Проект Приказа Министерства транспорта РФ "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства транспорта Российской Федерации в части установления требований, предъявляемых к специалистам авиационного персонала, обладающим квалификационными отметками "инструктор" и "инструктор-экзаменатор"
(подготовлен Минтрансом России 19.08.2020 г.)
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 и статьей 53 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2012, N 31,ст. 4318; 2016, N 27, ст. 4224), в соответствии с пунктом 5.2.53.8 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2013, N 26, ст. 3343), приказываю:
1. Внести в Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147 (зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2008 г., регистрационный N 12701), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 15 июня 2011 г. N 162 (зарегистрирован Минюстом России 13 июля 2011 г., регистрационный N 21340), от 26 декабря 2011 г. N 331 (зарегистрирован Минюстом России 28 марта 2012 г., регистрационный N 23632), от 27 декабря 2012 г. N 453 (зарегистрирован Минюстом России 18 февраля 2013 г., регистрационный N 27176), от 10 февраля 2014 г. N 32 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31362), от 16 сентября 2015 N 276 (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2015 г., регистрационный N 39387) изменения согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
2. Внести в Федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 32 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31362), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 декабря 2018 г. N 453 (зарегистрирован Минюстом России 15 января 2019, регистрационный N 53366) изменения согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу через 90 дней со дня его официального опубликования.
Министр |
Е.И. Дитрих |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к приказу Минтранса России
от_______________ N______
Изменения,
вносимые в федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147
2. Главу VIII изложить в следующей редакции:
"VIII. Требования, предъявляемые к обладателю квалификационной отметки "инструктор" и "инструктор-экзаменатор".
8.1. Требования к пилоту обладателю квалификационной отметки "инструктор".
8.1.1. Пилот обладатель квалификационной отметки "инструктор" должен:
а) быть старше 21 года;
б) пройти подготовку по утвержденной программе и соответствовать требованиям, предъявляемым при получении свидетельства коммерческого пилота в соответствии с видом воздушного судна, указанным в свидетельстве;
в) для пилотов:
воздушных судов, не относящихся к легким и сверхлегким, иметь общий налет не менее 1000 часов, из них самостоятельный налет в качестве командира воздушного судна на данном типе воздушного судна не менее 500 часов и предельный метеоминимум для данного типа воздушного судна;
легких и сверхлегких воздушных судов иметь общий налет не менее 500 часов, из них самостоятельный налет в качестве командира воздушного судна того вида и класса не менее 300 часов;
г) обладать знаниями:
методики практического обучения;
авиационной психологии;
по оценке и проверке уровня знаний обучаемых лиц;
теории обучения;
процесса усвоения материала обучаемыми лицами;
элементов эффективного обучения;
по разработке программы подготовки;
планирования занятий;
методики аудиторного обучения;
по использованию средств обучения, включая тренажерные устройства имитации полета;
по проведению анализа и исправлению ошибок обучаемых лиц;
возможностей человека применительно к летной подготовке, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок;
мер безопасности, связанных с имитацией отказов систем на воздушном судне;
д) продемонстрировать способность проводить обучение в областях, в которых он намерен проводить летную подготовку, и на типах (видах и классах) воздушных судов, по которым предусматривается осуществление функций пилота-инструктора, включая предполетный инструктаж, разбор полетов и наземную подготовку;
е) пройти курс обучения по методике ведения летной подготовки, включая демонстрацию операций, методов практического обучения, распознавание и исправление наиболее распространенных ошибок обучаемых (курсантов), и уметь применять на практике методику выполнения маневров и схем полета, по которой он намерен проводить летную подготовку.
8.1.2. Пилот, обладающий квалификационной отметкой "инструктор", при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 - 1.11 и 2.5 - 2.22 настоящих Правил, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может:
контролировать самостоятельные полеты пилотов, обучаемых лиц;
проводить подготовку, необходимую для выдачи свидетельства частного пилота, свидетельства коммерческого пилота, свидетельства пилота многочленного экипажа, внесения квалификационной отметки о праве на полеты по приборам и квалификационной отметки "инструктор".
8.2. Требования к штурману обладателю квалификационной отметки "инструктор".
