Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О нормативах допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уровнях вредных физических воздействий на него и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух"
(подготовлен Минприроды России 14.05.2020 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о нормативах допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уровнях вредных физических воздействий на него и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
2. Определить, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
разрабатывает и утверждает методику разработки (расчета) и установления нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
разрабатывает и утверждает порядок установления и пересмотра предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух, за исключением предельно допустимых уровней физических воздействий, оказывающих отрицательное влияние на здоровье людей, методы определения этих уровней физических воздействий.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства |
М.В.МИШУСТИН |
Положение
о нормативах допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уровнях вредных физических воздействий на него и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
1. Настоящее Положение определяет порядок разработки (расчета) и утверждения нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также получения, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - разрешение на выбросы) для объектов хозяйственной и (или) иной деятельности, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к I категории по уровню воздействия на окружающую среду (далее - категория).
2. Разработка и установление нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ, а также выдача разрешений на выбросы радиоактивных веществ осуществляются в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2018 N 731 "О нормативах допустимых выбросов радиоактивных веществ и нормативах допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также о выдаче разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ".
3. Предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются в соответствии с методологией, утвержденной соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (в части воздействия на окружающую среду) и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (в части влияния на здоровье людей).
4. В соответствии с Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы выбросов:
нормативы допустимых выбросов (предельно допустимые выбросы);
предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух;
технологические нормативы выбросов;
технические нормативы выбросов.
5. Технологические нормативы устанавливаются для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, в составе комплексного экологического разрешения, выдаваемого в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
6. Для передвижных источников технические нормативы выбросов устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
7. При определении нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух применяются методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, правила проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, а также методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
8. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух определяются в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
9. Нормативы допустимых выбросов для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект), разрабатываются (рассчитываются) с учетом всех эксплуатируемых на данном объекте источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и фонового загрязнения атмосферного воздуха.
10. Нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.
Нормативы допустимых выбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
Для планируемых к строительству объектов нормативы допустимых выбросов рассчитываются при проведении оценки воздействия на окружающую среду.
Для объектов I и III категории нормативы допустимых выбросов рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах. Классы опасности загрязняющих веществ определяются в соответствии с санитарными правилами.
Для объектов III категории выбросы загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов.
11. Для объектов I и II категорий, получающих комплексное экологическое разрешение, нормативы допустимых выбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Для объектов II категории, не получающих комплексное экологическое разрешение, и объектов III категории нормативы допустимых выбросов утверждаются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на данном объекте.
Для объектов II категории расчеты нормативов допустимых выбросов являются приложением к декларации о воздействии на окружающую среду.
Нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии данных нормативов санитарным правилам.
Соответствие нормативов допустимых выбросов санитарным правилам определяется исходя из соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.
12. Для объектов, за исключением получающих комплексное экологическое разрешение объектов I и II категорий, нормативы допустимых выбросов подлежат переработке (пересчету) и переутверждению в случаях:
а) изменения на объекте технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа (далее - ГОУ), включая ввод в эксплуатацию технологического оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
б) изменения более чем на 25% показателей максимальных разовых выбросов по конкретному веществу на объекте или изменения более чем на 10% показателей суммарных годовых (валовых) показателей выбросов от объекта, или возникновение в выбросах от объекта ранее не учтенных выбросов веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
13. Разработка (расчет) нормативов допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении планируемых к строительству, строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов) и отчета о результатах инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов).
14. Для объектов I категории до получения в установленные законодательством Российской Федерации сроки комплексного экологического нормативы допустимых выбросов и, при невозможности их соблюдения, временно разрешенные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут быть установлены разрешением на выбросы.
15. Для установления разрешением на выбросы временно разрешенных выбросов юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем разрабатывается и утверждается план уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов (далее - план), а также подготавливаются предложения по возможным срокам поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов (далее соответственно - предложения по срокам достижения нормативов, сроки достижения нормативов).
Предложения по срокам достижения нормативов для объектов I категории не могут превышать 7 лет. При этом предусмотренные планом сроки достижения на объекте I категории нормативов допустимых выбросов могут быть позднее установленных законодательством Российской Федерации сроков получения комплексного экологического разрешения для такого объекта.
План и предложения по срокам достижения нормативов направляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, который представляет предложения по срокам достижения нормативов в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации на утверждение с приложением плана.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения предложений по срокам достижения нормативов, направляет в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования утвержденные сроки достижения нормативов или мотивированный отказ в их утверждении.
Представление указанных документов и информации может осуществляться в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия".
15. Основаниями для отказа органами государственной власти субъектов Российской Федерации в утверждении сроков достижения нормативов является предоставление неполной, недостоверной или искаженной информации, а также:
а) несоблюдение сроков достижения нормативов, указанных в плане, утвержденном на предыдущий год;
б) повторное включение в план мероприятий, не выполненных в ходе реализации плана, утвержденного на предыдущий год;
в) включение в план мероприятий, не обеспечивающих достижения нормативов допустимых выбросов.
16. Для получения разрешения на выбросы юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении нормативов допустимых выбросов, содержащее следующие сведения:
а) полное и сокращенное наименования в соответствии с учредительными документами, организационно-правовая форма, место государственной регистрации, место нахождения, телефон, адрес электронной почты (при наличии), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика - для юридического лица, а также фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, телефон, адрес электронной почты (при наличии), реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, индивидуальный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя;
б) место нахождения отдельных производственных территорий;
в) информация о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которой производился расчет концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
г) наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормативов допустимых выбросов санитарным правилам.
