Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства промышленности и торговли РФ "Об утверждении Методики определения отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации"
(подготовлен Минпромторгом России 18.08.2020 г.)
Проект приказа Минпромторга России "Об утверждении Методики определения отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации" (далее - проект приказа, Методика) разработан в целях создания практического инструмента определения целесообразности введения обязательной маркировки средствами идентификации в отношении конкретных товарных групп при подготовке предложений о расширении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 792-р (далее - перечень отдельных товаров).
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, указывает на следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" утверждено Положение о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - Положение, информационная система маркировки). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 791-р утверждена модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации (далее - модель). Также распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 2963-р утверждена Концепция создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров (далее - Концепция).
Разделом III Положения, пунктом 3 модели и разделом IV Концепции предусмотрены ряд положений в части закрепления полномочий некоторых федеральных органов исполнительной власти в сфере маркировки товаров. Так, Минпромторг России является координатором создания и функционирования системы маркировки и прослеживаемости товаров, осуществляя координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и участников оборота товаров в рамках проектов, связанных с маркировкой товаров средствами идентификации в Российской Федерации, с применением методов проектного управления, а также функции публичного партнера в случае заключения соглашений о государственно-частном партнерстве в целях создания государственной информационной системы и иных объектов, предназначенных для обеспечения маркировки и прослеживаемости движения товаров.
Пунктом 3 модели и разделом IV Концепции также закреплено, что Минпромторг России осуществляет разработку совместно с отраслевыми ассоциациями (союзами) и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений о расширении перечня отдельных товаров, а также о показателях эффективности проектов по маркировке товаров средствами идентификации.
Методика послужит для координатора создания и функционирования системы маркировки и прослеживаемости товаров в качестве практического инструмента для подготовки предложений о расширении номенклатуры маркируемых средствами идентификации товаров с целью их последующего направления Правительству Российской Федерации и принятия Правительством Российской Федерации соответствующих решений в рамках реализации своих полномочий.
Методика разработана Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства при участии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" и с учетом предложений бизнес-сообщества.
Методика разработана в соответствии с целями создания и функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации, определенными Концепцией.
Методикой определены источники исходных данных для расчетов показателей и оценки целесообразности. Помимо официальных сведений, Методика позволяет восполнить недостаток информации за счет открытых источников, с условием признания их объективности федеральными органами исполнительной власти и участниками оборота товаров. В качестве примера предлагается использовать, Euromonitor International, Nielsen, при этом данный перечень не является закрытым.
Методика предусматривает расчет следующих ключевых показателей,на основе значений которых может быть принято решение о целесообразности введения обязательной маркировки средствами идентификации в отношении конкретного товара, среди которых:
- прогнозируемый возможный рост цен на продукцию, относящуюся к анализируемой товарной группе, вызванный введением обязательной маркировки средствами идентификации в отношении товарной группы;
- баланс доходов и затрат хозяйствующих субъектов, участвующих в обороте маркируемой продукции, в случае замещения нелегальной продукции легальной;
- минимальная доля совокупного объема незаконного оборота, которая должна быть сокращена за счет введения обязательной маркировки средствами идентификации в отношении товарной группы, для достижения нулевого баланса выгод и затрат хозяйствующих субъектов и государства.
Базовым периодом для расчета последствий ввода обязательной маркировки устанавливается 6 лет с даты планируемого введения обязательной маркировки средствами идентификации для рассматриваемой товарной группы в целях гармонизации с периодом прогнозирования в Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.
Балансовый подход, предусмотренный Методикой для оценки незаконного оборота продукции, широко используется для этих целей как в странах Европейского союза, США, так и в Российской Федерации.
Методикой предусмотрена возможность проведения оценки инвестиций на подготовку к введению системы маркировки продукции для предприятий, работающих в разных сегментах рынка, для чего указанная оценка строится отдельно для разных участников рынка: производителей, импортеров, организаций оптовой и розничной торговли в зависимости от размера предприятия.
Ввиду отсутствия актуальных и достоверных данных по количеству и техническим характеристикам используемого для производства оборудования, а также разных схем организации производства (особенно в сегменте малого и среднего бизнеса) прямой расчет инвестиций, необходимых для организации нанесения средств идентификации, в некоторых случаях не может быть корректно проведен. Поскольку в рамках Методики проводится расчет альтернативных расходов как затрат на аутсорсинг печати этикеток с нанесенным средством идентификации в независимых типографиях, предприятие делает выбор в пользу аутсорсинга.
При оценке эффекта для доходов бюджета не учитывается потенциальный прирост поступлений по НДС от замещения незаконной продукции законной, поскольку по данным ФНС России разрыв в цепочках уплаты НДС в 2015-2019 гг. заметно снизился и при продаже незаконной продукции по легальным каналам продаж в розничной торговле часто уплачивается НДС. Однако для отдельных товарных групп рост поступлений по НДС от замещения нелегальной продукции легальной может быть учтен по итогам дополнительного анализа.
В проекте приказа отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проект приказа не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предложенные проектом приказа изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий.
Проект приказа не содержит положений, вводящих или способствующих введению избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для заинтересованных лиц.
Принятие проекта приказа не потребует дополнительных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.