Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об охране озера Байкал"
(подготовлен Минэкономразвития России 17.06.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об охране озера Байкал" (далее - законопроект) разработан в целях уточнения положений законодательства Российской Федерации.
Так во исполнение указания Председателя Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 г. N ДМ-П13-3753р Медведева Д.А. (далее - указание), а также в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ) Правительством Республики Бурятия совместно с администрациями муниципальных образований "Кабанский район" и "Прибайкальский район" Республики Бурятия в Минэкономразвития России была представлена заявка на изменение границ особой экономической зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа, созданной на территории муниципального образования "Прибайкальский район" Республики Бурятия (далее соответственно - заявка, ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия).
По результатам рассмотрения заявки на ее соответствие критериям создания ОЭЗ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 398, и приказу Минэкономразвития России от 19 июля 2012 г. N 439 "Об утверждении порядка оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечня документов, прилагающихся к заявке" Минэкономразвития России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "Об особой экономической зоне туристско-рекреационного типа, созданной на территории Республики Бурятия" (далее - проект постановления), в том числе предусматривающий включение в границы ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия земельных участков, находящихся в местности "Гора Мамай" на территории муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия, и исключение аналогичной площади земельных участков на участках "гора Бычья" и участка "Турка".
Письмом Минэкономразвития России от 8 апреля 2019 г. N 10585-ВЖ/Д14и проект постановления направлен на согласование в Минфин России, Минвостокразвития России, Минприроды России, Рослесхоз и в Правительство Республики Бурятия.
Проект постановления согласован без замечаний Минвостокразвития России (С.А. Тырцев, 10.04.2019), Правительством Республики Бурятия (А.С. Мишенин, 12.04.2019), Минфином России (А.Ю. Иванов, 18.08.2019).
Минприроды России и Рослесхоз, ссылаясь на статью 11 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Закон N 94-ФЗ), сообщило Минэкономразвития России о невозможности согласования проекта постановления в связи с тем, что включение лесных участков в границы туристско-рекреационной ОЭЗ влечет за собой изменение категории земель лесного фонда на земли особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно указанной статье Закона N 94-ФЗ в центральной экологической зоне озера Байкал запрещен перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий.
Однако в соответствии со статьями 10-11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ туристско-рекреационной ОЭЗ, а также включение земельных участков в границы туристско-рекреационной ОЭЗ либо исключение земельных участков из границ туристско-рекреационной ОЭЗ является переводом земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов. Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае создания туристско-рекреационных ОЭЗ.
При этом, несмотря на наличие противоречий между Законом N 94-ФЗ и Законом N 172-ФЗ, Правительством Российской Федерации были приняты постановления от 3 февраля 2007 г. N 68 "О создании на территории муниципального образования "Прибайкальский район" Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа", от 3 февраля 2007 г. N 72 "О создании на территории Слюдянского района Иркутской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа" (в границах центральной экологической зоны озера Байкал были созданы ОЭЗ в Иркутской области и Республике Бурятия) и от 8 сентября 2010 г. N 692 "Об особой экономической зоне туристско-рекреационного типа, созданной на территории Иркутской области".
Согласно положениям Закона N 116-ФЗ цель создания туристско-рекреационных ОЭЗ заключается в развитии туризма и санаторно-курортной сферы, в том числе путем строительства, реконструкции и эксплуатации объектов туристской индустрии, предусмотренных проектами резидентов ОЭЗ.
Таким образом, для достижения указанной цели необходим перевод земельных участков из категории земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
На основании изложенного в целях исполнения указания, урегулирования указанного вопроса с Минприроды России в Правительстве Российской Федерации с участием представителей заинтересованных сторон было проведено совещание (протокол от 16 января 2020 г.).
С целью сбалансированного развития ОЭЗ туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань" и сохранения уникальной экологической системы озера Байкал, особенно в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, по результатам совещания Минприроды России письмом от 30 января 2020 г. N 08-31-31/2278 в Минэкономразвития России представило предложения по формулировкам для внесения изменений в Закон N 94-ФЗ. Указанные предложения как основа включены Минэкономразвития России в законопроект.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета, а также расходов юридических и физических лиц.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и иных международных договоров Российской Федерации.
Мероприятия, предусмотренные законопроектом, реализуются в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. N 510 "О государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.