Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по машинному обучению"
(подготовлен Минтрудом России 03.06.2020 г.)
Раздел 1. Общая характеристика области профессиональной деятельности, вида профессиональной деятельности, трудовых функций
1.1. Значение для отрасли, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Все больше компаний сегодня применяют развивающиеся инструменты исследования больших данных, чтобы инициировать переход на новый цифровой технологический уклад в коммуникациях, принятии решений, оценке ситуации и сопровождении бизнес-процессов. Особые надежды возлагаются на математические методы и алгоритмы искусственного интеллекта, в ряде случаев позволяющие понять, как можно усовершенствовать бизнес-процессы, сократить издержки или получить дополнительную прибыль.
Внедрение методов машинного обучения в экономику развитых стран определяется множеством факторов, учет которых позволит оптимизировать распределение ресурсов и на ранних этапах исключить проекты, не приносящие экономической выгоды.
Наиболее распространенные типы проектов на базе технологий машинного обучения, нацеленных на получение промышленным предприятием дополнительной выручки или на сокращение издержек:
повышение производительности технологического процесса за счет подбора оптимальных режимов работы оборудования, загрузок сырья и т. д.;
повышение качества продукции путем выявления критических факторов в производственном процессе, влияющих на конечный результат;
оптимизация технологического обслуживания и ремонта (ТОиР) дорогостоящего производственного оборудования, прогноз поломок и деградации оборудования;
оптимизация расходов на испытание продукции посредством цифровой модели изделий и виртуальных датчиков;
управление ценообразованием и цепочками поставок - оптимизация и прогнозирование по процессам закупок, доставки, хранения, спроса и предложения;
комплексное улучшение производственных показателей за счет выявления латентных факторов, влияющих на производственные процессы, и применения моделирования ситуаций в цифровых средах.
Вид профессиональной деятельности, связанный с созданием и использованием методов машинного обучения, относится к инновационным, динамично развивающимся видам деятельности. Он определяет содержание современных должностей работников. Отличительной особенностью этих должностей является быстрое обновление технологий, методов и форм профессиональной деятельности, необходимых знаний и умений. Это определяет необходимость регулярного мониторинга развития вида профессиональной деятельности в целях определения/выявления изменений в содержании и/или регулирования данного вида деятельности (изменение нормативных правовых актов, регламентирующих данный вид деятельности, изменение технологий, стандартов WS и др.) и проведении своевременной актуализации профессионального стандарта.
Профессиональный стандарт специалиста по машинному обучению является межотраслевым нормативным документом, описывающим вид профессиональной деятельности, содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения знаний и умений по 5-7 квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда.
Виды экономической деятельности, в которых применим профессиональный стандарт "Специалист по машинному обучению", приведены в таблице 1.
Таблица 1. Вид экономической деятельности
Коды ОКВЭД |
Вид экономической деятельности |
62.01 |
Разработка компьютерного программного обеспечения |
63.11 |
Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность |
Основной целью вида профессиональной деятельности "Создание прикладных информационных систем с использованием методов машинного обучения и интеллектуальной обработки данных" является: автоматизация процессов решения прикладных задач с использованием методов машинного обучения и интеллектуальной обработки данных.
Основными задачами вида профессиональной деятельности являются:
- подготовка данных для проведения интеллектуальной обработки данных;
-интеллектуальная обработка данных;
- разработка моделей машинного обучения для решений различных задач.
Профессиональный стандарт "Специалист по машинному обучению" может быть использован:
работодателем для решения широкого круга задач в области управления персоналом, в том числе для разработка стандартов организаций, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификация должностей; отбора, подбора, оценки и аттестация персонала; планирование карьеры и разработки программ повышения квалификации работников;
работником для определение собственного профессионального уровня, направлений и задач профессионального развития и карьерного роста;
в сфере образования в качестве основы для формирования ФГОС и образовательных программ, разработки учебно-методических материалов.
Профессиональный стандарт разработан также в целях обеспечения единства требований оценки профессиональной компетентности и квалификации работника.
1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности
Сбор, систематизация и анализ квалификационных требований в рамках проекта профессионального стандарта "Специалист по машинному обучению" проходил с использование цифровой платформы "Университет 20.35", созданной в целях обеспечения профессионального развития человека в цифровой экономике. Для определения структуры и состава профессиональной деятельности специалистов по машинному обучению были проанализированы:
вакансии и резюме ведущих кадровых порталов;
модели компетенций и интервью с 50 крупнейшими компаниями ( Майкрософт, МТС, Сбербанк, Аэрофлот, Газпром, Росатом и др.)
