Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России 21.09.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (далее - проект изменений в НК РФ) подготовлен в целях стимулирования развития отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), повышения эффективности обработки ТКО, развития системы утилизации отходов, выделенных из состава ТКО, а также реализации целей национального проекта "Экология" федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами".
Изменения в части НДС.
Проектом изменений в НК РФ предусмотрено признание утратившим силу введенного с 01.01.2020 года подпункта 36 пункта 2 статьи 149, которым предусматривается освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) услуг региональных операторов по обращению с ТКО.
Вместе с этим установленная норма сформулирована таким образом, что не позволяет региональным операторам по обращению с ТКО иметь возможность выбора применять такое освобождение или нет.
Такое право указанным пунктом делегировано органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), которые не имеют ни заинтересованности, ни полномочий в соответствии НК РФ на решение вопросов применения (или неприменения) освобождения налогоплательщиков от налогообложения.
Кроме того, норма сформулирована таким образом, что допускает двоякое толкование, в связи с чем требует корректировки или отмены.
Проектом изменений в НК РФ предлагается, признавая утратившей силу норму об освобождении от НДС услуг регионального оператора, предусмотренную подпунктом 36 пункта 2 статьи 149, установить такое освобождение в пункте 3 статьи 149 для услуг по обработке ТКО, в связи с чем в пункт 3 вводится подпункт 38 соответствующего содержания.
Перенос освобождения в пункт 3 статьи 149 позволит операторам объектов обработки самостоятельно решать вопрос применения или неприменения такого освобождения в соответствии с пунктом 5 статьи 149. Такое освобождение позволит повысить инвестиционную привлекательность деятельности по обработке отходов.
В отношении услуг региональных операторов по обращению с ТКО, которые оказывают коммунальную услугу, прежде всего, населению, и отвечают за качество этой услуги, предлагается установить нулевую ставку по НДС при реализации услуг регионального оператора по обращению с ТКО, в связи с чем вводится подпункт 18 в пункт 1 статьи 164.
Применение ставки 0 процентов региональными операторами позволит существенно (в отличие от освобождения НДС) понизить тариф населению, а также позволит региональному оператору средства, полученные от возмещения НДС, направить также на развитие отрасли и повышения качества оказания услуги по обращению с ТКО. В частности система обращения с ТКО предполагает кардинальные изменения в состоянии техники и технологий транспортирования и учета ТКО (оснащение средствами системы ГЛОНАС, средствами фото и видео фиксации, учета и др.). Такие расходы, в случае включения их в тариф регионального оператора, существенно увеличат тариф для потребителей услуги. Применение же нулевой ставки и применение вычетов по НДС позволит направить часть средств на инвестиционные расходы, которые в полном объеме не компенсируются за счет тарифа.
В качестве подтверждения права на применение ставки 0 процентов, по аналогии с действующими нормами налогового законодательств в части пассажирских перевозок, предлагается в пункте 15.4 статьи 165 установить обязанность регионального оператора предоставлять реестры платежных (расчетных) документов, подтверждающих факт оказания коммунальной услуги потребителям.
Налоговому органу также предоставляется право истребовать любой из документов, включенных в реестр, на основании требования, которое должно быть исполнено налогоплательщиком в течение 30 календарных дней.
Изменения в части НДФЛ
Проектом изменений в НК РФ предлагается внести изменения в действующую норму пункта 17.3 статьи 217, предусматривающую включение в перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), доходов от реализации макулатуры. Освобождение только макулатуры не является единственной необходимой мерой, стимулирующей развитие рынка сбора и реализации вторичных ресурсов. Кроме бумаги и картона, утративших свои потребительские свойства, и запрещенных к захоронению, Правительством Российской Федерации утвержден широкий перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р "Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается"). В данной связи расширение перечня таких видов отходов (вторичных ресурсов) в перечне доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению НДФЛ, является актуальным и необходимым. Развитие отрасли утилизации (переработки) отходов потребления зависит, в том числе, от своевременности снятия дополнительных административных барьеров на пути сбора и раздельного накопления таких отходов, пригодных для дальнейшей утилизации. Отчасти тормозит развитие сбора таких отходов необходимость уплаты НДФЛ с полученных доходов. И, как следствие, обязанность налоговых агентов (организаций и индивидуальных предпринимателей) удерживать, исчислять НДФЛ за физических лиц, у которых приобретаются вторичные ресурсы, подавать соответствующие формы отчетности за таких физических лиц. Установление освобождения таких доходов от уплаты НДФЛ, будет способствовать развитию рынка сбора вторичных ресурсов и последующей их утилизации.
Изменения в части налога на прибыль.
В статью 251 предлагается ввести в перечень доходов, освобождаемых от налогообложения налогом на прибыль доходы в виде оценочной стоимости переданных безвозмездно региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами для обработки твердых коммунальных отходов, отходов (вторичных ресурсов), выделенных из состава твердых коммунальных отходов, накопленных раздельно по видам таких отходов (вторичных ресурсов) для целей их дальнейшей утилизации. Целью такого регулирования является повышение экономической эффективности деятельности по обработке твердых коммунальных отходов. Твердые коммунальные отходы, которые накапливаются, как правило, в смеси, транспортируются региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и направляются в настоящее время преимущественно на захоронение. Приоритетами государственной политики в настоящее время является развитие деятельности по обработке и утилизации отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, снижение объемов захоронения отходов, выделения из состава отходов полезных фракций и направление их во вторичный хозяйственный оборот.
