Проект Федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте"
(подготовлен Минтрансом России 22.09.2020 г.)
Проект
Внесен Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные условия функционирования автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в Российской Федерации, а также обязательные требования в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Статья 2. Основные понятия
1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) автомобильный транспорт - вид транспорта, на котором перевозки грузов, пассажиров, иных лиц и багажа осуществляются с использованием транспортных средств автомобильного транспорта, а также объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих осуществление таких перевозок;
2) городской наземный электрический транспорт - вид транспорта, на котором перевозки пассажиров и багажа осуществляются с использованием транспортных средств городского наземного электрического транспорта, а также объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих осуществление таких перевозок;
3) транспортное средство автомобильного транспорта - автобус, в том числе автобус с электродвигателем, специализированное пассажирское транспортное средство, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, в том числе используемые с прицепами и полуприцепами;
4) транспортное средство городского наземного электрического транспорта - трамвай, троллейбус;
5) транспортные средства - транспортные средства автомобильного транспорта и транспортные средства городского наземного электрического транспорта;
6) объекты транспортной инфраструктуры - сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, иных лиц, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев транспортных средств, в том числе перевозчиков, и фрахтовщиков, а также для обеспечения функционирования транспортных средств;
7) организованная перевозка группы детей - перевозка в автобусе группы детей численностью восемь и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей, за исключением перевозки в автобусе, используемом при осуществлении регулярных перевозок;
8) владелец транспортного средства - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие транспортным средством на праве собственности или ином законном основании, а в случае, если транспортное средство используется на основании договора аренды транспортного средства с экипажем, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся арендодателем. В случаях, предусмотренных федеральными законами, владельцем транспортного средства может являться владеющее транспортным средством на праве собственности или ином законном основании физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем и применяющее специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - самозанятое лицо);
9) груз - материальный объект, перемещаемый транспортным средством при осуществлении перевозки;
10) багаж - вещи пассажира или иного лица, перемещаемые транспортным средством, сохранность которых при осуществлении перевозки обеспечивает владелец такого транспортного средства;
11) путевой лист -документ, предназначенный для учета и контроля работы транспортного средства, водителя транспортного средства;
12) коммерческие перевозки - перевозки пассажиров и их багажа и (или) перевозки грузов на основании договора перевозки или договора фрахтования;
13) перевозки для собственных нужд - осуществляемые с использованием транспортных средств для нужд владельцев таких транспортных средств перевозки лиц (далее - иные лица) и их багажа и (или) перевозки грузов без заключения договора перевозки или договора фрахтования;
14) специальный груз - груз, предназначенный для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд и обеспечения безопасности государства;
15) груз с особыми свойствами - не отнесенные к специальным грузам вооружение, военная техника, элементы космических ракетных комплексов и ракет космического назначения, опасные химические вещества или изделия, их содержащие;
16) скоропортящийся груз - груз, отнесенный к скоропортящимся пищевым продуктам в соответствии с Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС);
17) информационная система электронных перевозочных документов - информационная система, используемая для оформления электронных перевозочных документов;
18) государственная информационная система сведений из электронных перевозочных документов - федеральная государственная информационная система, обеспечивающая получение из информационных систем электронных перевозочных документов сведений из электронных перевозочных документов, обработку и хранение таких сведений, а также доступ к ним федеральным органам исполнительной власти;
19) электронные перевозочные документы - путевые листы, транспортные накладные, сопроводительные ведомости и заказ-наряды, оформленные в форме электронного документа.
2. Понятия "пассажир", "фрахтователь", "фрахтовщик", "транспортная накладная", "маршрут" и "маршрут регулярных перевозок" используются в значениях, определенных в Федеральном законе "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
3. Понятие "опасный груз" используется в значении, определенном в Соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
4. Понятие "международная автомобильная перевозка" используется в значении, определенном Федеральным законом "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте
1. Законодательство Российской Федерации об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
2. В случае если международным договором Российской Федерации в области автомобильного транспорта и (или) городского наземного электрического транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте, применяются правила такого международного договора.
Глава 2. Государственное регулирование в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
Статья 4. Основы государственного регулирования в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
Государственное регулирование в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта осуществляется в целях обеспечения:
1) баланса интересов государства, пользователей услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также лиц, оказывающих услуги по перевозке автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
2) целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также их комплексного развития.
Статья 5. Обеспечение безопасности дорожного движения и транспортной безопасности при перевозках грузов, пассажиров, иных лиц и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
Перевозки грузов, пассажиров, иных лиц и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом организуются и осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона "О безопасности дорожного движения", Федерального закона "О транспортной безопасности", издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов, а также Правил дорожного движения.
Статья 6. Путевые листы
1. Владелец транспортного средства обязан оформлять путевой лист на каждое транспортное средство, которое используется им для осуществления перевозок грузов, пассажиров, иных лиц и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
2. Путевой лист оформляется на бумажном носителе или в форме электронного документа.