вакансии ведущих IT компаний и национальных порталов, использующих в работе технологии\методы искусственного интеллекта, и осуществляющих подбор сотрудников.
Всего проанализировано 45 Гб текстовых данных.
Для уточнения и структурирования первичного перечня трудовых функций, сформированного на основе полученных данных, были проведены экспертные обсуждения.
При разработке профессионального стандарта принималось во внимание отсутствие специальной нормативно-правовой базы, регулирующей данный вид профессиональной деятельности.
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта (приказ Минтруда России от 29.04.2013 N 170, далее - Методические рекомендации), в рамках вида профессиональной деятельности "Создание прикладных информационных систем с использованием методов машинного обучения и интеллектуальной обработки данных" выделялись обобщенные трудовые функции (ОТФ).
Декомпозиция вида профессиональной деятельности на составляющие его ОТФ осуществлялась на основе следующих принципов:
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ОТФ полностью охватывает вид профессиональной деятельности "Создание прикладных информационных систем с использованием методов машинного обучения и интеллектуальной обработки данных". Установленные ОТФ необходимы и достаточны для достижения цели вида профессиональной деятельности.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки ОТФ соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы, и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ОТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности, ее выполнение возможно одним работником, и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником любой ОТФ.
Объективным основанием для выделения ОТФ является вид работ и сложность их выполнения.
В соответствии приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н с учетом анализа профессиональной деятельности (инженер по подготовке больших данных, старший инженер-аналитик больших данных, инженер по компьютерному зрению и др.) ОТФ отнесены к 5-7 уровням квалификации.
Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации представлены в таблице 2.
Таблица 2. Обобщенные трудовые функции
Код |
Обобщенные трудовые функции |
Уровень квалификации |
Обоснование уровня квалификации |
A |
Подготовка данных |
5 |
Начальный уровень квалификации, позволяющий проводить мероприятия по сбору, анализу и подготовке данных для последующего использования в системах машинного обучения. Деятельность под руководством, сочетающаяся с самостоятельностью при выборе путей ее осуществления. Планирование собственной деятельности, исходя из поставленных задач. Ответственность за решение поставленных задач. Координация действий с другими работниками. Решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации. Выбор путей осуществления деятельности. Высшее образование - бакалавриат Без требований к опыту практической работы. |
B |
Интеллектуальная обработка данных |
6 |
Средний уровень квалификации, позволяющий проводить мероприятия по классификации и кластеризации данных, выявлять отклонения в анализируемых данных, анализировать связи между объектами и визуализировать данные для систем машинного обучения. Деятельность под руководством, сочетающаяся с самостоятельностью при выборе путей ее осуществления. Планирование собственной деятельности, исходя из поставленных задач. Ответственность за решение поставленных задач. Координация действий с другими работниками. Решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и прогнозирования ее изменений. Выбор вариативных путей осуществления деятельности. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. Высшее образование - бакалавриат или Высшее образование - магистратура Не менее двух лет опыта практической работы в области подготовки больших данных при наличии высшего образования - бакалавриат. Без требований к опыту практической работы при наличии высшего образования - специалитет, магистратура. |
С |
Разработка моделей машинного обучения для решений с использованием компьютерного зрения |
7 |
Высокий уровень квалификации, позволяющий разрабатывать модели машинного обучения для решений с использованием компьютерного зрения. Самостоятельная деятельность. Планирование собственной деятельности, исходя из поставленных задач. Ответственность за решение поставленных задач. Координация действий с другими работниками. Решение различных типов теоретических и практических задач, предполагающих выбор из многообразия способов решений. Выбор тактики осуществления деятельности. Текущий и итоговый контроль, оценка и прогнозирование деятельности. Высшее образование - магистратура. Не менее двух лет опыта практической работы в области подготовки больших данных. |
D |
Разработка моделей машинного обучения для решений с использованием обработки естественного языка |
7 |
Высокий уровень квалификации, позволяющий разрабатывать модели машинного обучения для решений с использованием обработки естественного языка. Самостоятельная деятельность. Планирование собственной деятельности, исходя из поставленных задач. Ответственность за решение поставленных задач. Координация действий с другими работниками. Решение различных типов теоретических и практических задач, предполагающих выбор из многообразия способов решений. Выбор тактики осуществления деятельности. Текущий и итоговый контроль, оценка и прогнозирование деятельности. Высшее образование - магистратура. Не менее двух лет опыта практической работы в области подготовки больших данных. |
E |
Разработка моделей машинного обучения для решений с использованием распознавания и синтеза речи |
7 |
Высокий уровень квалификации, позволяющий разрабатывать модели машинного обучения для решений с использованием распознавания и синтеза речи. Самостоятельная деятельность. Планирование собственной деятельности, исходя из поставленных задач. Ответственность за решение поставленных задач. Координация действий с другими работниками. Решение различных типов теоретических и практических задач, предполагающих выбор из многообразия способов решений. Выбор тактики осуществления деятельности. Текущий и итоговый контроль, оценка и прогнозирование деятельности. Высшее образование - магистратура. Не менее двух лет опыта практической работы в области подготовки больших данных. |
1.3. Описание состава трудовых функций
В соответствии с Методическими рекомендациями в каждой ОТФ были выделены отдельные трудовые функции (ТФ).