8.2.1. Штурман обладатель квалификационной отметки "инструктор" должен:
а) быть старше 21 года;
б) иметь налет не менее 1000 часов на воздушных судах в качестве штурмана и самостоятельный налет на данном типе воздушного судна не менее 300 часов в качестве штурмана;
в) пройти подготовку по утвержденной программе и соответствовать требованиям, предъявляемым при получении свидетельства штурмана в соответствии с видом воздушного судна, указанным в свидетельстве;
г) пройти курс обучения по методике летного обучения (практической подготовки), включая демонстрацию операций, методов практического обучения, распознавание и исправление наиболее распространенных ошибок обучаемых лиц;
д) обладать знаниями:
методики практического обучения;
по оценке успеваемости обучаемых лиц, по предметам, по которым осуществляется наземная подготовка;
авиационной психологии;
процесса усвоения материала обучаемыми лицами;
элементов эффективного обучения;
по оценке и проверке уровня знаний курсантов, теории обучения;
разработки программы подготовки;
планирования занятий;
методики аудиторного обучения;
по использованию средств обучения, включая тренажеры имитации полета;
по проведению анализа и исправлению ошибок учащихся обучаемых лиц;
возможностей человека применительно к летной подготовке, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок;
мер безопасности, связанных с имитацией отказов систем на воздушном судне;
е) продемонстрировать способность проводить обучение в тех областях,в которых он намерен проводить летную подготовку, и на тех типах воздушных судов, по которым предусматривается осуществление функций инструктора, включая предполетный инструктаж, разбор полетов и наземную подготовку.
8.2.2. Штурман, обладающий квалификационной отметкой "инструктор", при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 - 1.11 и 12.1 - 12.2 настоящих Правил, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может:
контролировать и оценивать самостоятельные полеты обучаемых (проверяемых) штурманов;
проводить подготовку, необходимую для выдачи свидетельства штурмана,и квалификационной отметки "инструктор";
проводить подготовку по разработанной лицами, указанными в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, эксплуатантом авиации общего назначения, программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа по специальности штурман для выполнения возложенных на них обязанностей.
8.3. Требования, предъявляемые к бортинженеру (бортмеханику) обладателю квалификационной отметки "инструктор".
8.3.1. Бортинженер (бортмеханик) обладатель квалификационной отметки "инструктор" должен:
а) быть старше 21 года;
б) пройти подготовку по утвержденной программе подготовки бортинженера (бортмеханика)-инструктора и соответствовать требованиям, предъявляемым к бортинженеру (бортмеханику) в соответствии с видом воздушного судна, указанным в свидетельстве;
в) иметь налет не менее 1000 часов на воздушных судах в качестве бортинженера (бортмеханика) и самостоятельный налет не менее 300 часов на данном типе воздушного суда в качестве бортинженера (бортмеханика);
г) обладать знаниями:
методики практического обучения;
авиационной психологии;
по оценке успеваемости обучаемых бортинженеров (бортмехаников) по предметам, по которым осуществляется наземная подготовка;
процесса усвоения материала;
элементов эффективного обучения;
по оценке и проверке уровня знаний обучаемых (проверяемых) бортинженеров (бортмехаников);
теории обучения;
разработки программы подготовки;
планирования занятий;
методики аудиторного обучения;
по использованию средств обучения, включая тренажерные устройства имитации полета;
по проведению анализа и исправлению ошибок обучаемых (проверяемых) бортинженеров (бортмехаников);
возможностей человека применительно к летной подготовке, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок;
мер безопасности, связанных с имитацией отказов систем на воздушном судне.
д) продемонстрировать способность проводить обучение в тех областях,в которых он намерен проводить подготовку, и на тех типах воздушных судов,по которым предусматривается осуществление функций бортинженера (бортмеханика)-инструктора, включая предполетный инструктаж, разбор полетов и наземную подготовку.
8.3.2. Бортинженер (бортмеханик) обладатель квалификационной отметки "инструктор" при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 - 1.10 и 13.1 - 13.2 настоящих Правил, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может:
контролировать и оценивать самостоятельные полеты обучаемых (проверяемых) бортинженеров (бортмехаников);
проводить подготовку, необходимую для выдачи свидетельства бортинженера (бортмеханика), и квалификационной отметки "инструктор";
проводить подготовку по разработанной лицами, указанными в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, эксплуатантом авиации общего назначения, программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа по специальности бортинженер (бортмеханик) для выполнения возложенных на них обязанностей.
8.4. Требования, предъявляемые к бортрадисту обладателю квалификационной отметки "инструктор".
