Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
(подготовлен Минстроем России 05.06.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Законопроект) разработан в целях совершенствования механизма предоставления государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) финансовой поддержки на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Законопроектом предусмотрен ряд изменений в статью 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон о Фонде).
Вносятся изменения, уточняющие, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок определения минимального размера этапа программы, и что эти требования распространяются не только на этап текущего года, но и в том числе на этапы будущих лет, а также уточняется понятие "этап региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда".
Целью разделения программы на этапы и установления минимальных требований к размеру этапа программы является обеспечение соответствия общей площади расселяемого в рамках каждого этапа аварийного жилищного фонда сумме выделяемых в соответствующем году средств финансовой поддержки. В Законопроекте предусмотрено, что этапом программы является её часть, соответствующая размеру увеличения, рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году, начиная с 2019 года и до 2024 года включительно.
В случае досрочного завершения субъектом Российской Федерации расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, субъект Российской Федерации вправе подать заявку на предоставление финансовой поддержки в пределах остатка неиспользованного лимита для целей реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года, в соответствии с главой 6.5 Федерального закона о Фонде. Дополнительные средства на реализацию таких программ Фондом, по общему правилу, не предоставляются. В этом случае этапом такой программы является её часть, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок.
Законопроектом вносятся изменения в часть 6 статьи 16 Федерального закона о Фонде, предусматривающие снятие ограничений на использование субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местного бюджета, полученных за счет иных источников, нежели средства Фонда. Данное изменение направлено на приведение части 6 статьи 16 Федерального закона о Фонде в соответствие с используемой в других статьях данного федерального закона терминологией, положениями пункта 12 части 1 статьи 14 и пункта 2 части 3 статьи 22 Федерального закона о Фонде, которые не предусматривают обязательного выделения средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств бюджетов муниципальных образований на долевое финансирование региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и контроль со стороны Фонда за использованием таких средств долевого финансирования.
В целях более эффективного использования средств Фонда и создания условий для ускоренной реализации программ переселения субъектами Российской Федерации, часть 5 статьи 19 Федерального закона о Фонде предлагается дополнить положением, предусматривающим возможность предоставления Фондом за счет временно свободных средств финансовой поддержки сверх установленного для субъекта Российской Федерации лимита средств на текущий год, но в пределах увеличения лимита средств на переселение в предстоящие годы до 2024 года включительно, который рассчитан для этого субъекта Российской Федерации в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. Порядок предоставления финансовой поддержки сверх установленного для субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки на текущий год будет утвержден федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства.
Законопроектом признается утратившим силу условие предоставления финансовой поддержки, предусмотренное пунктом 9.11 части 1 статьи 14 Федерального закона о Фонде. Данная норма требует наличия в субъектах Российской Федерации комплекса мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства. Поскольку данное условие соблюдено всеми субъектами Российской Федерации, вышеуказанная норма, выполнила свою функцию и утратила актуальность.
Законопроектом признается также утратившим силу условие предоставления финансовой поддержки, предусмотренное пунктом 9.8 части 1 статьи 14 Федерального закона о Фонде, о наличии нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих реализацию на территориях муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, мероприятий, направленных на информирование населения о принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления мерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства и по вопросам развития общественного контроля в этой сфере.
Перечень функций Фонда, закрепленный в части 2 статьи 4 Федерального закона о Фонде, дополняется новой функцией по созданию информационных систем и обеспечению их развития. Потребность в законодательном закреплении данной функции связана с развитием информационных систем, создаваемых и поддерживаемых Фондом в целях реализации своих задач и функций как инструмента мониторинга реализации региональных адресных программ субъектов Российской Федерации по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, с повышением роли указанных информационных систем как источника актуальной информации о ходе реализации федерального проекта "Жилье", необходимой органам власти, организациям и гражданам, а также с необходимостью обеспечения проведения мониторинга функционирования жилищно-коммунального хозяйства. При необходимости порядок мониторинга, состав информации и порядок ее использования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства.
В целях унификации порядка перечисления средств Фонда на реализацию региональных программ законопроектом исключается право субъекта Российской Федерации определять в качестве получателей средств Фонда муниципальные образования, закрепленное в части 3 статьи 20 Федерального закона о Фонде.
Законопроектом вносятся изменения в часть 3 статьи 23 Федерального закона о Фонде, согласно которым уплата субъектом Российской Федерации штрафных санкций, предусмотренных договором, заключенным между Фондом и субъектом Российской Федерации в соответствии со статьей 19 Федерального закона о Фонде, является самостоятельным основанием для возобновления предоставления Фондом финансовой поддержки.
Изменения в статью 16 предоставят субъектам Российской Федерации права использовать предоставляемые Фондом средства на погашение кредитных и иных заемных средств, процентов за их использование, привлеченных на ускоренную реализацию программ переселения.
Кроме того, в статьи 17, 19, 20, 23 и 23.1 Федерального закона о Фонде вносятся изменения юридико-технического характера, в соответствии с которыми из данных статей исключаются отсылочные нормы к утратившим силу положениям данного закона.
Принятие Законопроекта не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Реализация Законопроекта не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.