Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(подготовлен МЧС России 24.04.2020 г.)
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕН
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от _____________ г. N ___
Порядок
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
1. Настоящий Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок) определяет категории и группы населения, подлежащие подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), основные задачи, места, периодичность и формы (сроки) подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при организации подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
2. Население, подлежащее подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций, делится на следующие категории лиц:
а) лица, в полномочия (обязанности) которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - должностные лица);
б) лица, в полномочия (обязанности) которых не входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3. Должностные лица подразделяются на следующие группы лиц:
а) должностные лица координационных органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций всех уровней;
б) должностные лица постоянно действующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций всех уровней;
в) должностные лица органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций всех уровней;
г) должностные лица федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, не включенных в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Лица, в полномочия (обязанности) которых не входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, распределяются по следующим группам лиц:
а) физические лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем (далее - работающее население);
б) физические лица, не состоящие в трудовых отношениях с работодателем (далее - неработающее население);
в) обучающиеся по образовательным программам общего, среднего профессионального и высшего образования (далее - обучающиеся).
5. Основными задачами подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций для должностных лиц являются:
а) обучение правилам поведения, основным способам защиты и действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой помощи пострадавшим, правилам пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты;
б) выработка у должностных лиц навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) совершенствование практических навыков должностных лиц в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
г) практическое усвоение должностными лицами в ходе сборов, учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
6. Основными задачами подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций для категории лиц, в полномочия которых не входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, являются:
а) изучение способов защиты при чрезвычайных ситуациях;
б) обучение порядку действий по сигналам оповещения об угрозе и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций;
в) изучение приемов оказания первой помощи и правил пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты.
7. Должностные лица проходят обучение по дополнительным образовательным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
8. Категория лиц, в полномочия которых не входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проходит подготовку:
а) работающее население - по месту работы, а также по месту жительства;
б) неработающее население - по месту жительства;
в) обучающиеся - в образовательных организациях общего, среднего профессионального и высшего образования.
9. Для должностных лиц предусматриваются следующие формы и сроки (периодичность) подготовки:
а) для лиц, указанных в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 3 настоящего Порядка, обучение по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, а также в течение первого года с даты назначения на должность при отсутствии такого обучения в течение последних пяти лет, предшествующих назначению;
б) для лиц, указанных в подпункте "г" пункта 3 настоящего Порядка, обучение по дополнительным образовательным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, а также в течение первого года с даты назначения на должность при отсутствии такого обучения в течение последних пяти лет, предшествующих назначению;
в) для лиц, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего Порядка, участие в ежегодных семинарах (вебинарах);
г) проведение самостоятельной подготовки в течение года;
д) участие в сборах, учениях и (или) тренировках;
е) прохождение инструктажа по защите от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в год, а также при приеме на работу в течение первых десяти рабочих дней с даты назначения на должность;
ж) подготовка должностных лиц, для которых настоящим Порядком устанавливается обучение по дополнительным образовательным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, осуществляется по соответствующим дополнительным профессиональным программам или, в случаях, предусмотренных действующим законодательством, когда такие лица не могут быть допущены к освоению дополнительных профессиональных программ, по соответствующим дополнительным общеразвивающим программам.
10. Для лиц, в полномочия (обязанности) которых не входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматриваются следующие формы и сроки (периодичность) подготовки:
а) работающее население - прохождение инструктажа по защите от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в год, а также при приеме на работу в течение первых десяти рабочих дней с даты назначения на должность, самостоятельное изучение порядка действий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций - регулярно в течение года;
б) неработающее население - самостоятельное изучение порядка действий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач, просмотр телепрограмм, учебных фильмов по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций, участие в беседах и лекциях - в течение года;
в) обучающиеся - изучение в учебное время по соответствующим программам предмета (дисциплины) "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";
г) участие в учениях и (или) тренировках.
11. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
а) определяет перечень и места подготовки должностных лиц, проходящих обучение по дополнительным образовательным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
б) разрабатывает и утверждает примерные дополнительные образовательные программы и примерные программы инструктажа в области защиты от чрезвычайных ситуаций для подготовки должностных лиц;
в) организует не менее одного раза в год семинары (вебинары) по защите от чрезвычайных ситуаций с руководителями (работниками), в полномочия (обязанности) которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, федеральных органов исполнительной власти, указанными в подпункте "б" и "г" пункта 3 настоящего Положения;
г) разрабатывает и утверждает не реже одного раза в 5 лет организационно-методические указания по подготовке всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
12. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при разработке соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов (кроме федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) и примерных основных образовательных программ (кроме образовательных программ дошкольного образования) обеспечивают получение подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
13. Финансирование подготовки должностных лиц, указанных в подпунктах "а", "б", "в", и "г" пункта 3 настоящего Положения и других работников федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, организации и проведения федеральными органами исполнительной власти учений и тренировок в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.
Финансирование подготовки должностных лиц, указанных в подпунктах "а", "б", "в", и "г" пункта 3 настоящего Положения и других работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проведение ими учений и тренировок осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансирование подготовки должностных лиц, указанных в подпунктах "а", "б", "в", и "г" пункта 3 настоящего Положения и других работников органов местного самоуправления, подготовки неработающего населения, а также проведение органами местного самоуправления учений, тренировок и других мероприятий осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Финансирование подготовки работающего населения, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организаций.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.