8.4.1. Бортрадист обладатель квалификационной отметки "инструктор" должен:
а) быть старше 21 года;
б) иметь налет не менее 1000 часов на воздушных судах в качестве бортрадиста и самостоятельный налет на данном типе воздушного судна не менее 300 часов в качестве бортрадиста;
в) пройти подготовку по утвержденной программе и соответствовать требованиям, предъявляемым при получении свидетельства бортрадиста в соответствии с видом воздушного судна, указанным в свидетельстве;
г) пройти курс обучения по методике практической подготовки, включая демонстрацию операций, методов практического обучения, распознавание и исправление наиболее распространенных ошибок обучаемых;
д) обладать знаниями:
методики практического обучения;
по оценке успеваемости обучаемых, по тем предметам, по которым осуществляется наземная подготовка;
процесса усвоения материала;
элементов эффективного обучения;
по оценке и проверке уровня знаний обучаемых;
теории обучения;
разработки программы подготовки;
планирования занятий;
методики аудиторного обучения;
по использованию средств обучения, включая тренажеры имитации полета;
по проведению анализа и исправлению ошибок обучаемых;
возможностей человека применительно к летной подготовке, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок;
мер безопасности, связанных с имитацией отказов систем на воздушном судне;
е) продемонстрировать способность проводить обучение в тех областях,в которых он намерен проводить практическую подготовку, и на тех типах и классах воздушных судов, по которым предусматривается осуществление функций бортрадиста-инструктора, включая предполетный инструктаж, разбор полетов и наземную подготовку.
8.4.2. Бортрадист обладатель квалификационной отметки "инструктор" при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 - 1.11 и 14.1 - 14.2 настоящих Правил, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может:
контролировать и оценивать самостоятельные полеты обучаемых (проверяемых) бортрадистов;
проводить подготовку, необходимую для выдачи свидетельства бортрадиста и получения квалификационной отметки "инструктор";
проводить подготовку по разработанной лицами, указанными в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, эксплуатантом авиации общего назначения, программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа по специальности бортрадист для выполнения возложенных на них обязанностей.
8.5 Требования, предъявляемые к бортпроводнику обладателю квалификационной отметки "инструктор".
8.5.1. Бортпроводник обладатель квалификационной отметки "инструктор" должен:
а) пройти подготовку по соответствующей утвержденной программе, продемонстрировать знания и умения в следующих областях:
методики практического обучения;
по оценке успеваемости обучаемых, по предметам, по которым осуществляется наземная подготовка;
процесса усвоения материала;
элементов эффективного обучения;
по оценке и проверке уровня знаний обучаемых лиц, теории обучения;
разработки программы подготовки;
планирования занятий;
методики аудиторного обучения;
по использованию средств обучения, включая тренажерные устройства;
по проведению анализа и исправлению ошибок обучаемых лиц;
возможностей человека применительно к летной подготовке бортпроводников, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок;
человеческого фактора;
ведения документации, подтверждающей прохождение подготовки и опыта работы бортпроводников;
инструктажей бортпроводников, порядка проведения, методов и критериев оценки их компетенций;
контроля выполнения бортпроводниками своих должностных обязанностей и требований охраны труда;
проведения проверок работы бортпроводников в рейсовых условиях;
б) иметь общий налет не менее 2000 часов в качестве бортпроводника;
в) пройти проверку в рейсовых условиях на типе воздушного судна,на котором обладатель свидетельства бортпроводника продемонстрировал знания и умения, указанные в подпункте "а" пункта 15.1 настоящих Правил.
8.5.2. Бортпроводник обладатель квалификационной отметки "инструктор" при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 - 1.9 и 15.1 - 15.2 настоящих Правил, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может:
контролировать и оценивать самостоятельные полеты обучаемых (проверяемых) бортпроводников;
проводить подготовку, необходимую для выдачи свидетельства бортпроводника и получения квалификационной отметки "инструктор".
8.6. Требования к бортоператору обладателю квалификационной отметки "инструктор".
8.6.1. Бортоператор обладатель квалификационной отметки "инструктор" должен:
а) быть старше 21 года;
б) иметь налет не менее 500 часов на воздушных судах в качестве бортоператора;
в) пройти подготовку по утвержденной программе и соответствовать требованиям, предъявляемым при получении свидетельства бортоператора в соответствии с видом воздушного судна, указанным в свидетельстве;
г) пройти курс обучения по изучению основ психологии, методике обучения (практической подготовки);
д) обладать знаниями:
методики практического обучения;
по оценке успеваемости обучаемых лиц по предметам, по которым осуществляется подготовка;
процесса усвоения материала;
элементов эффективного обучения;
по оценке и проверке уровня знаний обучаемых;
теории обучения;
разработки программ подготовки;
планирования занятий;
методики аудиторного обучения;
по использованию средств обучения, включая тренажерные устройства;
по проведению анализа и исправлению ошибок обучаемых лиц;
возможностей человека применительно к летной подготовке, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок;
опасности, связанной с имитацией отказов систем на воздушном судне;
з) продемонстрировать способность проводить обучение в областях, в которых он намерен проводить практическую подготовку, и на типах и классах воздушных судов, по которым предусматривается осуществление функций бортоператора-инструктора, включая предполетный инструктаж, разбор полетов и наземную подготовку.