3. Перечень обязательных реквизитов путевого листа и порядок оформления путевого листа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Статья 7. Информационные системы, используемые для оформления электронных перевозочных документов
1. Оформление электронных перевозочных документов осуществляется с использованием информационных систем электронных перевозочных документов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны содержать в том числе требования к функциональным характеристикам электронно-вычислительного оборудования и программного обеспечения информационных систем электронных перевозочных документов, обеспечивающие программно-техническую совместимость и взаимодействие информационных систем электронных перевозочных документов с государственной информационной системой сведений из электронных перевозочных документов.
Оценка соответствия информационных систем требованиям, указанным в абзаце первом настоящей части, осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, формирует и ведет реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти. Такой порядок содержит в том числе порядок включения операторов информационных систем в реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов и порядок исключения операторов информационных систем электронных перевозочных документов из такого реестра.
3. В реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов включаются сведения об операторе информационной системы при соблюдении следующих условий:
1) оператор информационной системы:
а) является юридическим лицом, зарегистрированным на территории Российской Федерации в организационно-правовой форме хозяйственных обществ;
б) не является юридическим лицом, в отношении которого принято решение об административном приостановлении деятельности;
в) не является юридическим лицом, в отношении которого приняты решения о ликвидации или о введении процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве);
г) имеет сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", электронный адрес которого включает доменное имя, принадлежащее такому оператору, и на котором размещаются достоверные сведения о наименовании такого оператора, месте его нахождения, адрес электронной почты и номер контактного телефона такого оператора, доступный в круглосуточном режиме;
2) в порядке, указанном в абзаце втором части 1 настоящей статьи, информационная система, эксплуатацию которой осуществляет оператор, указанный в пункте 1 настоящей части, признана соответствующей требованиям, указанным в абзаце первом части 1 настоящей статьи.
4. Оператор информационной системы электронных перевозочных документов обязан:
1) обеспечивать соответствие информационной системы электронных перевозочных документов требованиям, указанным в части 1 настоящей статьи;
2) самостоятельно и на постоянной основе осуществлять обработку сведений из электронных перевозочных документов в целях оформления таких документов в режиме реального времени;
3) обеспечивать бесперебойность обработки сведений из электронных перевозочных документов;
4) обеспечивать передачу сведений из электронных перевозочных документов в режиме реального времени в государственную информационную систему сведений из электронных перевозочных документов. Состав сведений, подлежащих передаче в государственную информационную систему сведений из электронных перевозочных документов (далее - сведения, подлежащие передаче), порядок, сроки и формат такой передачи устанавливаются Правительством Российской Федерации;
5) обеспечивать идентификацию лиц, вносящих сведения в электронные перевозочные документы в соответствии с установленными порядками их оформления (далее - пользователи);
6) обеспечивать конфиденциальность сведений из электронных перевозочных документов. При этом передача таких сведений в государственную информационную систему сведений из электронных перевозочных документов, а также предусмотренная договором на оформление электронных перевозочных документов передача таких сведений пользователям и другим лицам не признается нарушением конфиденциальности;
7) обеспечивать запись в некорректируемом виде сведений из электронных перевозочных документов в информационной системе электронных перевозочных документов, а также их хранение в течение пяти лет с даты их записи;
8) обеспечивать защиту сведений из электронных перевозочных документов в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
9) исключать возможность модификации (корректировки), обезличивания, блокирования, удаления и уничтожения сведений из электронных перевозочных документов при их обработке;
10) осуществлять резервирование базы сведений из электронных перевозочных документов и восстанавливать из резервных копий такую базу в случае их утраты;
11) уничтожать сведения из электронных перевозочных документов по истечении пяти лет с даты их записи, если больший срок хранения не установлен договором на оформление электронных перевозочных документов;
12) обеспечивать информационное взаимодействие в соответствии с протоколом информационного обмена между техническими средствами оператора информационной системы электронных перевозочных документов и операторов иных информационных систем электронных перевозочных документов в случае, если при оформлении электронного перевозочного документа пользователями используются в том числе иные информационные системы электронных перевозочных документов;
13) обеспечивать консультирование пользователей по вопросам оформления электронных перевозочных документов по контактному телефону, доступному в круглосуточном режиме.
5. Основанием для исключения оператора информационной системы электронных перевозочных документов из реестра операторов информационных систем электронных перевозочных документов является невыполнение одного или нескольких условий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, и (или) требований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
6. Оформление электронных перевозочных документов с использованием информационных систем, операторы которых не включены в реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов, не допускается.
7. Договор на оформление электронных перевозочных документов заключается между оператором информационной системы электронных перевозочных документов и пользователем, за исключением случая, если оператор информационной системы электронных перевозочных документов и пользователь совпадают в одном лице.
8. Договор на оформление электронных перевозочных документов является публичным и должен содержать следующие обязательные условия:
1) размер, условия и порядок оплаты услуг, предоставляемых оператором информационной системы электронных перевозочных документов;
2) срок действия договора;
3) порядок расторжения договора.
