Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен в соответствии с пунктом 3 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины", утвержденного Правительством Российской Федерации 29 мая 2019 г. N 4714п-П36, и представлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Изменения, предлагаемые проектом акта, направлены на комплексное совершенствование правового регулирования в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, предусматривающее в том числе исключение избыточных и дублирующих обязательных требований и сокращение административной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности.
Проект акта был рассмотрен и согласован без замечаний на заседании рабочей группы по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере драгоценных металлов и камней (протокол от 18 февраля 2020 г. N 10).
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта (далее - уведомление) в сроки с 31 января по 20 февраля 2020 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) со 3 по 31 марта 2020 г. посредством их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru/projects#npa=90022.
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, в ходе этапа размещения уведомления замечания и предложения от заинтересованных лиц не поступали.
На этапе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета поступили замечания и предложения от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, ПАО "СИБУР Холдинг", а также граждан Е.Е. Кулика и А. Давыдовой.
Данные замечания и предложения были включены разработчиком в сводку предложений, в которой указаны сведения о причинах их отклонения.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта и сводному отчету в сроки с 27 апреля по 12 мая 2020 г. с целью выявления мнения заинтересованных представителей предпринимательского сообщества относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования.
По результатам дополнительных публичных консультаций получены положительные позиции по проекту акта от АО "Приокский завод цветных металлов" и АК "АЛРОСА" (ПАО), а также замечания и предложения от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Ассоциации "Гильдия ювелиров России", ОАО "Красцветмет", ООО "УК Полюс", АО "АГД ДАЙМОНДС" и ПАО "ГМК "Норильский никель".
Неучтенные замечания и предложения указанных экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения публичных консультаций. Минэкономразвития России рекомендует разработчику рассмотреть данные замечания и предложения.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что процедуры проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеются следующие замечания.
1. Подпунктом "а" пункта 2 статьи 1 проекта акта предлагается внести изменения в пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ), устанавливающий порядок продажи в приоритетном порядке драгоценных металлов в стандартном виде и добытых из недр драгоценных камней в рассортированном виде субъектами их добычи и производства (далее - субъекты добычи и производства). В частности, проектом акта предлагается исключить возможность неоднократного в течение текущего года направления субъектами добычи предложения о покупке драгоценных металлов в стандартном виде и добытых из недр драгоценных камней в рассортированном виде, установив обязанность направления указанного предложения не более одного раза в течение текущего года.
При этом остаются неясными причины установления разработчиком указанного ограничения. По мнению Минэкономразвития России, при разработке указанного изменения разработчиком не в полной мере были учтены риски возможных негативных последствий дальнейшего применения предлагаемого проектом акта ограничения. Следует отметить, что на практике, как правило, объем произведенных драгоценных металлов или добытых драгоценных камней, указанный в предложении о их покупке, из-за технологических особенностей производственного процесса может некоторым образом отличаться от фактически произведенных объемов драгоценных металлов или добытых драгоценных камней. В этих условиях обеспечить полное соответствие предлагаемого к продаже и фактически произведенного объемов драгоценных металлов или драгоценных камней и, тем более, в целом на текущий год, ни теоретически ни технологически не представляется возможным.
В целях исключения рисков признания субъектов добычи и производства не обеспечившими продажу в приоритетном порядке драгоценных металлов или драгоценных камней в фактически произведенных (добытых) ими объемах, и нарушившими в связи с этим требования пункта 5 статьи 2 Федерального закона N 41-ФЗ, считаем целесообразным дополнить проект акта положениями, устанавливающими в случае превышения в течение текущего года фактического объема произведенных драгоценных металлов или добытых драгоценных камней над объемами, указанными в предложении об их покупке на текущий год, возможность направлять субъектами добычи и производства дополнительные предложения о покупке в приоритетном порядке драгоценных металлов или драгоценных камней.
2. В соответствии с положениями пункта 5 статьи 2 Федерального закона N 41-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты драгоценные металлы и драгоценные камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, пользуются преимущественным правом покупки драгоценных металлов и драгоценных камней только при условиях направленного в письменной форме в срок не более чем месяц с даты предложения драгоценных металлов и драгоценных камней уведомления о намерении их покупки, заключения договоров купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства и авансирования (выдачи задатка) в счет платежей, причитающихся с этих органов по указанным договорам.
Однако в проектируемой редакции пункта 5 статьи 2 Федерального закона N 41-ФЗ разработчиком предлагается исключить положение об авансировании (выдаче задатка) в счет платежей, причитающихся с указанных уполномоченных органов по указанным договорам.
Минэкономразвития России считает, что исключение указанного положения может негативно отразиться на существующей бизнес-модели добывающих предприятий, предусматривающей возможность реализации иным покупателям драгоценных металлов и драгоценных камней на условиях предоплаты, и тем самым привести к ухудшению их финансового положения и, соответственно к увеличению дебиторской и кредитной задолженности.
С учетом изложенного считаем необходимым сохранить действующий в настоящее время порядок авансирования платежей, причитающихся с органов, перечисленных в подпунктах 1 и 2 проектируемого пункта 5 статьи 2 Федерального закона N 41-ФЗ, по заключенным договорам купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства.
3. В соответствии с проектируемым пунктом 1.4 статьи 20 Федерального закона N 41-ФЗ для учета минерального сырья в организациях независимо от их организационно-правовой формы (за исключением аффинажных организаций) и у индивидуальных предпринимателей осуществляется контроль за технологическим процессом с составлением баланса, периодичность составления которого определяется организацией и индивидуальным предпринимателем, но не реже чем раз в год.
Вместе с тем остается не ясным о каком конкретно балансе (его форме и порядке составления) в проекте акта идет речь (бухгалтерском, сырья или металла).
По мнению Минэкономразвития России, предлагаемая проектом акта редакция пункта 1.4 статьи 20 Федерального закона N 41-ФЗ не позволяют однозначно трактовать предусматриваемые им положения и, следовательно, обеспечить их неукоснительное исполнение, что может привести к рискам их нарушения и необоснованного в связи с этим привлечения организаций к соответственным мерам ответственности.
В связи с изложенным проект акта в этой части нуждается в уточнении.
4. Проектируемым пунктом 1.13 статьи 20 Федерального закона N 41-ФЗ устанавливается, что аффинажная организация и лицо, владеющее минеральным и (или) вторичным сырьем драгоценных металлов на праве собственности или любом другом законном праве, заключает договор, в котором в обязательном порядке предусматривается указание предельно допустимых концентраций вредных веществ в сырье, подлежащем аффинажу.
При этом следует отметить, что из указанной нормы проекта акта остается не ясным должна ли фиксироваться и в каких документах предельно допустимая концентрация вредных веществ в подлежащем аффинажу сырье, владельцем которого является сама аффинажная организация.
Правовая неопределенность указанной нормы проекта акта может привести к возможным рискам нарушения аффинажной организацией требований Федерального закона N 41-ФЗ, предъявляемых к лицам, являющимся владельцами минерального и (или) вторичного сырья драгоценных металлов на праве собственности или любом другом законном праве
С учетом изложенного проектируемый пункт 1.13 статьи 20 Федерального закона N 41-ФЗ нуждается в доработке.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы, заявленной разработчиком, способом, предложенным проектом акта. Вместе с тем в проекте акта содержатся положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 13 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.