8.6.2. Бортоператор обладатель квалификационной отметки "инструктор" при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 - 1.9 и 16.1 - 16.2. настоящих Правил, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может:
контролировать и оценивать самостоятельные полеты обучаемых (проверяемых) бортоператоров;
проверять знания, навыки и умения, установленные настоящими Правилами,у бортоператоров;
проводить подготовку и проверку, необходимую для выдачи свидетельства бортоператора и получения квалификационной отметки "инструктор".
8.7. Требования, предъявляемые к обладателю квалификационной отметки "инструктор-экзаменатор".
Требования, предъявляемые к обладателю квалификационной отметки "инструктор-экзаменатор" распространяются только на членов летного экипажа.
8.7.1. Обладатель квалификационной отметки "инструктор-экзаменатор" должен:
а) быть старше 24 лет;
б) иметь квалификационную отметку "инструктор" в свидетельстве специалиста авиационного персонала и опыт непрерывной работы в качестве инструктора по соответствующей специальности не менее трех лет;
для специалистов авиационного персонала по специальности "пилот" соответствовать требованиям, предъявляемым при получении свидетельства линейного пилота в соответствии с видом воздушного судна;
в) для специалистов авиационного персонала по специальности "пилот" иметь высшее образование;
г) при осуществлении своих функций иметь уровень подготовки не ниже уровня проверяемого им члена экипажа;
д) выполнить не менее двух проверок профессиональной подготовки членов экипажа воздушного судна по специальности в роли экзаменатора в течение любых последовательных 12 месяцев (данная проверка может быть выполнена на комплексном тренажере, допущенном уполномоченным органом в области гражданской авиации к выполнению проверок);
е) пройти проверку для подтверждения полномочий в качестве инструктора на данном типе воздушного судна в течение любых последовательных 12 месяцев;
ж) независимо от занимаемой должности обладатель квалификационной отметки "инструктор-экзаменатор" ежегодно проходит квалификационную проверку в рейсовых (аэродромных) условиях на подтверждение своей квалификации в качестве соответствующего члена экипажа воздушного судна другим инструктором-экзаменатором.
8.7.2. Обладатель квалификационной отметки "инструктор-экзаменатор" при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 - 1.11 и главы VIII настоящих Правил, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может:
проводить подготовку по специальности и выполнять следующие проверки членов летных экипажей по своей специальности, в том числе у членов летного экипажа, подготовленных другими инструкторами:
а) квалификационная проверка членов летных экипажей, впервые получающих квалификационную отметку о типе (виде, классе) воздушного судна;
б) квалификационная проверка членов летных экипажей;
в) проверка с целью получения и (или) подтверждения квалификационной отметки "инструктор" или "инструктор-экзаменатор";
г) проверка членов летных экипажей, имевших авиационное происшествие или инциденты, при которых была поставлена под вопрос их квалификация или уровень подготовки по специальности;
д) проверка членов летных экипажей, кандидатов для переподготовки на другой тип воздушного судна;
е) проверка инструкторов тренажерных устройств имитации полета по специальности.
В случае отсутствия в кабине летного экипажа дополнительного места для размещения инструктора по специальности, квалификационную проверку на воздушном судне членов летных экипажей может проводить пилот, имеющий квалификационную отметку "инструктор-экзаменатор", при выполнении им функции командира воздушного судна.
8.7.3. Обладатель квалификационной отметки "инструктор-экзаменатор" при выполнении своих функций несет персональную ответственность за:
а) обоснованность принимаемых им решений;
б) объективность выставляемых оценок и представляемых выводов;
в) правильность определения соответствия уровня профессиональной подготовки и навыков, прошедшего проверку специалиста авиационного персонала или кандидата на получение свидетельства специалиста авиационного персонала требованиям настоящих Правил.".
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к приказу Минтранса России
от_______________ N______
Изменения,
вносимые в федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации ", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 32
Пункт 6 Приложения N 3 к Федеральным авиационным правилам "Квалификационные отметки, вносимые в свидетельства" дополнить абзацем:
"В свидетельство, предоставляющее право выполнять функции члена летного экипажа воздушного судна, вносится квалификационная отметка инструктора-экзаменатора (instructor-examiner).".
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.