Пояснительная записка к проекту Федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте"
(подготовлен Минтрансом России 22.09.2020 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" (далее - проект федерального закона или законопроект) подготовлен Минтрансом России в соответствии с пунктом 175 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации, а также пунктом 3 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины", утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации 29 мая 2019 г. N 4717п-П36.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
В настоящее время в структуре законодательства отсутствует федеральный закон, системно регулирующий правовые и организационные условия функционирования автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в Российской Федерации, а также обязательные требования в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Вместе с тем в сложившейся в Российской Федерации законодательной практике структурирование правового регулирования отношений на других видах транспорта предусматривает наличие законодательного акта, систематизирующего отраслевые правовые нормы.
Правоотношения в области воздушного транспорта, морского транспорта, внутреннего водного транспорта регулируются кодифицированными законодательными актами - кодексами (Воздушный кодекс Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации). При этом структура правового регулирования в области морского транспорта предусматривает наличие отдельного федерального закона, регулирующего деятельность в морских портах. Единство структуры отраслевого правового регулирования обеспечена включением в статью 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации отсылочной нормы права, фактически устанавливающей исключение из Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации прямых норм права, регулирующих деятельность в морских портах, и предусматривающей необходимость установления такого регулирования в самостоятельном федеральном законе.
Правоотношения в области внеуличного транспорта регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который, не являясь по своему наименованию кодексом, фактически представляет собой кодифицированный законодательный акт в области внеуличного транспорта.
Структура правового регулирования на железнодорожном транспорте включает несколько федеральных законов. При этом системообразующую роль играет Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", устанавливающий правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования. При этом указанный Федеральный закон (статья 14) предусматривает правовое регулирование перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом не только этим федеральным законом, но и в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Таким образом, вопросы регулирования гражданско-правовых отношений, возникающих между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" отнесены к предмету правового регулирования Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Правовые нормы в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в настоящее время в законодательстве Российской Федерации разрознены и не структурированы.
По аналогии со структурой правового регулирования отношений на железнодорожном транспорте вопросы регулирования гражданско-правовых отношений, возникающих между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктуры при оказании услуг по перевозке автомобильным транспортом регулируются федеральным законом со специальным наименованием - уставом (Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").
Законодательным актом, устанавливающим обязательные требования на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте в части, касающейся безопасности дорожного движения, является Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Вместе с тем правоотношения, возникающие на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте, не ограничиваются гражданско-правовыми отношениями и отношениями в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В условиях отсутствия в системе правового регулирования отношений на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте законодательного акта, систематизирующего отраслевые правовые нормы, сложилась законодательная практика регулирования отдельных правоотношений на указанных видах транспорта самостоятельными федеральными законами. Так, например, приняты:
1) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения";
2) Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статья 9 которого устанавливает регулирование правоотношений в сфере организации и осуществления перевозок легковыми такси;
3) Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, в целях устранения пробелов в правовом регулировании в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", концепция которого предусматривает регламентацию гражданского-правовых отношений в отрасли, федеральным законодателем стали включаться правовые нормы, не имеющие гражданско-правового характера, что нарушает концепцию указанного федерального закона. Например, в указанный Федеральный закон были внесены изменения, которые предусматривают:
1) установление требований, связанных с осуществлением государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (статья 31);
2) установление особенностей лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (статья 32);
3) установление требования о наличии на транспортном средстве копии уведомления о начале осуществления отдельных видов деятельности (статья 71).
Анализ действующих правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих правоотношения в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, свидетельствует о том, что ряд из них устанавливает обязательные требования без предоставления законодательными актами компетенции Правительству Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти на установление таких обязательных требований. Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти только в случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
В целях устранения пробелов и внутренних противоречий в правовой регламентации отношений в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, связанных в том числе с разрозненностью отраслевых правовых норм, были проанализированы 3 следующих варианта систематизации правового регулирования указанных отношений:
1) принятие Кодекса автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта с интеграцией в его состав прямых правовых норм, содержащихся в настоящее время в различных федеральных законах, и признанием утратившими силу таких федеральных законов;
2) внесение комплексных изменений в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", предусматривающих изменение концепции предмета правового регулирования такого Устава (переход от модели регулирования гражданско-правовых отношений, возникающих на указанных видах транспорта, к модели регулирования различных правоотношений, в том числе трудовых, административных и др., по аналогии, например,с Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
3) принятие федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте", который систематизирует правовые нормы в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, устраняет пробелы и внутренние противоречия в таком регулировании при сохранении в структуре правового регулирования отрасли существующих федеральных законов, устанавливающих обязательные требования в отдельных подотраслях.