9. Отказ оператора информационной системы электронных перевозочных документов от заключения договора на оформление электронных перевозочных документов при наличии технических возможностей для обработки сведений из электронных перевозочных документов не допускается.
10. Оператор государственной информационной системы сведений из электронных перевозочных документов обязан:
1) обеспечивать бесперебойность обработки сведений, подлежащих передаче;
2) обеспечивать получение в режиме реального времени сведений, подлежащих передаче; из информационных систем электронных перевозочных документов;
3) обеспечивать доступ в режиме реального времени к сведениям, подлежащим передаче, федеральным органам исполнительной власти, которые при проведении в рамках своих полномочий контрольных (надзорных) мероприятий по проверке соблюдения обязательных требований осуществляют проверку путевых листов, транспортных накладных, сопроводительных ведомостей и заказ-нарядов или содержащихся в них сведений, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. Порядок такого доступа определяется Правительством Российской Федерации;
4) обеспечивать конфиденциальность сведений, подлежащих передаче. При этом предоставление доступа к таким сведениям федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 3 настоящей части, не признается нарушением конфиденциальности;
5) обеспечивать запись в некорректируемом виде сведений, подлежащих передаче, в государственной информационной системе сведений из электронных перевозочных документов, а также их хранение в течение пяти лет с даты их записи;
6) обеспечивать защиту сведений, подлежащих передаче, в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
7) исключать возможность модификации (корректировки), обезличивания, блокирования, удаления и уничтожения сведений, подлежащих передаче, при их обработке;
8) осуществлять резервирование базы сведений, подлежащих передаче, и восстанавливать из резервных копий такую базу в случае их утраты;
9) уничтожать сведения из электронных перевозочных документов по истечении пяти лет с даты их записи;
10) формировать на основании агрегирования сведений из электронных перевозочных документов аналитическую информацию о перевозках автомобильным транспортом и городским наземных электрическим транспортом, а также предоставлять такую аналитическую информацию федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Виды такой аналитической информации, сроки и порядок ее формирования и предоставления устанавливаются указанным федеральным органом исполнительной власти.
11. Оператор государственной информационной системы сведений из электронных перевозочных документов определяется Правительством Российской Федерации.
12. Сведения из электронных перевозочных документов передаются из информационных систем электронных перевозочных документов в государственную информационную систему сведений из электронных перевозочных документов в рамках информационного взаимодействия в соответствии с протоколом информационного обмена между техническими средствами операторов информационной системы электронных перевозочных документов и государственной информационной системой сведений из электронных перевозочных документов.
Статья 8. Размещение и крепление груза и багажа в кузове транспортного средства автомобильного транспорта
Размещение и крепление груза и багажа в транспортном средстве осуществляются в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Глава 3. Услуги по перевозке грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
Статья 9. Правовые основы оказания услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
1. Услуги по перевозке грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом предоставляются в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", утвержденными в соответствии с ним правилами перевозок грузов автомобильным транспортом и правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также заключаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации договорами перевозки и договорами фрахтования.
2. Транспортно-экспедиционные услуги при перевозках грузов с использованием автомобильного транспорта предоставляются в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом "О транспортно-экспедиционной деятельности", утвержденными в соответствии с ним правилами транспортно-экспедиционной деятельности, а также заключаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации договорами транспортной экспедиции.
Статья 10. Страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства в отношении деятельности по оказанию услуг по перевозке грузов, пассажиров, иных лиц и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
В случае если иное не предусмотрено федеральным законом, страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства в отношении деятельности по оказанию услуг по перевозке грузов, пассажиров, иных лиц и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом является добровольным.
Глава 4. Организация и осуществление отдельных видов перевозок грузов, пассажиров, иных лиц и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
Статья 11. Организация регулярных перевозок пассажиров и багажа
Регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом организуются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья 12. Особенности организации перевозок автобусами, не относящимися к регулярным перевозкам пассажиров и багажа
1. Перевозки автобусами, не относящиеся к регулярным перевозкам пассажиров и багажа, должны осуществляться с учетом ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
2. Отправление одного и того же автобуса более трех раз в течение одного месяца из установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя мест на территориях муниципальных образований, входящих в состав соответствующего субъекта Российской Федерации, либо мест на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, запрещается или должно согласовываться с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. Требования, установленные в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не применяются в отношении организованных перевозок групп детей автобусами, а также в отношении перевозок, связанных с оказанием ритуальных услуг.
4. Согласование отправления транспортного средства, предусмотренное частью 2 настоящей статьи (в том числе основания для отказа в таком согласовании), осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
5. Посадка пассажиров в транспортное средство, которое используется для перевозок пассажиров и багажа по заказу с нарушением требований, предусмотренных нормативным правовым актом, изданным в соответствии с частью 2 настоящей статьи, признается посадкой пассажиров в транспортное средство в неустановленном месте.
Статья 13. Лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами
1. Лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Сведения о принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании автобусах, которые используются для осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее - автобусы лицензиата), включаются в реестр лицензий. Состав указанных сведений устанавливается положением о лицензировании данной деятельности.
