Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719"
(подготовлен Минпромторгом России 16.06.2020 г.)
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации разработало изменения, которые вносятся в приложение постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719" (далее - проект постановления).
Целесообразность разработки указанных изменений обусловлена следующими обстоятельствами.
В настоящее время критерии определения страны происхождения в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз) применяются для целей применения тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза иностранных товаров на таможенную территорию Союза и вывоза товаров с таможенной территории Союза, а также для целей учета товаров в статистике внешней торговли.
Основные положения о стране происхождения товаров закреплены решении Совета Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2018 г. N 49 "Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)"), Соглашении о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года и в Договоре о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года.
Ранее специфические правила определения страны происхождения использовались исключительно в вышеуказанных областях. При этом Минпромторгом России принципы определения страны происхождения были применены в ходе работы по установлению запретов и ограничений доступа иностранных товаров к государственному заказу:
постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В ходе проведенной Минпромторгом России работы было выявлено, что применение унифицированных правил определения страны происхождения товара для целей установления запретов и ограничений в сфере государственных закупок нецелесообразно в связи с различными стадиями развития отраслей промышленности, особенностями технических и технологических процессов производства товаров и иных факторов.
Так требования, применимые к одним видам продукции, такие как использование ограниченного числа иностранных компонентов для продукции станкостроения, фиксированная доля стоимости иностранных товаров для продукции кабельной промышленности и фотоники, нецелесообразно применять в отношении другой продукции, например, специального машиностроения, для которого ключевым требованием является осуществление на территории России ряда технологических операций.
В этой связи Минпромторгом России было разработано постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719) в части медицинских масок.
В настоящее время Минпромторгом России осуществляется разработка мер, направленных на сохранение возросшей производственной мощности отечественных предприятий в рамках выхода из мероприятий по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в случае наступления второй волны коронавирусной инфекции в период подъема острых респираторных вирусных инфекций.
Минпромторгом России разработаны изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
При включении в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации "Изделий медицинских, в том числе хирургических, прочих, не включенных в другие группировки" (только в отношении медицинских масок) от 30 апреля 2020 г. N 616 для подтверждения производства на территории Российской Федерации Минпромторгом России устанавливаются требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).
Критерии отнесения медицинских масок к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, согласованы с широким кругом производителей соответствующей продукции с учетом существующей структуры производства.
В целях недопущения попадания на рынок госзакупок продукции с низкой степенью переработки, как правило некачественной, под видом российской, полагаем целесообразным установление в качестве критериев определения места происхождения товара одновременно процента локализации товара, рассчитанного как соотношение затрат на покупку комплектующих иностранного производства к стоимости товара, так и перечня определенных технологических операций.
Реализация проекта постановления будет способствовать развитию правового регулирования отношений субъектов деятельности в сфере промышленности медицинских масок.
Положения проекта постановления соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики не проводился.
Проект постановления не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.