Порядка.
5. Разделом VIII Порядка устанавливается порядок заполнения декларации об объеме закупки спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий (далее - Раздел VIII).
Подпунктом "г" пункта 8.1.1 Раздела VIII устанавливается обязанность по указанию в графе "номер документа" номера товарной накладной.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, в том числе "товарно-транспортной накладной".
В целях исключения риска предъявления необоснованных претензий со стороны контролирующих органов считаем необходимым привести требования подпункта "г" пункта 8.1.1 Раздела VIII в соответствие с положениями Закона N 171-ФЗ.
6. Разделом IX Порядка предусматривается установление порядка заполнения декларации об объеме поставки спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий (далее - Раздел IX, Декларация 9).
Подпунктом "д" пункта 9.1.1 Раздела IX предусматривается указание объема спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, поставленного (перемещенного) согласно сопроводительным документам, в графе 12 Декларации 9 "Объем фактически поставленной от получателя продукции".
Обращаем внимание, что наименование графы 12 Декларации 9 представляется некорректным - не ясно, каким образом продукция может быть "поставлена от получателя", когда декларант в данном случае является поставщиком "фактически поставленной получателю продукции".
В целях исключения риска неоднозначного применения проектируемого положения представляется целесообразным слова "объем фактически поставленной от получателя продукции" изложить в следующей редакции: "объем продукции, фактически поставленной получателю".
7. Одновременно обращаем внимание на замечания к сводному отчету, выявленные при рассмотрении проекта акта.
7.1. В пункте 7 сводного отчета разработчиком не определено количество участников правоотношений, регулируемых проектом акта, в том числе не представлена численная оценка субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих производство, оборот и изготовление этанола, спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий. Вместе с тем согласно пункту 7.3 сводного отчета в качестве источника данных разработчиком указан "государственный реестр лицензий", содержащий указанную информацию.
Пункт 15 сводного отчета, в котором предполагается указание индикативных показателей достижения заявленных целей регулирования (далее - индикативный показатель), также не заполнен разработчиком. Представляется, что индикативным показателем может являться рост количества деклараций, поступивших в органы государственного контроля (надзора) без ошибок и не требующих представления корректирующих деклараций.
Обращаем внимание, что отсутствие соответствующей информации в сводном отчете может свидетельствовать о недостаточной проработке проектируемого регулирования.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.