Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен ФАДН России 06.05.2020 г.)
Проект
Вносится Правительством
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 20, ст. 1972; 2007, N 27, ст. 3213; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2013, N 52, ст. 6971; 2014, N 26, ст. 3377) следующие изменения:
1) изложить преамбулу в следующей редакции:
"Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы образования, охраны, использования и упразднения территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.";
2) статью 1 изложить в следующей редакции:
"Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - территории традиционного природопользования) - особо охраняемые территории, образованные в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - коренные малочисленные народы) для целей обеспечения прав на сохранение исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов.
традиционное природопользование коренными малочисленными народами (далее - традиционное природопользование) - исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами при ведении ими традиционных хозяйственной деятельности и образа жизни;
обычаи коренных малочисленных народов - традиционно сложившиеся и широко применяемые коренными малочисленными народами правила ведения традиционных хозяйственной деятельности и образа жизни.";
3) в статье 2:
а) в наименовании слова "охраны и использования" заменить словами "охраны, использования и упразднения";
б) в части первой "охраны и использования" заменить словами "охраны, использования и упразднения";
в) часть третью исключить;
4) статью 3 изложить в следующей редакции:
"Статья 3. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области образования, охраны, использования и упразднения территорий традиционного природопользования для ведения на этих территориях традиционных хозяйственной деятельности и образа жизни лицами, относящимися к коренным малочисленным народам, и общинами коренных малочисленных народов, а также лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, ведущими такие же, как и коренные малочисленные народы, традиционные хозяйственную деятельность и образ жизни.";
5) в статье 4:
а) абзац второй после слов "образа жизни" дополнить словом "коренных";
б) абзац третий после слов "самобытной культуры" дополнить словом "коренных";
6) наименование главы II после слов "образование," дополнить словами "изменение границ и упразднение";
7) статью 5 изложить в следующей редакции:
"Статья 5. Виды территорий традиционного природопользования
Территории традиционного природопользования подразделяются на следующие виды:
территория традиционного природопользования федерального значения - территория традиционного природопользования, расположенная в пределах территорий двух и более граничащих друг с другом субъектов Российской Федерации;
территория традиционного природопользования регионального значения - территория традиционного природопользования, расположенная в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;
территория традиционного природопользования местного значения - территория традиционного природопользования, расположенная в пределах территории одного муниципального образования.";
8) статьи 6 - 8 признать утратившими силу;
9) дополнить статьей 8.1 следующего содержания:
"Статья 8.1. Порядок образования, изменения границ и упразднения территорий традиционного природопользования
1. Территории традиционного природопользования образуются в пределах границ поселений, находящихся в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, и примыкающих к ним межселенных территорий, либо в пределах границ муниципальных районов, округов или городских округов, если к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов отнесены муниципальный район, округ или городской округ.
2. Образование территории традиционного природопользования федерального значения осуществляется решением Правительства Российской Федерации по согласованному предложению высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах территорий которых инициируется образование территории традиционного природопользования.
Образование территории традиционного природопользования регионального значения осуществляется решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах территории которого инициируется образование территории традиционного природопользования.
Образование территории традиционного природопользования местного значения осуществляется решением главы муниципального образования, в пределах территории которого инициируется образование территории традиционного природопользования.
2. Инициатором образования территории традиционного природопользования может выступать община коренных малочисленных народов, созданная и осуществляющая деятельность на территории, в пределах которой инициируется образование территории традиционного природопользования, либо инициативная группа граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, постоянно проживающих на территории, в пределах которой инициируется образование территории традиционного природопользования, и ведущих традиционные хозяйственную деятельность и образ жизни на указанной территории.
В инициативную группу должно входить не менее двух третей граждан, относящихся к коренному малочисленному народу, постоянно проживающих на территории, в пределах которой инициируется образование территории традиционного природопользования, и ведущих традиционные хозяйственную деятельность и образ жизни на указанной территории.
3. Обращение инициатора образования территории традиционного природопользования из числа указанных в пункте 2 настоящей статьи об образовании территории традиционного природопользования федерального значения направляется в высший исполнительный орган государственной власти одного из субъектов Российской Федерации, в пределах территорий которых инициируется образование территории традиционного природопользования федерального значения, территории традиционного природопользования регионального или местного значения - в орган, уполномоченный принимать решение об образовании соответствующей территории традиционного природопользования.
4. Обращение об образовании территории традиционного природопользования должно содержать:
а) сведения об инициаторе образования территории традиционного природопользования (полное наименование общины коренных малочисленных народов, фамилии, имена, отчества (при наличии) членов инициативной группы граждан, а также адрес, и при наличии - номера телефонов и адреса электронной почты);
б) сведения о предполагаемых границах и площади территории традиционного природопользования в свободной форме;
в) наименование коренного малочисленного народа, в интересах которого инициируется образование территории традиционного природопользования;
г) сведения о видах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и способах использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами, применяемых на территории, в пределах которой инициируется образование территории традиционного природопользования;
д) обоснование целесообразности образования территории традиционного природопользования с учетом целей и условий, предусмотренных статьями 1 и 9 настоящего федерального закона.