Вводимая в статью 251 норма позволит снизить издержки операторов, осуществляющих деятельность по обработке отходов, и, как следствие, стоимость готовой продукции, получаемой в результате утилизации отходов, что создаст такой продукции конкурентные преимущества на рынке такой продукции и заинтересует предпринимательское сообщество в развитии данной сферы деятельности.
Изменения в части госпошлины
В статье 333.33 уточнена норма о взимании государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение за исключением тех случаев, когда таким документом является комплексное экологическое разрешение. При выдаче комплексного экологического разрешения уплачивается государственная пошлина, размер которой установлен подпунктом 118.2 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса российской Федерации. Уточнение необходимо с целью устранения неясности в применении норм права в переходный период, когда могут утверждаться нормативы образования и лимиты на их размещение и выдаваться комплексные экологические разрешения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Изменения в части транспортного налога
В перечень видов транспортных средств, не признаваемых объектами налогообложения транспортным налогом на всей территории Российской Федерации, вносится дополнение в часть 2 статьи 358 в виде пункта 13 в отношении специализированных транспортных средств (мусоровозов), принадлежащих на праве собственности и зарегистрированных в установленном порядке региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами, и используемым в осуществлении регулируемого вида деятельности оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором. Целью такого регулирования является установление для региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами преимущественных перед другими участниками этого рынка условий по налогообложению транспортным налогом специализированной техники, что позволит создать прочные основы развития отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами, сосредоточив средства производства для оказания услуги в руках региональных операторов. Одновременно целью ставится снижение экономически обоснованного тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за счет снижения объема налогов, подлежащих уплате региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, для которого услуга по транспортированию отходов составляет до 70% объема затрат, связанных с осуществлением регулируемого вида деятельности оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.
Изменения в части налога на имущество организаций.
Статью 380 предлагается дополнить пунктом 3.4, в соответствии с которым налоговая ставка в размере 0 процентов устанавливается в отношении объектов (комплексов объектов), используемых для осуществления деятельности по обработке, утилизации отходов (код вида деятельности согласно "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст - 38.2).
Налоговая ставка, предусмотренная указанным пунктом, устанавливается на период с даты введения в эксплуатацию указанных объектов в течение пяти налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, в котором такие объекты были введены в эксплуатацию. Целью такого правового регулирования является стимулирование инвестиционной деятельности по созданию таких объектов, развитие отрасли обработки и утилизации отходов.
Изменения в части страховых взносов
Также настоящий проект федерального закона предусматривает изменения в главу 34 "Страховые взносы" в части установления для региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами пониженных ставок по страховым взносам на выплаты в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг физическими лицами.
Пониженные тарифа страховых взносов устанавливаются на период с 2021 года по 2025 год с целью снижения тарифной нагрузки на региональных операторов, и, как следствие, снижение платы населения за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, на период, когда деятельность региональных операторов только развивается, тарифы для населения еще непривычно высоки по сравнению с ранее действовавшем положением, когда плата за обращение с отходами не взималась вовсе или составляла незначительную долю в плате за жилищные услуги.
Деятельность по оказанию услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональными операторами характеризуется высоким уровнем затрат на транспортирование отходов (до 70% в тарифе), и соответствующих затратах на выплаты по трудовым договорам основных работников - водителей специализированных транспортных средств (мусоровозов).
Учитывая специфику работы в сфере обращения с отходами, которая вне зависимости от степени опасного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека, представляет собой работу во вредных условиях и требует от работодателей установления высокого уровня оплаты труда, что, в сою очередь, влечет за собой и высокий размер страховых взносов, который по общим правилам ценообразования, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", в полном объеме включаются в единый тариф регионального оператора. Снижение единого тарифа здесь невозможно за счет снижения уровня оплаты труда в силу указанных обстоятельств. Единственный резерв - это снижение единого тарифа регионального оператора за счет установления пониженных тарифов страховых взносов. Установление пониженных тарифов не приведет к возникновению выпадающих доходов бюджета, поскольку до получения статуса региональные операторы, как правило, имели статус малых и средних предприятий и пользовались установленными для такой категории лиц пониженными тарифами (подпункт 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса российской Федерации).
Дата вступления в силу настоящего проекта федерального закона устанавливается - 1 января 2021 года. Устанавливаемая дата вступления в силу связана с началом налогового периода по большей части налогов, в отношении которых устанавливаются преференции для организаций отрасли обращения с отходами.
Установление таких преференций позволит сделать решительный шаг в сторону привлечения инвестиций в отрасль обращения с отходами, развития института региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, развития системы обращения вторичных ресурсов, раздельного накопления и сбора отдельных видов отходов, пригодных для утилизации, создания Комплексной системы обращения с отходами от сбора и накопления до утилизации (переработки).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Изменения, устанавливаемые настоящим законопроектом, в случае его принятия окажут влияние на доходы и расходы федерального бюджета, при этом, существенно улучшат положение предпринимательского сообщества, осуществляющего деятельность в сфере обращения с отходами, а также физических лиц, участвующих в сборе и раздельном накоплении твердых коммунальных отходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.