3. Включение в реестр лицензий сведений об автобусах лицензиата, изменение таких сведений в реестре лицензий, исключение сведений об автобусах из реестра лицензий осуществляются на основании заявления лицензиата в порядке, установленном положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, с учетом положений настоящей статьи.
4. К заявлению о включении в реестр лицензий сведений об автобусе лицензиата прилагаются документы, подтверждающие наличие у лицензиата права владения указанным автобусом.
5. К заявлению об изменении сведений об автобусе лицензиата, включенных в реестр лицензий (изменение государственного регистрационного номера автобуса, изменение срока действия договора аренды (лизинга) автобуса), прилагаются документы, подтверждающие такое изменение.
6. Основанием для отказа в удовлетворении заявления, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, является наличие в данном заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной, неполной или искаженной информации.
7. Заявление, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, и прилагаемые к нему документы:
1) представляются лицензиатом в лицензирующий орган в порядке, предусмотренном частями 5 и 6 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
2) рассматриваются лицензирующим органом в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления заявления и прилагаемых к нему документов, а в случае представления заявления о включении в реестр лицензий сведений об автобусе, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат, в течение одного рабочего дня со дня представления заявления и прилагаемых к нему документов. Лицензирующий орган направляет лицензиату в порядке, установленном положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, выписку из решения о включении сведений об указанных в заявлении автобусов в реестр лицензий, об изменении таких сведений в реестре лицензий или об исключении таких сведений из реестра лицензий либо уведомление об отказе в таком решении с мотивированным обоснованием причин отказа. Указанные выписка из решения или уведомление об отказе в таком решении направляются в день принятия такого решения.
8. Удовлетворение заявления о включении в реестр лицензий сведений об автобусе лицензиата, переданного лицензиату в аренду по договору с другим лицензиатом, является основанием для исключения из реестра лицензий сведений о таком автобусе, указанных в отношении другого лицензиата. Выписка из решения об исключении данных сведений из реестра лицензий направляется арендодателю в день принятия такого этого решения.
9. Осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами с использованием автобусов, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещается. Осуществление лицензиатом деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами с использованием автобусов, сведения о которых включены в реестр лицензий в отношении другого лицензиата, запрещается.
Статья 14. Особенности организации и осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси
Перевозки пассажиров и багажа легковыми такси организуются и осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья 15. Организация и осуществление организованных перевозок групп детей автобусами
1. Организованные перевозки групп детей автобусами организуются и осуществляются в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.
2. Организованная перевозка группы детей автобусом осуществляется при условии подачи юридическим лицом или физическим лицом, планирующим организованную перевозку группы детей, в том числе фрахтователем (если перевозка осуществляется по договору фрахтования), в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения уведомления о такой перевозке, а в случае если перевозка осуществляется с использованием не менее трех автобусов, заявки на сопровождение автобусов автомобилями указанного подразделения. По поручению фрахтователя указанные уведомление и заявка могут подаваться фрахтовщиком.
Требования к содержанию таких уведомления и заявки, порядки их подачи и рассмотрения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
3. В случае если в соответствии с графиком движения время следования автобуса при организованной перевозке группы детей превышает четыре часа, в состав такой группы не допускается включение детей, не достигших возраста семи лет.
4. Для осуществления организованной перевозки группы детей должен использоваться автобус, оборудованный ремнями безопасности. При движении такого автобуса на его крыше или над ней должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета, обеспечивающий угол видимости в горизонтальной плоскости равный тремстам шестидесяти градусам.
5. К управлению автобусами, используемыми при организованной перевозке группы детей, допускаются водители транспортных средств, прошедшие предрейсовый инструктаж по обеспечению безопасности организованной перевозки группы детей автобусом в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
6. Не допускается организованная перевозка группы детей в период с 23 часов до 6 часов, за исключением случаев перевозки к железнодорожным вокзалам, аэропортам, морским портам, речным портам и от них, завершения организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночного отдыха) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути), а также перевозки, осуществляемой на основании правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать сто километров.
7. В каждый автобус, используемый для организованной перевозки группы детей, назначается одно или несколько лиц, сопровождающих детей в течение всей поездки. Порядок такого назначения, а также обязанности таких лиц устанавливаются правилами организованной перевозки группы детей автобусами.
8. В случаях, предусмотренных правилами организованной перевозки группы детей автобусами, группа детей при такой перевозке сопровождается медицинским работником.
9. Во время движения автобуса дети должны быть пристегнуты к креслам ремнями безопасности, отрегулированными в соответствии с руководством по эксплуатации транспортного средства.
10. Для организованной перевозки группы детей оформляются список лиц, помимо водителя (водителей), которым разрешается находиться в автобусе при такой перевозке, а также документ, содержащий сведения о маршруте перевозки. Требования к содержанию таких списка и документа, а также порядок их оформления, использования и хранения устанавливаются правилами организованной перевозки группы детей автобусами.
