Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским кредитным организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" недополученных доходов по кредитам, выданным по льготной ставке на реализацию инвестиционных проектов по созданию, реконструкции и (или) модернизации объектов обращения с твердыми коммунальными отходами"
(подготовлен Минприроды России 29.09.2020 г.)
Проект постановления разработан во исполнение абзаца третьего пункта 2 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 08.09.2020 N ВА-П11-65пр.
Проект постановления предусматривает утверждение Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке на реализацию инвестиционных проектов по созданию, реконструкции и (или) модернизации объектов обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
На основе анализа проектов, представленных в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" (далее - ППК "РЭО"), выявлены следующие проблемы, существенно сдерживающие активный инвестиционный процесс по реализации инфраструктурных проектов за счет их включения в тариф на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО):
- несбалансированная политика тарифного регулирования;
- ограниченная норма прибыли в структуре тарифа региональных операторов (до 5%);
- низкая собираемость платежей за оказанную коммунальную услугу по обращению с ТКО (в среднем - 79 % по Российской Федерации);
- отсутствие возможности у инвестора компенсировать инвестиционные затраты на реализацию инфраструктурных проектов за счет их включения в тариф на услуги по обращению с ТКО (ограничение роста тарифа - 4% в год);
- отсутствие иных механизмов и гарантий компенсации инвесторам затрат на реализацию инвестиционных проектов с целью сокращения сроков их окупаемости;
- ограниченные возможности субъектов Российской Федерации по возмещению выпадающих доходов инвесторов, в т.ч. в рамках концессионных соглашений (более 50% субъектов Российской Федерации являются регионами с низкой бюджетной обеспеченностью и не способы за счет своего бюджета компенсировать затраты инвесторов).
Все вышеперечисленные проблемы приводят к длительному сроку окупаемости инвестиционных проектов по обработке, утилизации и размещению ТКО, а также снижают уровень инвестиционной привлекательности отрасли обращения с ТКО в целом.
По оценке ППК "РЭО" без государственной поддержки в условиях низкой собираемости платежей средний срок окупаемости проектов составляет свыше 15-18 лет.
Таким образом, без расширения текущего перечня мер государственной поддержки, при низкой инвестиционной составляющей тарифа на услуги по обращению с ТКО, а также без существенного сокращения сроков окупаемости проектов, привлечение частных инвестиций в эту отрасль представляется крайне проблематичным.
В соответствии с проектом постановления субсидии предоставляются в целях обеспечения доступности кредитных ресурсов для инвесторов на реализацию инвестиционных проектов, направленных на введение в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов в целях достижения результата "введение в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке и утилизации отходов" федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология".
Субсидии предоставляются уполномоченным банкам в отношении кредитных договоров, заключенных на цели создания, реконструкции и (или) модернизации объектов обращения с ТКО, начиная с 2021 года.
Субсидии предоставляются уполномоченному банку в размере 90 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, а в случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору, связанного с изменением процентной ставки по кредиту, - на дату заключения дополнительного соглашения к кредитному договору.
В целях предоставления субсидий Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации образует комиссию по вопросам предоставления субсидий (далее - комиссия) и утверждает ее состав.
Комиссия проводит отбор кредитных организаций, по результатам которого утверждает перечень уполномоченных банков, на основании критериев установленных Правилами, в том числе, в соответствии с подходами одобренными Правительством Российской Федерации и предусматривающими установление кредитного рейтинга от национальных кредитных агентств в качестве основного критерия отбора при допуске кредитных организаций к размещению государственных средств.
Проект постановления направлен на расширение возможных форм поддержки проектов, направленных на введение в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке и утилизации отходов, в рамках федерального проекта. Рассматриваемая форма поддержки позволит оказать государственную поддержку большему количеству проектов и тем самым обеспечить достижение показателей федерального проекта.
Правилами предусмотрено, что объекты обращения с ТКО, на цели создания, реконструкции и (или) модернизации которых инвесторам предоставлены кредиты, должны быть включены в федеральную схему обращения с твердыми коммунальными отходами и обеспечивать достижение показателей региональной составляющей федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология".
Данная меры поддержки позволит сократить срок окупаемости инвестиционных проектов до 15 лет, что снизит тарифную нагрузку на население и создадут условия для привлечения необходимых инвестиций в сферу обращения с ТКО, которые оцениваются ППК "РЭО" в объеме 322 млрд рублей до 2024 года.
Предварительные расчеты ППК "РЭО" показывают, что из средств, предусмотренных на финансирование мероприятий федерального проекта, в целях оказания данной формы поддержки до 2024 года потребуется около 26 097 млн. рублей.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Принятие данного нормативного акта не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.