Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования заготовки древесины" (далее - законопроект), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Законопроект разработан на основании пункта 6 Плана мероприятий по решению проблем в сфере борьбы с незаконной заготовкой и оборотом древесины, утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2019 г. N 1390п-П9.
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) основными группами субъектов, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются все граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся в лесах с машинами и (или) оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений и вывозки из леса древесины.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 17 января по 6 февраля 2020 года. Информация об оценке регулирующего воздействия законопроекта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID законопроекта: 02/04/01-20/00098740).
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по законопроекту в период с 20 по 26 февраля 2020 года.
В рамках проведенных публичных консультаций поступили позиции от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, ПАО "ЛУКОЙЛ", АО "Группа компаний "Вологодские лесопромышленники", Министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области, Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Комитета по экономике и развитию Курской области, замечания которых были частично учтены при подготовке настоящего заключения.
Поступившие позиции от ПАО "Газпром нефть", ФБУ "Рослесозащита", ООО "Картонтара", ООО "Сыктывкарский фанерный завод", АО "Красный якорь", Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, Министерства экономического развития Приморского края, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), Администрации Тамбовской области, Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, Управления лесами правительства Еврейской автономной области не содержат замечаний и предложений к законопроекту.
В целях решения проблемы незаконных рубок лесных насаждений законопроектом предусмотрено дополнение статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) частью 1.1, согласно которой для целей указанной статьи к заготовке древесины приравнивается пребывание в лесах граждан с машинами и (или) оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений, а также для вывоза из леса древесины, не связанное с выполнением мероприятий по сохранению лесов.
При этом предлагается предоставить Правительству Российской Федерации полномочие по установлению перечня машин и (или) оборудования, предназначенных для рубки насаждений, а также для вывоза из леса древесины, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, внеся соответствующее изменение в статью 16.1 ЛК РФ.
Минэкономразвития России, концептуально поддерживая необходимость борьбы с незаконной заготовкой и оборотом древесины, считает необходимым обратить внимание разработчика на следующие риски предлагаемого регулирования.
1. Согласно части 1 статьи 25 ЛК РФ к видам использования лесов относятся в том числе: заготовка древесины, деятельность в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства, осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, осуществление рекреационной деятельности, создание лесных плантаций и их эксплуатация, осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, переработка древесины и иных лесных ресурсов.
Таким образом, помимо заготовки древесины лесное законодательство предусматривает и иные способы использования лесов, при которых допускается рубка лесов.
Так, например, согласно пункту 9 приказа Рослесхоза от 10 июня 2011 г. N 223 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Однако в случае внесения предлагаемых законопроектом изменений в статью 29 ЛК РФ пребывание в лесах граждан с машинами и (или) оборудованием, предназначенных для рубки лесных насаждений, а также для вывоза из леса древесины будет приравниваться к заготовке древесины.
Кроме того, законопроектом предлагается предоставить Правительству Российской Федерации полномочие по установлению перечня машин и (или) оборудования, предназначенных для рубки насаждений, а также для вывоза из леса древесины.
Однако многие самоходные и грузоподъемные машины, предназначенные для рубки лесных насаждений, вывоза из леса древесины, в соответствии с классификацией товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) имеют несколько целевых назначений и используются не только при заготовке древесины, но и в иных целях, таких как строительство или сельское хозяйство.
Так, например, согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" коды ТН ВЭД 8701 91 - 8701 95 имеют тракторы для сельскохозяйственных работ (за исключением одноосных тракторов) и тракторы для лесного хозяйства, колесные, которые предназначены в том числе для работ по заготовке леса.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным рекомендовать разработчику предусмотреть разрешение пребывания граждан с машинами и (или) оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений, а также для вывоза из леса древесины не только для заготовки древесины, но и для иных случаев использования лесов, при которых лесным законодательством допускается рубка лесов.
2. Законопроект разработан в целях предотвращения незаконных рубок лесных насаждений.
При этом согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - постановление Пленума N 21) незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например, рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Учитывая определение понятия незаконной рубки лесных насаждений, установленное в постановлении Пленума N 21, можно сделать вывод о том, что только лишь нахождение в лесах граждан с машинами и (или) оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений, а также для вывоза из леса древесины, без продукции лесозаготовки, не содержит в себе признак незаконного лесопользователя.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия законопроекта Минэкономразвития России может быть сделан вывод о наличии достаточного обоснования проблемы и необходимости принятия данного регулирования.
Одновременно сделан вывод о наличии в законопроекте положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.