Инициатор образования территории традиционного природопользования вправе включить в обращение об образовании территории традиционного природопользования иные сведения, имеющие значение для образования территории традиционного природопользования.
5. Орган, которому поступило обращение об образовании территории традиционного природопользования не вправе требовать представления других документов, кроме документов, указанных в пункте 4 настоящей статьи.
6. Обращение об образовании территории традиционного природопользования подлежит возврату инициатору образования территории традиционного природопользования в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления обращения, в случае:
несоответствия обращения и содержащихся в нем сведений требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов о гарантиях прав коренных малочисленных народов;
если ведение традиционного природопользования не соответствует правовому режиму объектов и земель, находящихся в заявленных инициатором образования территории традиционного природопользования предполагаемых границах такой территории;
если обращение направлено в неуполномоченный орган.
Возврат обращения об образовании территории традиционного природопользования по иным основаниям не допускается.
Возврат обращения об образовании территории традиционного природопользования не является препятствием для повторного направления обращения при условии устранения оснований, вызвавших возврат.
7. Орган, которому поступило обращение об образовании территории традиционного природопользования регионального либо местного значения, при отсутствии оснований для возврата такого обращения в срок,не превышающий 180 дней со дня поступления обращения, принимает решение об образовании соответствующей территории традиционного природопользования и утверждении положения о ней и направляет указанное решение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной национальной политики (далее - уполномоченный орган) для включения территории традиционного природопользования в Единый перечень территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - Единый перечень).
Решение об образовании территории традиционного природопользования регионального либо местного значения подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, к сфере ведения которых относятся объекты, в том числе объекты, которые планируется создать в соответствии с техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, и земли, находящиеся в границах образуемой территории традиционного природопользования, в том числе земли, на которых планируется размещение объектов в соответствии с техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
8. Орган, которому поступило обращение об образовании территории традиционного природопользования федерального значения, при отсутствии оснований для возврата такого обращения в срок, не превышающий 180 дней со дня поступления обращения, направляет предложение об образовании территории традиционного природопользования с приложением проекта положения о ней в уполномоченный орган для подготовки проекта акта Правительства Российской Федерации об образовании территории традиционного природопользования федерального значения.
Предложение об образовании территории традиционного природопользования федерального значения и проект положения о ней до направления в уполномоченный орган подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, к сфере ведения которых относятся объекты, в том числе объекты, которые планируется создать в соответствии с техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, и земли, находящиеся в границах образуемой территории традиционного природопользования, в том числе земли, на которых планируется размещение объектов в соответствии с техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
9. Положение о территории традиционного природопользования должно содержать:
вид территории традиционного природопользования;
наименование коренного малочисленного народа, в интересах которого образуется территория традиционного природопользования;
сведения о видах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и способах использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами, применяемых на территории традиционного природопользования;
описание правового режима территории традиционного природопользования;
перечень и описание частей территории традиционного природопользования (в случае их выделения);
сведения о границах территории традиционного природопользования.
10. Уполномоченный орган ведет Единый перечень, содержащий сведения о территориях традиционного природопользования и их границах.
Территория традиционного природопользования включается в Единый перечень не позднее 10 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган решения о ее образовании.
Единый перечень подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа.
11. В случае изменения сведений, содержащихся в положении о территории традиционного природопользования, такое положение подлежит утверждению в новой редакции.
12. Утверждение положений о территориях традиционного природопользования в новой редакции (за исключением случаев изменения правового режима территории традиционного природопользования) и упразднение территорий традиционного природопользования осуществляется в порядке и сроки, установленные для образования территорий традиционного природопользования, с учетом следующих особенностей.
В случае, если инициатором утверждения положения о территории традиционного природопользования в новой редакции в связи с изменением ее границ, влекущем уменьшение территории традиционного природопользования, либо упразднения территории традиционного природопользования, выступает орган государственной власти либо орган местного самоуправления, решение об изменении границ либо упразднении территории традиционного природопользования должно быть одобрено гражданами, относящимися к коренному малочисленному народу, постоянно проживающими на территории, в пределах которой образована территория традиционного природопользования, и ведущими традиционные хозяйственную деятельность и образ жизни на указанной территории. Такое одобрение осуществляется путем проведения общественных слушаний.
Орган государственной власти либо орган местного самоуправления, организующий общественные слушания, обязан обнародовать информацию о вопросе, вынесенном на общественные слушания, а также о дате, времени, месте и порядке их проведения и определения их результатов, не позднее, чем за 30 дней до даты проведения общественных слушаний посредством ее размещения на информационных стендах в административном здании этого органа, на его официальном сайте, посредством публикации в средствах массовой информации, с обязательным уведомлением совета представителей коренных малочисленных народов (при наличии), а также объединений коренных малочисленных народов, осуществляющих деятельность на территории, в пределах которой образована территория традиционного природопользования.
Общественные слушания проводятся в специально отведенном или приспособленном для этого месте, в том числе в помещении, пригодном для размещения в нем участников общественных слушаний.
