Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О наименованиях географических объектов"
(подготовлен Росреестром 26.08.2020 г.)
Проект федерального закона "О наименованиях географических объектов" (далее - проект федерального закона) разработан во исполнение пункта 201 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р.
В настоящее время в Российской Федерации правовые основы деятельности в области присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов, а также нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов как составной части исторического и культурного наследия народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" (далее также - Федеральный закон о наименованиях).
Однако, положения принятого свыше 20 лет назад Федерального закона о наименованиях существенно не изменялись, несмотря на происходящую цифровизацию экономики, в связи с чем перестали в настоящее время удовлетворять современным потребностям социально-экономического и территориального развития страны, включая потребности развития отрасли картографии и пространственных данных.
В действующем Федеральном законе о наименованиях отсутствуют детальные требования к каталогу географических названий как государственному информационному ресурсу, а также требования к порядку, видам и способам предоставления информации из указанного каталога, что усложняет использование сведений о наименованиях географических объектов, в том числе при составлении картографических материалов.
Кроме того, в действующем Федеральном законе о наименованиях предусмотрены положения, допускающие неоднозначное (субъективное) толкование оснований присвоения наименований географическим объектам и их переименования, что в некоторых случаях существенно затрудняет рассмотрение поступающих предложений о присвоения наименований географическим объектам и их переименования. При этом процесс присвоения наименований географическим объектам и их переименования, включая этапы согласования, занимает достаточно длительное время.
Также в действующем Федеральном законе о наименованиях не предусмотрено описание границ географических объектов.
Разработанный проект федерального закона направлен на совершенствование законодательного регулирования в области присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов.
Проектом федерального закона предлагается уточнить перечень географических объектов, предусмотреть широкое применение цифровых технологий, направленных на цифровую трансформацию в сфере наименований географических объектов, в том числе создать государственную информационную систему ведения Государственного каталога географических наименований, которая будет обеспечивать полное сопровождение документов, необходимых для присвоения наименований географическим объектам - от подачи заявки, до принятия решения.
Создание государственной информационной системы ведения Государственного каталога географических наименований облегчит получение информации о наименованиях географических объектов посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проект федерального закона включает 4 главы, описывающие сферу действия проекта федерального закона, порядок присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов, использование наименований географических объектов.
Проектом федерального закона предлагается определить порядок подготовки и рассмотрения предложений о присвоении наименований географическим объектам и их переименования, а также регламентировать порядок учета мнения населения относительно присваиваемых наименований географическим объектам.
В законопроекте планируется зафиксировать применение ранее использованного успешного подхода к выбору наименований географических объектов путем голосования, который был реализован при присвоении аэропортам России имен выдающихся деятелей в рамках проекта "Великие имена России".
При этом решения о присвоении наименований географическим объектам смогут принимать не только федеральные органы исполнительной власти, но и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В частности, к компетенции субъектов Российской Федерации планируется отнести полномочия по принятию решений о присвоении наименований единицам административно-территориального деления субъектов Российской Федерации, при условии получения положительного заключения экспертизы, проводимой федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, в проекте федерального закона в качестве одного их принципов присвоения наименований планируется закрепить использование наименований, отражающих как современные, так и ранее существовавшие историко-культурные ценности. При этом наименования должны присваиваться географическому объекту не только с учетом историко-культурных, социальных и иных особенностей территории, на которой расположен такой географический объект, но также с учетом ее перспективного развития.
Проект федерального закона соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация полномочий, предусмотренных проектом федерального закона, после его принятия будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной штатной численности их центральных аппаратов и территориальных органов.
При этом на создание государственной информационной системы ведения Государственного каталога географических наименований потребуется 200 млн. рублей.
Принятие закона не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.