Декомпозиция ОТФ на составляющие ее ТФ осуществлялась на основе следующих принципов.
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ТФ полностью охватывает соответствующую ОТФ.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки трудовых действий, умений и знаний, требуемых ТФ, соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть ОТФ и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником каждой ТФ.
Объективным основанием для выделения ТФ выступает вид работы. В состав трудовых функций включены конкретные трудовые действия, выполняемые инженером по подготовке больших данных, старшим инженером-аналитиком больших данных, инженером по компьютерному зрению и др. в процессе работы.
Описание состава трудовых функций представлено в таблице 3.
Таблица 3. Трудовые функции
Наименование трудовых функций |
Код в профессиональном стандарте |
Уровень квалификации |
Анализ требований по сбору данных |
A/01.5 |
5 |
Исследование, сбор и подготовка данных для анализа в соответствии с решаемой прикладной задачей |
A/02.5 |
5 |
Классификация данных |
B/01.6 |
6 |
Поиск и структурирование данных |
B/02.6 |
6 |
Прогнозирование на основе особенностей данных |
B/03.6 |
6 |
Поиск и анализ отклонений в анализируемых данных |
B/04.6 |
6 |
Поиск и анализ связей между объектами |
B/05.6 |
6 |
Визуализация анализируемых данных |
B/06.6 |
6 |
Разработка моделей машинного обучения для задач компьютерного зрения |
C/01.7 |
7 |
Адаптация моделей машинного обучения для прикладных решений с использованием компьютерного зрения |
C/02.7 |
7 |
Разработка моделей машинного обучения для обработки естественного языка |
D/01.7 |
7 |
Адаптация моделей машинного обучения для прикладных решений с использованием средств обработки естественного языка |
D/02.7 |
7 |
Разработка моделей машинного обучения для распознавания аудиосигналов и синтеза речи |
E/01.7 |
7 |
Адаптация моделей машинного обучения для разработки прикладных решений по распознаванию аудиосигналов и синтезу речи |
E/02.7 |
7 |
Раздел 2. Основные этапы разработки профессионального стандарта
2.1. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования
В соответствии с Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 N 23) профессиональный стандарт разработан АНО "Университет национальной технологической инициативы 2035", Союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" при консультационно-методической поддержке ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России.
2.2. Сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
Нормативные правовые документы, регулирующие вид профессиональной деятельности, отсутствуют.
2.3. Требования к экспертам, привлеченным к разработке проекта профессионального стандарта
В целях разработки профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой вошли специалисты в области разработки профессиональных стандартов, специалисты - носители профессии (в области разработки моделей машинного обучения), специалисты в области профессионального образования, другие специалисты.
Требования к экспертам требования к представителю профессионального сообщества - высшее образование, стаж работы в профессиональной области.
Эксперты рабочей группы должны знать:
1) Методические рекомендации, а также другие нормативные, правовые и иные акты и документы, регулирующие процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов;
2) уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н;
3) содержание и структуру профессиональной деятельности в рамках предметной области профессионального стандарта, трудовые функции и действия, выполняемые работниками, профессиональные знания и умения, которыми должны они обладать.
Сведения об организациях, привлеченных к разработке проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 1 к пояснительной записке.
2.4. Этапы разработки профессионального стандарта
1 этап: сбор сведений о профессиональной деятельности, анализ квалификационных характеристик, ФГОС и образовательных программ и разработка концепции профессиональных стандартов в области машинного обучения:
2 этап: разработка проекта профессионального стандарта.
3 этап: обсуждение проекта профессионального стандарта, сбор отзывов, доработка проекта с учетом поступивших замечаний.