Ограничение доступа к месту проведения общественных слушаний жителей муниципального образования, а также лиц, ведущих хозяйственную деятельность на территории, в пределах которой образована территория традиционного природопользования, не допускается.
Орган государственной власти либо орган местного самоуправления, организующий общественные слушания, обязан обеспечить всем их участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного на общественные слушания.
Порядок проведения общественных слушаний и определения их результатов устанавливается органом государственной власти либо органом местного самоуправления, организующим общественные слушания, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решение об изменении границ территории традиционного природопользования, влекущем ее уменьшение, либо упразднении территории традиционного природопользования, считается одобренным в случае, если за него проголосовало не менее двух третей граждан, относящихся к коренному малочисленному народу, постоянно проживающих на территории, в пределах которой образована территория традиционного природопользования, и ведущих традиционные хозяйственную деятельность и образ жизни на указанной территории.
По результатам общественных слушаний орган государственной власти либо орган местного самоуправления, организующий общественные слушания, составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобрении или неодобрении решения об изменении границ территории традиционного природопользования, влекущем ее уменьшение, либо упразднении территории традиционного природопользования.
Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественных слушаний, обнародуется посредством размещения на информационных стендах в административном зданииоргана государственной власти либо органа местного самоуправления, на его официальном сайте, посредством публикации в средствах массовой информации, а также направляется в совет представителей коренных малочисленных народов (при наличии) и объединения коренных малочисленных народов, осуществляющих деятельность на территории, в пределах которой образована территория традиционного природопользования.
Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественных слушаний, направляется в уполномоченный орган одновременно с предложением об утверждении положения о территории традиционного природопользования федерального значения в новой редакции в связи с изменением ее границ, влекущем уменьшение данной территории традиционного природопользования, либо упразднения территории традиционного природопользования федерального значения.
13. Утверждение положений о территориях традиционного природопользования в новой редакции в случае изменения правового режима территории традиционного природопользования осуществляется в порядке и сроки, установленные для образования территорий традиционного природопользования.
Высший исполнительный орган государственной власти одного из субъектов Российской Федерации, в пределах территорий которых образована территория традиционного природопользования федерального значения, не позднее 10 рабочих дней со дня наступления событий, влекущих изменение правового режима территории традиционного природопользования федерального значения, направляет предложение об утверждении положения о территории традиционного природопользования федерального значения с приложением проекта такого положения в уполномоченный орган для подготовки проекта акта Правительства Российской Федерации об утверждении положения о территории традиционного природопользования федерального значения в новой редакции.
14. Уполномоченный орган, высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обнародуют информацию об образовании, утверждении положений о территориях традиционного природопользования в новой редакции и упразднении территорий традиционного природопользования посредством ее размещения на информационных стендах в их административных зданиях, на своих официальных сайтах, а также на информационных ресурсах, содержащих пространственные данные (при наличии).";
10) в статье 9:
а) в наименовании слова "и границы" исключить
б) в части первой:
абзац третий после слов "относящимися к" дополнить словом "коренным";
абзац четвертый после слов "относящихся к" дополнить словом "коренным";
в) части вторую и третью исключить;
11) в статье 11:
а) часть первую изложить в следующей редакции:
"Правовой режим территории традиционного природопользования определяется правовым режимом находящихся в ее границах объектов и земель. Описание правового режима территории традиционного природопользования должно содержаться в положении о ней.";
б) часть вторую после слов "относящимся к" дополнить словом "коренным" и после слов "и общинам" дополнить словом "коренных";
12) второе предложение статьи 12 после слов "относящимся к" дополнить словом "коренным", после слов "и общинам" дополнить словом "коренных";
13) в статье 13:
а) часть первую изложить в следующей редакции:
"Использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам, и общинами коренных малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обычаями коренных малочисленных народов, если они не противоречат законодательству Российской Федерации. Хозяйственная деятельность на территориях традиционного природопользования, не относящаяся к традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.";
б) часть вторую после слов "относящиеся к" дополнить словом "коренным";
14) статью 14 после слов "относящиеся к" дополнить словом "коренным" и после слов "и общины" дополнить словом "коренных";
15) статью 15 после слов "относящимися к" дополнить словом "коренным" и после слов "и общинами" дополнить словом "коренных".
Статья 2
В пункте 5 статьи 97 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2005, N 30, ст. 3122; 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2009, N 30, ст. 3735; 2010, N 30, ст. 3998; 2013, N 27, ст. 3440, 3477; N 52, ст. 6971, 7011; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 10, ст. 1418; 2016, N 18, ст. 2495; N 26, ст. 3875, 3890; N 27, ст. 4287; 2017, N 27, ст. 3938; N 31, ст. 4766; 2018, N 27, ст. 3947) слова ", их границы определяются Правительством Российской Федерации" исключить.
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - территории традиционного природопользования), образованные до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в своих границах и подлежат включению в Единый перечень территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона по предложению высших исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Положения о территориях традиционного природопользования, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с требованиями Федерального закона от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" в редакции настоящего Федерального закона в порядке, предусмотренном пунктами 11 и 12 статьи 8.1 Федерального закона от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" в редакции настоящего Федерального закона.
Президент |
В. Путин |
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.