Признавая в целом перспективность систематизации правовых норм в рамках Кодекса (вариант 1), на данном этапе развития правового регулирования представляется целесообразным воздержаться от данного варианта вследствие текущей активной законотворческой деятельности по отдельным направлениям регулирования (например, в области легкового такси или организации регулярных перевозок пассажиров и багажа) и сделать акцент на выстраивании взаимосвязей и устранении противоречий между существующими элементами законодательной структуры регулирования и на ликвидации правовых пробелов.
Вариант 2, предусматривающий кодификацию правовых норм не через принятие кодекса, а через расширение предмета правового регулирования действующего федерального закона - устава, нарушает сложившуюся в транспортном законодательстве традицию регулирования федеральным законом со специальным наименованием "устав" гражданско-правовых отношений и требует кардинальной переработки понятийного аппарата федерального закона вследствие того, что его положения будут распространяться не только на гражданско-правовые, но и на иные правоотношения.
Выбор варианта 3 связан с ориентацией на эволюционный подход к структурированию правового регулирования отношений в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
По аналогии с системой законодательных актов на железнодорожном транспорте предлагается сохранить структуре отраслевого правового регулирования Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", обеспечив исключение из него норм, не связанных с регулированием гражданско-правовых отношений, и включение этих норм в федеральный закон "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте". В частности, предлагается:
1) в статье 6 законопроекта установить обязанность по использованию путевых листов (в настоящее время эта норма установлена в статье 6 Устава);
2) в статье 13 законопроекта установить особенности лицензирования деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами (в настоящее время эта норма установлена в статье 32 Устава).
По аналогии с системой законодательных актов на морском транспорте предлагается обеспечить единство структуры отраслевого правового регулирования за счет включения в федеральный закон "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" ряда отсылочных норм права, устанавливающих, что регулирование некоторых видов правоотношений осуществляется в соответствии с отдельными федеральными законами. В частности, предлагается
1) в статье 11 установить, что регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом организуются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
2) в статье 14 установить, что перевозки пассажиров и багажа легковыми такси организуются и осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в случае принятия нового федерального закона, регулирующего правоотношения в области организации и осуществления перевозок легковыми такси (проект федерального закона в настоящее время рассматривается в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации), потребуется корректировка отсылочной нормы);
3) в статье 16 установить, что международные автомобильные перевозки пассажиров и грузов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".
Кроме того, в целях реализации механизма "регуляторной гильотины" проект федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" предполагает установление на уровне федерального закона прямых норм права, содержащих обязательные требования, взамен существующей в настоящее время практики установления таких требований в подзаконных актах. В частности, предлагается:
1) установить в статье 8 обязанность по размещению и креплению и багажа в транспортном средстве в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (в настоящее время эта норма установлена в Правилах обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1996 г. N 196-ФЗ, и не имеет прямого законодательного подтверждения);
2) установить в статье 15 требования к организованным перевозкам групп детей автобусами (в настоящее время требование к соблюдению правил организованной перевозки группы детей автобусами, установленных Правительством Российской Федерации, при осуществлении таких перевозок содержится в части 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1996 г. N 196-ФЗ. Вместе с тем законодательно не раскрыто содержание обязательных требований, подлежащих исполнению при соблюдении указанных Правил);
3) установить в статье 17 требования к осуществлению перевозки опасных и скоропортящихся грузов, которые в настоящее время содержатся в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, и, как следствие, распространяются только на перевозки, осуществляемые по договорам перевозки и договорам фрахтования, но не на перевозки для собственных нужд владельцев транспортных средств без заключения таких договоров;
4) установить в статье 18, что перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в особых условиях организуются и осуществляются в соответствии особенностями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации (в настоящее время эта норма установлена в Правилах обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", и не имеет прямого законодательного подтверждения).
По экспертным оценкам ежегодно в Российской Федерации оформляется более трех миллиардов документов, сопровождающих автомобильные перевозки (транспортные накладные, путевые листы, разрешения). Только в пересчете на чистые листы бумаги это составляет более 40 тысяч тонн. При средней стоимости листа бумаги формата А4 около 50 копеек в масштабах Российской Федерации это складывается в расходы бизнеса, составляющие более полутора миллиардов рублей только на приобретение бумаги, без учета расходов ресурсов и рабочего времени на их заполнение.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 4 мая 2020 г. N Пр-742 необходимо принять меры по ускоренному внедрению онлайн-технологий в сфере автомобильной промышленности и транспортных услуг, включая переход на электронный документооборот при совершении сделок по реализации автотранспортных средств на территории Российской Федерации и внедрение новых цифровых государственных сервисов, в том числе электронной товарно-транспортной накладной и электронного путевого листа.