Статья 16. Осуществление международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов
Международные автомобильные перевозки пассажиров и грузов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".
Статья 17. Организация и осуществление перевозок отдельных видов грузов автомобильным транспортом
1. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в международном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и Федеральным законом "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Перевозка скоропортящихся грузов автомобильным транспортом осуществляется транспортными средствами, в отношении которых выдано свидетельство о соответствии нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС). Допускается осуществление таких перевозок транспортными средствами, в отношении которых не выданы указанные свидетельства, в случае, если такие транспортные средства произведены до 31 декабря 2010 года.
3. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций компетентного органа по выполнению обязательств, связанных с участием Российской Федерации в международных договорах Российской Федерации, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, может быть принято решение о наделении подведомственного государственного учреждения отдельными полномочиями в целях осуществления указанных функций.
4. Перевозка специальных грузов автомобильным транспортом осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Отнесение грузов к специальным грузам осуществляется Правительством Российской Федерации.
5. Перевозка грузов с опасными свойствами автомобильным транспортом в случае включения таких грузов в перечни, утверждаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, осуществляется при условии сопровождения такой перевозки вооруженной охраной. Порядок такого сопровождения устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. Перевозка грузов, в том числе опасных грузов, транспортными средствами автомобильного транспорта Вооруженных Сил Российской Федерации, а также подготовка и допуск водителей транспортных средств и специалистов Вооруженных Сил Российской Федерации к перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Статья 18. Особенности организации и осуществления перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в особых условиях
1. К перевозкам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в особых условиях относятся:
1) перевозки по зимникам;
2) перевозки в условиях бездорожья;
3) перевозки по переправам через водные объекты;
4) перевозки в горной местности.
2. Особенности организации и осуществления перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в особых условиях, в том числе критерии отнесения территорий к горной местности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Глава 5. Трудовые отношения в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, требования к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по перевозке грузов, пассажиров, иных лиц и багажа автомобильным транспортом без наемных работников
Статья 19. Регулирование трудовых отношений работников автомобильного транспорта и работников городского наземного электрического транспорта
1. Трудовые отношения работников автомобильного транспорта и работников городского наземного электрического транспорта (далее - работники), в том числе особенности приема их на работу, предоставление гарантий и компенсаций обеспечения безопасных условий труда и охраны труда, регулируются настоящим Федеральным законом, трудовым законодательством, отраслевыми соглашениями и коллективными договорами.
2. Работники, осуществляющие трудовую деятельность, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами, а также работники, осуществляющие трудовую деятельность на должностях, указанных в частях 1 - 3 статьи 20 настоящего Федерального закона, должны находиться в трудовых отношениях с владельцем транспортного средства. Заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между владельцем транспортного средства и лицом, которое осуществляет деятельность, непосредственно связанную с управлением транспортным средством, а также лицом, осуществляющим деятельность на должности, указанной в частях 1 - 3 статьи 20 настоящего Федерального закона, не допускается.
3. Работники, осуществляющие трудовую деятельность на должностях, указанных в частях 1 - 3 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также трудовую деятельность, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами, должны соответствовать квалификационным требованиям, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
4. Владельцы транспортных средств, в трудовых отношениях с которыми находятся работники, указанные в части 3 настоящей статьи, обязаны обеспечить соответствие таких работников квалификационным требованиям, указанным в части 3 настоящей статьи.
5. Владельцы транспортных средств обязаны обеспечить соответствие работников, которые осуществляют отдельные виды трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, требованиям к стажу работы, предусмотренным статьей 26 настоящего Федерального закона.
6. Работники, впервые принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельному управлению транспортными средствами, после прохождения у работодателя стажировки, порядок проведения которой определяется в рамках порядка профессионального отбора, предусмотренного частью 1 статьи 328 Трудового кодекса Российской Федерации.
7. На работу, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами, не принимаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
8. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренными статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор с работником, который осуществляет деятельность, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами, обеспечением безопасности дорожного движения либо обеспечением безопасности перевозки пассажиров и иных лиц, может быть расторгнут в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и установленного вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Трудовой договор по этому основанию может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение такого административного правонарушения.
Статья 20. Должностные лица, назначение которых является обязательным
1. Владелец транспортного средства вне зависимости от вида осуществляемых им перевозок обязан назначить лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения.
2. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, обязаны назначить консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов автомобильным транспортом.
3. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие международные автомобильные перевозки, обязаны назначить лицо, ответственное за организацию международных автомобильных перевозок.
4. Назначение на должность лиц, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, осуществляется на основании трудовых договоров с указанными лицами приказами (распоряжениями) работодателей.
5. Лица, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, и лица, ответственные за организацию международных автомобильных перевозок, могут заключить трудовой договор о работе по совместительству не более чем с двумя работодателями. Допускается совмещение физическим лицом обязанностей руководителя юридического лица с обязанностями лиц, указанных в абзаце первом настоящей части.