В случае если объект расположен в пределах территорий 2 и более субъектов Российской Федерации, полномочия в границах которых осуществляются двумя и более территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель направляет вышеуказанные документы и заявление в один из таких территориальных органов, по своему усмотрению.
17. К заявлению прилагаются следующие материалы:
а) данные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности, либо данные проектной документации - в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности;
б) проект нормативов допустимых выбросов.
18. Для установления разрешением на выбросы временно разрешенных выбросов юридические лица, индивидуальные предприниматели помимо сведений, указанных в пункте 17 настоящего Положения, также представляют проект плана.
19. Для установления разрешением на выбросы нормативов допустимых выбросов и временно разрешенных выбросов указанные юридические лица, индивидуальные предприниматели могут направлять соответствующие документы и заявление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
20. Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования рассматривают представленные юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заявление, материалы и проект плана для установления нормативов допустимых выбросов или временно разрешенных выбросов и принимают решение об установлении нормативов допустимых выбросов и временно разрешенных выбросов либо решение об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием).
21. Основаниями для отказа в установлении нормативов допустимых выбросов являются предоставление неполной, недостоверной или искаженной информации, а также:
а) наличие подтвержденных результатами государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха сведений о недостоверности представленных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов, а также о характеристиках источников выбросов);
б) несоответствие данных, используемых при разработке проекта нормативов допустимых выбросов, данным проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) или данным инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности), в том числе указание неполного перечня выбрасываемых загрязняющих веществ;
в) наличие арифметических ошибок в разработанных проектах нормативов допустимых выбросов (с учетом погрешности измерений);
г) наличие в разработанных проектах нормативов допустимых выбросов веществ, объем или масса выбросов которых превышают нормативы допустимых выбросов.
22. Основаниями для отказа в установлении временно разрешенных выбросов являются:
а) предоставление для установления временно с разрешенных выбросов неполной, недостоверной или искаженной информации;
б) мотивированный отказ органов государственной власти субъекта Российской Федерации в утверждении сроков достижения нормативов;
в) указание в качестве конечных показателей плана объемов или масс выбросов загрязняющих веществ, превышающих нормативы допустимых выбросов.
23. В случае принятия решения об установлении для объекта I категории нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов территориальным органом Федеральной службы в сфере природопользования подготавливается разрешение на выбросы.
Форма разрешения на выбросы, а также сроки и последовательность административных процедур выдачи такого разрешения определяются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
24. В случае, если разрешением на выбросы для объекта I категории не устанавливаются временно разрешенные выбросы, данное разрешение выдается со сроком действия до установленного законодательством Российской Федерации срока получения комплексного экологического разрешения для такого объекта.
На объекте I категории выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основании разрешения на выбросы могут осуществляться вплоть до установленного законодательством Российской Федерации срока получения комплексного экологического разрешения для такого объекта.
25. В случае, если разрешением на выбросы для объекта I категории устанавливаются временно разрешенные выбросы, такое разрешение выдается на один год и ежегодно продлевается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, выдавшем данное разрешение, на 1 год в течение выполнения мероприятий плана, вплоть до установленного законодательством Российской Федерации срока получения комплексного экологического разрешения для такого объекта
Для продления разрешения на выбросы юридическое лицо, индивидуальный предприниматель направляет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, выдавший данное разрешение, заявку и отчет о выполнении предусмотренных планом мероприятий на предыдущий год и достижении установленных планом мероприятий по охране окружающей среды показателей уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - заявка и материалы на продление разрешения).
Заявка и материалы на продление разрешения могут быть направлены в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
26. Основаниями для отказа в продлении разрешения на выбросы являются:
а) невыполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предусмотренных планом мероприятий на предыдущий год в части уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
б) недостижение установленных планом показателей уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
27. Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 5 рабочих дней после выдачи разрешения на выбросы направляют копию данного разрешения в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также информируют территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выдаче данного разрешения.
28. Разрешение на выбросы переоформляется при условии неизменности производственного процесса, расхода сырья и материалов, номенклатуры и объемов выпускаемой продукции (услуг), характеристик источников выбросов в атмосферный воздух в следующих случаях:
изменение наименования и (или) адреса (места нахождения) юридического лица, изменения фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
реорганизация юридического лица в форме и порядке, предусмотренными статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации;
передача юридическим лицом права пользования объектом I категории другому юридическому лицу, являющемуся его дочерним обществом, или передача права пользования объектом I категории юридическим лицом, являющимся дочерним обществом, юридическому лицу, являющемуся его основным обществом;
заключение договора купли-продажи, концессионного соглашения, договора аренды и иных договоров об осуществлении деятельности на объекте I категории;
переход прав кредитора к другому лицу;
приобретение субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
29. Условия переоформляемого разрешения на выбросы пересмотру не подлежат, срок действия переоформленного разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух не должен превышать срока действия ранее выданного разрешения.
30. Для переоформления разрешения на выбросы заявитель направляет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, выдавший данное разрешение, заявку на переоформление разрешения и копии документов, подтверждающих изменения, указанные в пункте 26 настоящих Правил.
Форма заявки на переоформление разрешения на выбросы, сроки и последовательность административных процедур рассмотрения такой заявки определяются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
31. В переоформлении разрешения на выбросы может быть отказано в случае предоставления неполной, недостоверной или искаженной информации.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.