В целях перехода к безбумажному документообороту на автомобильном транспорте и городском наземном пассажирском транспорте предусматривается создание правовых условий для оформления путевых листов, транспортных накладных, сопроводительных ведомостей и заказ-нарядов в форме электронного документа (далее - электронные перевозочные документы).
В статье 7 законопроекта устанавливаются положения, связанные с использованием информационных систем, обеспечивающих оформление электронных перевозочных документов. Предусматривается, что оформление таких документов будет осуществляться с использованием информационных систем, соответствующих требованиям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Законопроектом также вводятся требования к операторам таких систем. Учитывая, что часть сведений, содержащихся в перевозочных документах, требуется для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в рамках различных видов государственного контроля (надзора), законопроектом предусматривается передача этих сведений в государственную информационную систему сведений из электронных перевозочных документов, которая станет для федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), единой информационной платформой, предоставляющей для них доступ к указанным сведениям.
Кроме того, в статье 6 законопроекта вводится правовая возможность оформления путевых листов в форме электронного документа, что обеспечивает реализацию пункта 59(3) Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Автонет", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2018 г. N 535-р.
В статье 12 законопроекта устанавливаются особенности организации перевозок автобусами, не являющихся регулярными. В настоящее время такое регулирование содержится в статье 38 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Вместе с тем эта норма фактически не относится к предмету правового регулирования указанного Федерального закона, вследствие чего требуется ее перенос в законопроект.
Законопроект устанавливает нормы трудового права (глава 5),в частности:
1) в части 3 статьи 19 устанавливается обязанность соответствия отдельных категорий работников автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта квалификационным требованиям, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (в настоящее время профессиональные и квалификационные требования устанавливаются в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; в то же время не все из предъявляемых к работникам квалификационных требований связаны с обеспечением безопасности дорожного движения);
2) в части 6 статьи 19 устанавливается положение, согласно которому работники, впервые принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельному управлению транспортными средствами, после прохождения у работодателя стажировки (в настоящее время эта норма установлена в Правилах обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1996 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", и не имеет прямого законодательного подтверждения);
3) в частях 7 и 8 статьи 19 устанавливаются основания для отказа в приеме на работу и дополнительное по отношению к основаниям, предусмотренным в статье 81 Трудового кодекса Российской Федерации, основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя (в настоящее время аналогичные нормы содержатся в транспортных кодексах и федеральных законах, регулирующих правоотношения на других видах транспорта);
4) в статье 20 предлагается синхронизировать подходы к определению должностных лиц, обязательных для назначения работодателем. Обязанность по назначению лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, в настоящее время содержится в части 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1996 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в целях систематизации норм, связанных с назначением работодателем отдельных должностных лиц, соответствующую норму предлагается исключить Федерального закона от 10 декабря 1996 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Консультанты по вопросам безопасности перевозок опасных грузов автомобильным транспортом и лица, ответственные за организацию международных автомобильных перевозок, в настоящее время назначаются настоящее время в соответствии с международными договорами Российской Федерации (Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и Соглашение о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств - участников Содружества Независимых Государств соответственно). Соответствующие нормы предлагается инкорпорировать в федеральный закон;
5) учитывая, что в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами, законопроект устанавливает перечень работников и лиц, в отношении которых не проводится независимая оценка квалификации. К оценке квалификации таких работников и лиц предъявляются специальные требования, которые устанавливаются в статьях 22-24 законопроекта. В настоящее время порядок оценки квалификации таких работников и лиц утвержден приказами Минтранса России "Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью","Об утверждении Порядка проведения квалификационного экзамена на право получения свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика", "Об утверждении Порядка проведения экзамена и выдачи свидетельств о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" и "Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки". Вместе с тем отдельные положения указанных приказов Минтранса России требуют законодательного подтверждения с учетом положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
6) в статье 26 устанавливаются требования к стажу работы, стажу управления транспортными средствами, предъявляемые при осуществлении отдельных видов перевозок. В настоящее время указанные требования содержатся в приказе Минтранса России "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом". Вместе с тем указанные положения требуют законодательного подтверждения с учетом положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
7) учитывая, что в рамках подготовки проекта федерального закона, направленного на установление требований к отдельным видам государственного контроля (надзора) в связи принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", предполагается урегулировать отношения по организации и осуществлению федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, в статье 27 законопроекта предлагается установить отсылочную норму права на соответствующий федеральный закон, а также отсылочную норму права на статью 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которая регулирует вопросы организации регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением отдельных требований в области перевозок пассажиров и багажа легковыми такси (в случае принятия нового федерального закона, регулирующего правоотношения в области организации и осуществления перевозок легковыми такси (проект федерального закона в настоящее время рассматривается в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации), потребуется корректировка отсылочной нормы).