6. Требования, установленные частями 1 - 3 настоящей статьи, не применяются в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по перевозке грузов, пассажиров, иных лиц и багажа автомобильным транспортом без наемных работников.
Статья 21. Работники и лица, претендующие на осуществление отдельных видов трудовой деятельности на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте, в отношении которых проводится оценка квалификации
1. Оценка квалификации в соответствии с положениями статей 22 - 24 настоящего Федерального закона проводится в отношении следующих работников и лиц, претендующих на осуществление отдельных видов трудовой деятельности на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте:
1) работники, осуществляющие трудовую деятельности на должностях, указанных в частях 1 - 3 статьи 20 настоящего Федерального закона, и лица, претендующие на осуществление такой трудовой деятельности;
2) работники, осуществляющие трудовую деятельности в качестве водителей транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, и лица, претендующие на осуществление такой трудовой деятельности;
3) работники, осуществляющие трудовую деятельности в качестве водителей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, и лица, претендующие на осуществление такой трудовой деятельности.
2. Независимая оценка квалификации работников и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не проводится.
3. Оценка квалификации работников и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, проводится при условии их соответствия требованиям к уровню их профессионального образования и (или) профессионального обучения. Такие требования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
4. Оценка квалификации иных, не указанных в части 1 настоящей статьи работников осуществляется по инициативе работника или по направлению работодателя в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О независимой оценке квалификации".
5. Владельцы транспортных средств обязаны обеспечивать не реже одного раза в пять лет профессиональное обучение своих работников, которые осуществляют трудовую деятельность, указанную в части 1 настоящей статьи, по программам повышения квалификации по направлениям подготовки, связанным с их трудовой деятельностью, и (или) их дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации по указанным направлениям подготовки.
Статья 22. Оценка квалификации работников, осуществляющих трудовую деятельность на должности лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и лиц, претендующих на осуществление такой трудовой деятельности
1. Оценка квалификации работников, осуществляющих трудовую деятельность на должности лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и лиц, претендующих на осуществление такой трудовой деятельности, проводится в целях подтверждения соответствия их квалификации квалификационным требованиям, устанавливаемым для такой должности в соответствии с частью 3 статьи 19 настоящего Федерального закона.
2. Оценка квалификации, указанная в части 1 настоящей статьи, проводится в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения такого квалификационного экзамена устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений настоящей статьи.
3. Квалификационный экзамен, указанный в части 2 настоящей статьи, проводится экзаменационными комиссиями, которые создаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений части 4 настоящей статьи.
4. Экзаменационная комиссия может осуществлять свою деятельность на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Допускается создание нескольких экзаменационных комиссий, осуществляющих свою деятельность на территории различных муниципальных образований, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации.
5. Типовое положение об экзаменационной комиссии по проведению квалификационного экзамена, указанного в части 2 настоящей статьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
6. В состав экзаменационной комиссии входят представители федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (его территориального органа, осуществляющего свою деятельность в субъекте Российской Федерации, на территории которого осуществляет свою деятельность соответствующая экзаменационная комиссия) и государственного учреждения, подведомственного федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и осуществляющего свою деятельность в сфере автомобильного транспорта, а также представители организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и некоммерческих организаций в области обеспечения безопасности дорожного движения.
7. Персональный состав экзаменационной комиссии утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта (его территориальным органом, осуществляющим свою деятельность в субъекте Российской Федерации, на территории которого осуществляет свою деятельность соответствующая аттестационная комиссия).
8. Условием допуска работника или лица, указанного в части 1 настоящей статьи, к квалификационному экзамену является наличие у него документа (документов) об образовании и (или) о квалификации, подтверждающего соответствие работника или лица требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 21 настоящего Федерального закона.
9. Квалификационный экзамен, указанный в части 2 настоящей статьи, проводится в форме тестирования. Перечень вопросов тестового задания для проведения квалификационного экзамена формируется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, и размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
10. Сведения о работниках и лицах, подтвердивших по результатам квалификационного экзамена свою квалификацию для осуществления трудовой деятельности на должности, указанной в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, включаются в квалификационный реестр таких работников и лиц (далее - квалификационный реестр), ведение которого осуществляется государственным учреждением, указанным в части 9 настоящей статьи, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
11. Решение о подтверждении квалификации работников и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, вступает в силу со дня включения в квалификационный реестр сведений о таких работниках и лицах и действует пять лет, за исключением случаев исключения таких сведений из квалификационного реестра по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 3 пункта 12 настоящей статьи.
12. Основаниями для исключения из квалификационного реестра сведений о работниках или лицах, указанных в части 9 настоящей статьи, являются:
1) установление факта представления работником или лицом подложных документов или заведомо ложных сведений для прохождения оценки его квалификации;
2) поступление сведений о смерти работника или лица, признании его в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) поступление от работника или лица сведений о его отказе от осуществления трудовой деятельности в качестве лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения (для работников и лиц, подтвердивших квалификацию для осуществления трудовой деятельности в такой должности);
4) истечение указанного в части 11 настоящей статьи срока действия решения о подтверждении квалификации работника.