Раздел 3. Профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта
3.1. Порядок обсуждения
Обсуждение проекта профессионального стандарта "Специалист по машинному обучению" с заинтересованными организациями проводилось следующим путем:
1) размещение проекта профессионального стандарта на сайтах Минтруда России "Профессиональные стандарты", ВНИИ труда Минтруда России и других интернет-ресурсах:
http://profstandart.rosmintrud.ru/;
http://www.vcot.info/;
http://forum.worldskills.ru/viewforum.php?f=2528&sid=b21c7c1e5542d54 623e8 88e7220c9d80
2) проведение обсуждения на профессиональном ресурсе в области ИТ - https://habr.com/ru/;
3) проведение круглого стола - 15 января 2020 г. на базе ВНИИ труда Минтруда России;
4) размещение информации о разработанном проекте профессионального стандарта и его публичном обсуждении на сайте Минтруда России "Профессиональные стандарты";
5) направление информации о разработанном проекте профессионального стандарта и его публичном обсуждении в организации;
6) организация сбора отзывов и предложений на сайтах Минтруда России "Профессиональные стандарты", ВНИИ труда Минтруда России, Союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)".
Профессиональный стандарт направлен на согласование в Совет по профессиональным квалификациям в области информационных технологий.
3.2. Организации и эксперты, привлеченные к обсуждению проекта профессионального стандарта
Данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 2.
3.3. Данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта.
Поступило 4 отзыва от 2 организаций из (указать число) регионов Российской Федерации.
Сводные данные по результатам публичного обсуждения, поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приведены в Приложении 3.
Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта
В проекте профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проект профессионального стандарта "Специалист по машинному обучению" вносится в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для утверждения в установленном порядке.
Приложение 1
к пояснительной записке
к проекту профессионального стандарта
"Специалист по машинному обучению"
Сведения об организациях, привлеченных к разработке проекта профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Субъект Российской Федерации |
Разработка профессионального стандарта | ||
1. |
АНО "Университет 2035" |
Москва |
2. |
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России |
Москва |
Приложение 2
к пояснительной записке к проекту
профессионального стандарта
"Специалист по машинному обучению"
Сведения о мероприятиях профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта
Мероприятие |
Дата проведения |
Наименования организаций, участвующих в мероприятии (с указанием субъекта Российской Федерации) |
Общее кол-во участников мероприятия |
URL-адрес Интернет-ресурса, содержащего информацию о проведенном мероприятии |
Круглый стол "Разработка профессиональных стандартов в рамках пилотного проекта" |
15.01.2020 |
ВНИИ труда Минтруда России, АНО "Университет национальной технологической инициативы 2035", Союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", АНО "Цифровая экономика", МГТУ им. Баумана |
15 |
https://profstandart.rosmintrud.ru |
Совещание в Минтруде России по профессионально-общественному обсуждению профессиоанльных стандартов |
18.02.2020 |
СПК в области информационных технологий, СПК в области атомной промышленности, образовательные организации |
20 |
https://profstandart.rosmintrud.ru |
Форум экспертов WorldSkills Russia forum |
Май-июль 2020 г. |
Эксперты организаций образования, IT-отрасли |
20 |
http://forum.worldskills.ru/viewforum.php?f=2528&sid=b21c7c1e5542d54623e888e7220c9d80 |
Приложение 3
к пояснительной записке к
проекту профессионального стандарта
"Специалист по машинному обучению"
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта "Специалист по машинному обучению", проектам квалификаций и описанию профессий для Справочника профессий
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием) |
Замечания и предложения к проекту профессионального стандарта | ||||
1. |
Виноградов Д. В. |
ФГБОУ ВО "МГТУ им. Н.Э. Баумана" кандидат технических наук, доцент кафедры "Инструментальная техника и технологии" |
Для необходимых знаний, представляющих собой целые научные дисциплины указывать конкретные необходимые разделы. |
принято |
2. |
Белоусов Павел |
Руководитель образовательных программ направления "Приборостроение" (зав. кафедрой), доцент Обнинского института атомной энергетики - филиала НИЯУ МИФИ |
Для ТФ 3.2.1 расширить перечень ТД или объединить с другой ТФ |
принято частично |
3. |
Белоусов Павел |
Руководитель образовательных программ направления "Приборостроение" (зав. кафедрой), доцент Обнинского института атомной энергетики - филиала НИЯУ МИФИ |
Уточнить наименование вида профессиональной деятельности и основную цель вида профессиональной деятельности( привести в соответствие) |
принято |
4. |
Белоусов Павел |
Руководитель образовательных программ направления "Приборостроение" (зав. кафедрой), доцент Обнинского института атомной энергетики - филиала НИЯУ МИФИ |
Уточнить направления подготовки (ОКСО) в ОТФ |
принято |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.