Законопроектом уточняется отраслевой нормативный понятийный аппарат, который синхронизируется с терминами, используемыми в других федеральных законах. Так, впервые вводятся определения понятий "автомобильный транспорт" и "городской наземный электрический транспорт", при определении понятия "владелец транспортного средства" к кругу таких лиц допускается отнесение в установленных федеральным законом случаях владеющих транспортными средствами на праве собственности или ином законном основании физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (самозанятые лица).
Учитывая необходимость создания технических и организационных условий для оформления электронных перевозочных документов,в законопроекте предлагается установить отлагательный срок вступления в силу статей 6 - 8 (по истечении одного года со дня официального опубликования федерального закона). Аналогичный отлагательный срок вступления в силу федерального закона предлагается установить для статей главы 5 в связи с необходимостью предоставления времени для приведения работниками и работодателями, индивидуальными предпринимателями и самозанятыми лицами осуществляемой ими трудовой и предпринимательской деятельности в соответствие с положениями нового федерального закона.
В целях обеспечения приведения акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего Правила организованных перевозок групп детей автобусами, в соответствие с новым федеральным законом предлагается установить отлагательный срок вступления статьи 15 федерального закона, равный ста восьмидесяти дням после дня его официального опубликования.
4. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте федерального закона содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие проекта федерального закона имеет целью оптимизацию обязательных требований на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте, в том числе уточнение их содержания, устранение их дублирования, установление обязательных требований в виде прямых норм права в федеральном законе или установлению четкой компетенции органов власти на установление тех или иных обязательных требований. Принятие законопроекта не направлено на установление новых обязательных требований, подлежащих проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) (в соответствии с пунктом 3 "б" Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 27 февраля 2019 г. N Пр-294).
5. Оценка соответствия законопроекта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте"
Реализация федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" не предусматривает увеличения численности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Государственную информационную систему сведений из электронных перевозочных документов предусматривается создать в рамках создания суперсервиса "Безбумажные перевозки пассажиров и грузов".
В соответствии с пунктом 4 раздела III протокола заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 31 июля 2020 г. N 14 под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко Минкомсвязи России совместно Минтрансом России и Минэкономразвития России поручено доработать дорожную карту реализации целевого состояния суперсервиса "Безбумажные перевозки пассажиров и грузов" с учетом предложений по реализации суперсервиса на внебюджетной основе с привлечением потенциальных инвесторов с целью повышения эффективности расходов федерального бюджета с использованием механизмов государственно-частного партнерства, а также с учетом сокращения сроков реализации суперсервиса.
Таким образом, выделение бюджетных ассигнований на создание указанной государственной информационной системы документооборота не предполагается.
Реализация федерального закона не потребует иных дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Принятие проекта федерального закона не повлечет отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Напротив, конкретизация и законодательное закрепление обязательных требований, устранение избыточных правовых норм, устранение правовых пробелов, переход к безбумажным сервисам позволит создать для граждан более благоприятные и безопасные условия пользования автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также повысить эффективность работы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения не окажут отрицательного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация Федерального закона:
не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не влечет за собой выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
не влечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте"
Принятие проекта федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" потребует внесения изменений в следующие федеральные законы:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
4. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
5. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
8. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации".
В целях внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и федеральные законы, указанные в пунктах 3 - 8, подготовлены 2 проекта федеральных законов.
Изменение положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будет синхронизировано с подготовкой нового Кодекса.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте"
Принятие и реализация проекта федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" повлечет необходимость:
1. Изменения следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1) постановление Правительства Российской Федерации "Об организованных перевозках групп детей автобусами";
2) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами";
3) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом";
4) приказ Минтранса России "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов";
2. Принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1) постановление Правительства Российской Федерации "О требованиях к информационным системам электронных перевозочных документов";
2) постановление Правительства Российской Федерации "О составе сведений, подлежащих передаче в государственную информационную систему сведений из электронных перевозочных документов, порядка, сроков и формата такой передачи";
3) постановление Правительства Российской Федерации "О порядке доступа в режиме реального времени к сведениям, подлежащим передаче в государственную информационную систему сведений из электронных перевозочных документов, федеральных органов исполнительной власти, которые при проведении в рамках своих полномочий контрольных (надзорных) мероприятий по проверке соблюдения обязательных требований осуществляют проверку путевых листов, транспортных накладных, сопроводительных ведомостей и заказ-нарядов или содержащихся в них сведений";
4) постановление Правительства Российской Федерации "Об определении порядка утверждения перечней грузов с опасными свойствами, перевозимых автомобильным транспортом, и порядка сопровождения такой перевозки вооруженной охраной";
5) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении особенностей организации и осуществления перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в особых условиях, в том числе критериев отнесения территорий к горной местности".
