Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"
(подготовлен Минвостокразвития России 11.09.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" разработан в инициативном порядке в целях совершенствования правового регулирования предоставления и последующего использования гражданами земельных участков в рамках реализации программы "Дальневосточный гектар".
Предлагаемые в проекте федерального закона изменения подготовлены по результатам анализа более чем 4-летней практики применения Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ), а также на основе обращений уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления и обращений граждан по проблемам реализации Федерального закона N 119-ФЗ.
Проектом федерального закона предлагается предоставить гражданину право однократно поменять предоставленный ему в безвозмездное пользование земельный участок ввиду невозможности использования такого участка в соответствии с выбранным гражданином видом разрешенного использования (в том числе, в связи с пересечением границ земельного участка с границами зоны с особыми условиями использования территории, неблагоприятными природными, климатическими, ландшафтными или иными особенностями местности, в которой расположен земельный участок, отсутствием необходимых объектов инфраструктуры или их удаленностью от предоставленного в безвозмездное пользование земельного участка).
Необходимость указанного изменения обусловлена прежде всего географическими, природными, климатическими характеристиками регионов Дальневосточного федерального округа, а также особенностями механизма выбора гражданином земельного участка (через информационную систему), которые в совокупности не всегда позволяют гражданину своевременно и объективно оценить характеристики выбранного им земельного участка на местности. По данным Федеральной информационной системы в настоящее время в отношении 1232 договоров безвозмездного пользования земельным участком уполномоченными органами решение об отказе в утверждении выбранного гражданами вида разрешенного использования земельного участка по различным основаниям принято.
Необходимо отметить, что для реализации указанного предложения на Дальнем Востоке имеется достаточное количество земельных ресурсов. Так, в настоящее время в Дальневосточном федеральном округе свободно для предоставления по программе "Дальневосточный гектар" 226 млн. га земли, что составляет 33 процента территории макрорегиона. Реализация предлагаемой новеллы отвечает интересам граждан-получателей "дальневосточных гектаров", заинтересованных в успешном освоении предоставленных им участков, и позволит вовлечь в хозяйственный оборот свободные земли, наиболее пригодные для использования.
Законопроект направлен на решение проблем, возникающих при оформлении строительства объектов индивидуального жилищного строительства на "дальневосточных гектарах", применительно к которым не утверждены правила землепользования и застройки.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ в случае, если земельный участок, предоставленный гражданину в безвозмездное пользование, расположен в границах территории, применительно к которой не утвержден градостроительный регламент, гражданин вправе использовать такой земельный участок в соответствии с любым видом разрешенного использования независимо от принадлежности такого земельного участка к той или иной категории земель, в том числе, для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со статьей 511 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома гражданин подает в уполномоченные органы уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве). В соответствии с частью 7 статьи 511 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные органы для принятия решения о соответствии или несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным предельным параметрам разрешенного строительства проводят проверку соответствия указанного уведомления на соответствие в том числе правилам землепользования и застройки. В случае, если применительно к земельному участку, на котором предполагается строительство дома, не утверждены правила землепользования и застройки, уполномоченные органы направляют гражданину уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Предлагаемое изменение направлено на гармонизацию положений Федерального закона N 119-ФЗ, которые позволяют гражданину выбрать индивидуальное жилищное строительство в качестве вида разрешенного использования земельного участка даже при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки, и положений градостроительного законодательства, обязывающих уполномоченные органы проверять уведомление о планируемом строительстве на "гектаре" на соответствие правилам землепользования и застройки.
Актуальность вышеописанной проблемы и необходимость внесения изменений в законодательство подтверждаются обращениями граждан, которые выбрали земельные участки для целей ИЖС, однако не могут получить необходимые разрешительные документы ввиду отсутствия на соответствующей территории утвержденных правил землепользования и застройки. Актуальность предлагаемых изменений обусловлена также тем, что в рамках реализации программы "Дальневосточный гектар" большинство ее участников, или 43 процента граждан, выбирают именно индивидуальное жилищное строительство в качестве вида разрешенного использования земельного участка.
Проект федерального закона предусматривает решение актуальной проблемы неполучения уполномоченными органами подписанных гражданами проектов договоров в установленный срок.
В соответствии с частью 10 статьи 5 Федерального закона N 119-ФЗ проект договора безвозмездного пользования земельным участком, выданный или направленный гражданину, должен быть им подписан и направлен в уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения гражданином этого проекта договора. Однако согласно сведениям уполномоченных органов, значительное количество проектов договоров безвозмездного пользования земельным участком, выданных или направленных гражданину, подписываются длительное время или остаются не подписанными. При этом законом не определены последствия несоблюдения гражданином указанного 30-дневного срока, а также не определена судьба земельных участков, в отношении которых предполагалось заключение соответствующих договоров.