13. Решение об исключении из квалификационного реестра сведений о работниках или лицах, указанных в части 10 настоящей статьи, принимается экзаменационными комиссиями, которые проводили квалификационный экзамен в отношении таких работников и лиц, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
14. Квалификационный экзамен в отношении лица, претендующего на осуществление трудовой деятельности на должности, указанной в части 1 настоящей статьи, в случае, если сведения о таком лице исключены из квалификационного реестра по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 12 настоящей статьи, проводится не ранее чем по истечении одного года со дня такого исключения.
15. Порядок формирования и ведения квалификационного реестра устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Такой порядок предусматривает в том числе порядок включения сведений о работниках и лицах, указанных в части 10 настоящей статьи, в квалификационный реестр, а также порядок исключения таких сведений из квалификационного реестра.
Статья 23. Оценка квалификации работников, осуществляющих трудовую деятельность на должности консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов или осуществляющих трудовую деятельности в качестве водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов, а также лиц, претендующих на осуществление таких видов трудовой деятельности
1. Оценка квалификации работников, осуществляющих трудовую деятельность на должности консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов автомобильным транспортом или осуществляющих трудовую деятельности в качестве водителей транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, а также лиц, претендующих на осуществление таких видов трудовой деятельности, проводится в целях подтверждения соответствия их квалификации квалификационным требованиям, устанавливаемым для таких должности и профессии в соответствии с частью 3 статьи 19 настоящего Федерального закона в том числе на основании требований Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
2. Оценка квалификации, указанная в части 1 настоящей статьи, проводится в форме экзамена. Порядок проведения такого экзамена устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений настоящей статьи.
3. Экзамен, указанный в части 2 настоящей статьи, проводится экзаменационными комиссиями, которые создаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений части 4 настоящей статьи.
4. Экзаменационная комиссия может осуществлять свою деятельность на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Допускается создание нескольких экзаменационных комиссий, осуществляющих свою деятельность на территории различных муниципальных образований, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации.
5. Типовое положение об экзаменационной комиссии по проведению экзамена, указанного в части 2 настоящей статьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
6. В состав экзаменационной комиссии входят представители федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (его территориального органа, осуществляющего свою деятельность в субъекте Российской Федерации, на территории которого осуществляет свою деятельность соответствующая экзаменационная комиссия) и государственного учреждения, подведомственного федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и осуществляющего свою деятельность в сфере автомобильного транспорта, а также представители организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и некоммерческих организаций в области перевозок опасных грузов автомобильным транспортом.
7. Персональные составы экзаменационных комиссий, указанных в части 3 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта (его территориальными органами, осуществляющими свою деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых осуществляют свою деятельность соответствующие экзаменационные комиссии).
8. Условием допуска работника или лица, указанного в части 1 настоящей статьи, к экзамену является наличие у него следующих документов:
1) водительское удостоверение соответствующей категории, предоставляющее право осуществления предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, в соответствии со статьей 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";
2) документ о квалификации, подтверждающий соответствие работника или лица требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 21 настоящего Федерального закона.
9. Подтвердившим свою квалификация по результатам экзамена работникам, осуществляющим трудовую деятельность на должности консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов автомобильным транспортом, и лицам, претендующим на осуществление такой трудовой деятельности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта, выдаются свидетельства о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Порядок такой выдачи устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом требований соглашения, указанного в части 1 настоящей статьи.
10. Подтвердившим свою квалификация по результатам экзамена работникам, осуществляющим трудовую деятельность в качестве водителей транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, и лицам, претендующим на осуществление такой трудовой деятельности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта, выдаются свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы. Порядок такой выдачи устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом требований соглашения, указанного в части 1 настоящей статьи.
11. Срок действия свидетельств, указанных в частях 9 и 10 настоящей статьи, определяется в соответствии с соглашением, указанным в части 1 настоящей статьи.
12. Основаниями для аннулирования свидетельств, указанных в частях 9 и 10 настоящей статьи, являются:
1) установление факта представления работником или лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, подложных документов или заведомо ложных сведений для прохождения оценки его квалификации;
2) поступление сведений о смерти такого работника или лица, признании его в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным.
13. Порядок аннулирования свидетельств, указанных в частях 9 и 10 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
14. В порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, утверждает предусмотренные соглашением, указанным в части настоящей статьи, курсы подготовки водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, а также ведет реестр таких курсов.
Статья 24. Оценка квалификации работников, осуществляющих трудовую деятельность на должности лица, ответственного за организацию международных автомобильных перевозок, или осуществляющих трудовую деятельности в качестве водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки, а также лиц, претендующих на осуществление таких видов трудовой деятельности
1. Оценка квалификации работников, осуществляющих трудовую деятельность на должности лица, ответственного за организацию международных автомобильных перевозок, или осуществляющих трудовую деятельности в качестве водителей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, а также лиц, претендующих на осуществление таких видов трудовой деятельности, проводится в целях подтверждения соответствия их квалификации квалификационным требованиям, устанавливаемым для таких должности и профессии в соответствии с частью 3 статьи 19 настоящего Федерального закона в том числе на основании требований Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств - участников Содружества Независимых Государств и принимаемых в соответствии с ним актов исполнительных органов Содружества Независимых Государств.