6) приказ Минтранса России "Об утверждении порядка формирования и ведения реестра операторов информационных систем электронных перевозочных документов";
7) приказ Минтранса России "О утверждении порядка оценки соответствия информационных систем требованиям к информационным системам электронных перевозочных документов";
8) приказ Минтранса России "О видах аналитической информации о перевозках автомобильным транспортом и городским наземных электрическим транспортом, сформированной на основании агрегирования сведений из электронных перевозочных документов, о сроках и порядке ее формирования и предоставления";
9) приказ Минтранса России "Об утверждении требований к размещению и креплению груза и багажа в транспортном средстве";
10) приказ Минтранса России "О наделении отдельными полномочиями федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта" в целях осуществления функций компетентного органа по выполнению обязательств, связанных с участием Российской Федерации в Соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и Соглашении о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС)";
11) приказ Минобороны России "Об утверждении порядка перевозки грузов, в том числе опасных грузов, транспортными средствами автомобильного транспорта Вооруженных Сил Российской Федерации, а также подготовки и допуска водителей транспортных средств и специалистов Вооруженных Сил Российской Федерации к перевозке опасных грузов автомобильным транспортом";
12) приказ Минтранса России "Об утверждении квалификационных требований к работникам, осуществляющим трудовую деятельность на должностях, указанных в частях 1 - 3 статьи 20 Федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте", а также трудовую деятельность, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами";
13) приказ Минтранса России "Об утверждении требований к уровню профессионального образования и (или) профессионального обучения работников и лиц, указанных в части 1 статьи 21 Федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте";
14) приказ Минтранса России "Об утверждении порядка проведения квалификационного экзамена при оценке квалификации работников, осуществляющих трудовую деятельность на должности лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и лиц, претендующих на осуществление такой трудовой деятельности";
15) приказ Минтранса России "Об утверждении типового положения об экзаменационной комиссии по проведению квалификационного экзамена при оценке квалификации работников, осуществляющих трудовую деятельность на должности лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и лиц, претендующих на осуществление такой трудовой деятельности";
16) приказ Минтранса России "О порядке ведения квалификационного реестра работников и лиц, подтвердивших по результатам квалификационного экзамена свою квалификацию для осуществления трудовой деятельности на должности лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения";
17) приказ Минтранса России "О порядке принятия решений об исключении из квалификационного реестра сведений о работниках или лицах, подтвердивших по результатам квалификационного экзамена свою квалификацию для осуществления трудовой деятельности на должности лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения";
18) приказ Минтранса России "Об утверждении типового положения об экзаменационной комиссии по проведению квалификационного экзамена при оценке квалификации работников, осуществляющих трудовую деятельность на должности консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов автомобильным транспортом или осуществляющих трудовую деятельности в качестве водителей транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, а также лиц, претендующих на осуществление таких видов трудовой деятельности";
19) приказ Минтранса России "Об утверждении порядка аннулирования свидетельств о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и свидетельств о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы";
20) приказ Минтранса России "Об утверждении порядка ведения реестра курсов подготовки водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы";
21) приказ Минтранса России "Об утверждении типового положения об экзаменационной комиссии по проведению квалификационного экзамена при оценке квалификации работников, осуществляющих трудовую деятельность на должности лица, ответственного за организацию международных автомобильных перевозок, или осуществляющих трудовую деятельности в качестве водителей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, а также лиц, претендующих на осуществление таких видов трудовой деятельности";
22) приказ Минтранса России "Об утверждении порядка аннулирования свидетельств профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика";
3. Признания утратившими силу следующих актов федеральных органов исполнительной власти:
1) приказ Минтранса России "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом";
2) приказ Минтранса России "Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью".
Издание указанных актов направлено на реализацию положений федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте". Головным исполнителем по разработке проектов этих актов будет являться Минтранс России, за исключением приказа, указанного в подпункте 11 пункта 2, головным исполнителем по подготовке которого будет являться Минобороны России, соисполнителем - МВД России. Примерный срок подготовки проектов актов - 180 дней со дня вступления в силу соответствующих положений федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.