По состоянию на 04.09.2020 гражданами не подписано в установленный срок 5 904 проекта договора безвозмездного пользования земельным участком, (9 процентов от количества заключенных договоров). Таким образом, почти 6 000 земельных участков не вовлечены в хозяйственный оборот и при этом остаются недоступными для выбора другими гражданами.
В целях урегулирования указанных ситуаций предлагается установить для подписания проекта договора безвозмездного пользования земельным участком 60-дневный срок, исчисляемый со дня выдачи или направления гражданину этого проекта договора. Если по истечении указанного срока в уполномоченный орган не поступил подписанный гражданином проект договора безвозмездного пользования земельным участком, данный договор признается незаключенным. При этом уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней исключает из информационной системы информацию о наличии заявления о предоставлении этого земельного участка в безвозмездное пользование. Таким образом, соответствующий земельный участок вновь становится доступным для выбора другими гражданами.
Для обеспечения интересов граждан и исключения необоснованных отказов в предоставлении земельных участков Федеральный закон N 119-ФЗ предлагается дополнить требованием об информировании заявителя о фактических основаниях принимаемого уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Законопроектом предлагается решение острой проблемы, суть которой состоит в недостаточной определенности правового режима земельных участков, предоставленных по программе "дальневосточный гектар" из состава земель лесного фонда и затем переведенных в земли населенных пунктов в упрощенном порядке, установленном статьей 8 Федерального закона N 119-ФЗ, а также неопределенности "юридической судьбы" древесины, произрастающей на таких земельных участках.
Согласно части 6 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ гражданин вправе использовать предоставленный ему в безвозмездное пользование земельный участок из состава земель лесного фонда для осуществления любого вида или любых видов использования лесов из предусмотренных пунктами 1 - 14 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, а при условии перевода такого земельного участка в земли иных категорий в соответствии с частью 81 данной статьи - для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с частью 81 статьи 8 указанного закона в случае, если выбранный гражданином вид разрешенного использования земельного участка из состава земель лесного фонда предусматривает жилищное строительство или ведение садоводства (что допустимо согласно части 6 статьи 8), уполномоченный орган направляет в орган регистрации прав сведения о принадлежности земельного участка к категории земель населенных пунктов.
В то же время согласно положениям частей 12 и 13 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ при изменении сведений в Едином государственном реестре недвижимости о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда на принадлежность земельного участка к иной категории земель полномочия органа государственной власти, предоставившего такой земельный участок в безвозмездное пользование, по распоряжению таким земельным участком сохраняются, а при переводе земельного участка из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов такой земельный участок к городским лесам не относится.
Приведенные положения в совокупности создают противоречивую правоприменительную практику и порождают многочисленные проблемы как для уполномоченных органов, так и для граждан. В связи с этим предлагается передать полномочия по распоряжению земельными участками, переведенными в упрощенном порядке из категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов, соответствующим органам местного самоуправления муниципального района или городского округа (часть 12 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ в новой редакции), а также исключить такие земельные участки из границ лесничеств.
Одновременно предлагается наделить гражданина правом проводить расчистку такого земельного участка, расположенного за границами лесничества, от деревьев, кустарников, лиан, в том числе путем их рубки, в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если это необходимо для обеспечения использования земельного участка в соответствии с видом или видами его разрешенного использования, если запрет или ограничения на рубку не установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (новая часть 121 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ).
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий" законопроектом вносятся корреспондирующие изменения в пункт 211 статьи 7 Федерального закона N 119-ФЗ (в части уточнения ссылок на положения Лесного кодекса Российской Федерации).
Законопроектом предлагается предоставить уполномоченным органам право по своей инициативе образовывать земельные участки в упрощенном порядке с использованием Федеральной информационной системы. Целью предлагаемой новеллы является создание простого и финансово не затратного способа оперативного формирования "земельного банка" для последующего предоставления земельных участков гражданам и введения неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот.
Предлагаемые в законопроекте изменения, позволят обеспечить дальнейшее развитие программы "Дальневосточный гектар", оказать содействие гражданам в освоении земельных участков, увеличить спрос на земельные участки за счет улучшения механизма их предоставления. Предложения поддержаны субъектами Российской Федерации, входящими в состав Дальневосточного федерального округа.
Реализация предусмотренных проектом федерального закона изменений будет способствовать достижению целей Государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа" в части выполнения показателей предоставления гражданам земельных участков в безвозмездное пользование и представления гражданами деклараций об использовании земельных участков.
В проекте федерального закона отсутствуют положения об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требованиях, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.