2. Оценка квалификации, указанная в части 1 настоящей статьи, проводится в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения такого квалификационного экзамена устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений настоящей статьи.
3. Квалификационный экзамен, указанный в части 2 настоящей статьи, проводится экзаменационными комиссиями, которые создаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений части 4 настоящей статьи.
4. Экзаменационная комиссия может осуществлять свою деятельность на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Допускается создание нескольких экзаменационных комиссий, осуществляющих свою деятельность на территории различных муниципальных образований, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации.
5. Типовое положение об экзаменационной комиссии по проведению квалификационного экзамена, указанного в части 2 настоящей статьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
6. В состав экзаменационной комиссии входят представители федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (его территориального органа, осуществляющего свою деятельность в субъекте Российской Федерации, на территории которого осуществляет свою деятельность соответствующая экзаменационная комиссия) и государственного учреждения, подведомственного федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и осуществляющего свою деятельность в сфере автомобильного транспорта, а также представители организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и некоммерческих организаций в области международных автомобильных перевозок.
7. Персональные составы экзаменационных комиссий, указанных в части 3 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта (его территориальными органами, осуществляющими свою деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых осуществляют свою деятельность соответствующие экзаменационные комиссии).
8. Условием допуска работника или лица, указанного в части 1 настоящей статьи, к квалификационному экзамену является наличие у него следующих документов:
1) водительское удостоверение соответствующей категории, предоставляющее право осуществления предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, в соответствии со статьей 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";
2) документ о квалификации, подтверждающий соответствие работника или лица требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 21 настоящего Федерального закона.
9. Подтвердившим свою квалификация по результатам экзамена работникам, осуществляющим трудовую деятельность на должности лица, ответственного за организацию международных автомобильных перевозок, работникам, осуществляющим трудовую деятельности в качестве водителей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, а также лицам, претендующим на осуществление такой трудовой деятельности, выдаются соответствующие свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика. Порядок такой выдачи устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом требований соглашения, указанного в части 1 настоящей статьи.
10. Срок действия свидетельств, указанных в части 9 настоящей статьи, составляет пять лет со дня их выдачи.
11. Основаниями для аннулирования свидетельств, указанных в части 9 настоящей статьи, являются:
1) установление факта представления работником или лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, подложных документов или заведомо ложных сведений для прохождения оценки его квалификации;
2) поступление сведений о смерти такого работника или лица, признании его в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным.
12. Порядок аннулирования свидетельств, указанных в части 9 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Статья 26. Требования к стажу работы, стажу управления транспортными средствами отдельных категорий работников, индивидуальных предпринимателей и самозанятых лиц
1. К работе, непосредственно связанной с управлением транспортным средством при осуществлении перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, или организованной перевозки группы детей автобусом, или международной автомобильной перевозки, допускается работник, имеющий на дату начала указанной перевозки стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года из последних двух лет и не подвергавшийся в течение одного года до даты начала указанной перевозки административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения.
2. К работе, непосредственно связанной с управлением тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством, допускается работник, имеющий на дату начала указанной перевозки общий стаж работы в качестве водителя транспортного средства не менее пяти лет, из которых не менее одного года - в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории.
3. К работе, непосредственно связанной с управлением автомобилем прикрытия, осуществляющим сопровождение крупногабаритного транспортного средства в соответствии с требованиями к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, устанавливаемыми в соответствии с Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", допускается работник, имеющий на дату управления указанным автомобилем стаж работы в качестве водителя крупногабаритного транспортного средства не менее одного года.
4. К работе, непосредственно связанной с управлением легковым такси, допускается работник, имеющий на дату управления указанным транспортным средством общий стаж управления транспортным средством соответствующей категории не менее трех лет.
5. К работе, непосредственно связанной с управлением транспортным средством, оборудованным устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, допускается работник, имеющий на дату управления указанным транспортным средством общий стаж управления транспортным средством соответствующей категории не менее одного года.
6. К индивидуальным предпринимателям и самозанятым лицам, осуществляющим деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа без наемных работников с использованием транспортных средств, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, предъявляются требования к стажу управления транспортными средствами, соответствующие требованиям, установленным в частях 1 - 5 настоящей статьи в отношении работников, осуществляющих управление соответствующими транспортными средствами.
Глава 6. Государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте
Статья 27. Виды государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте
1. Федеральный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте осуществляется в соответствии с федеральным законом, регулирующим отношения по организации и осуществлению федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
2. Региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением отдельных требований в области перевозок пассажиров и багажа легковыми такси осуществляется в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с нею законами субъектов Российской Федерации.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Статьи 6, 7, 8, 19 - 26 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.
3. Статья 15 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Президент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.