Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила ОРВ), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в раздел ХХ приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719" (далее соответственно - проект акта, постановление N 719), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан в соответствии с протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисова от 17 февраля 2020 г. N ЮБ-П9-11пр.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета проект акта разработан в целях развития потенциала отечественных производителей флотов гидравлического разрыва пласта (далее - ГРП), увеличения парка флотов ГРП российского производства, снижения высокой зависимости от импортных поставок флотов ГРП.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 7 по 27 июля 2020 г. посредством размещения указанных документов ?на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/07-20/00105709).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил ОРВ в период с 18 по 25 августа 2020 г. проведены публичные консультации по проекту акта, по итогам которых поступили позиции АО "Зарубежнефть", ПАО "ЛУКОЙЛ", ПАО НК "РуссНефть", ООО "ИНК", не содержащие замечаний и предложений в отношении проектируемого регулирования, а также позиции Группы ФИД, ООО "ТаграС-РемСервис", содержащие замечания и предложения в отношении проекта акта, частично учтенные при подготовке настоящего заключения, а также отраженные в справке о результатах проведения публичных консультаций (прилагается).
На основании рассмотрения проекта акта, сводного отчета, с учетом информации, представленной разработчиком и участниками публичных консультаций, обращаем внимание на наличие следующих регуляторных рисков.
1. В соответствии с положениями проекта акта одним из требований к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, устанавливается наличие у юридического лица - налогового резидента Российской Федерации, не находящегося под контролем иностранного государства, и (или) международной организации, и (или) иностранного юридического или физического лица, и (или) иностранной структуры без образования юридического лица, прав на технологию, включая методики, ноу-хау, а также патентов, прав на конструкторскую и техническую документацию для производства и проектирования, модернизации и развития соответствующей продукции на территории Российской Федерации.
Обращаем внимание, что действующее регулирование*(1) предъявляет требование к наличию у юридического лица - налогового резидента стран-членов Евразийского экономического союза прав на конструкторскую и техническую документацию в объеме, достаточном для производства, модернизации и развития соответствующей продукции, на срок не менее 5 лет.
Полагаем, что проектируемое регулирование не учитываем обязательств Российской Федерации в рамках Евразийского экономического союза. В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29 мая 2014 г., в рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами государства-члены Союза не применяют меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, за исключением случаев, предусмотренных указанным Договором.
Таким образом, установление необходимости обладания правами на технологию, включая методики, ноу-хау, а также патентов, прав на конструкторскую и техническую документацию для производства и проектирования, модернизации и развития соответствующей продукции исключительно налоговых резидентов Российской Федерации, может быть признано созданием мер нетарифного регулирования, в связи с чем нуждается в дополнительном обсуждении.
2. Согласно положениям проекта акта производство на территории Российской Федерации технологического оборудования оценивается по совокупности суммарного количества баллов.
На основании позиций, представленных участниками публичных консультаций, можно сделать вывод, что состав флота ГРП может различаться в зависимости от индивидуальной потребности конкретного месторождения и особенностей выполняемых технологических операций. Указанное может привести к тому, что неприменение отдельных видов оборудования, за производство которых проектом акта начисляются баллы, не позволит организации-производителю набрать необходимое для признания продукции произведенной на территории Российской Федерации количество баллов, несмотря на то, что в процентном соотношении состав флота ГРП произведен преимущественно с использованием продукции российского производства.
В этой связи применение итоговой суммарной бальной системы ко всему флоту ГРП нуждается в дополнительном обсуждении.
3. Обращаем внимание, что положения проекта акта не учитывают возможность использования отдельных видов оборудования.
Так, проектом акта не предусмотрено начисление баллов за использование во флоте ГРП электроприводов российского производства.
Кроме этого, проектом акта не предусмотрено начисление баллов за применение полуприцепа. Вместе с тем на практике полуприцепы используются в качестве варианта построения транспортной базы флота ГРП. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть возможность доработки положений проекта акта, устанавливающих начисление баллов за использование тягача и (или) шасси российского производства, возможностью начисления баллов за использование полуприцепа.
4. Количество начисляемых проектом акта баллов за использование отдельных видов оборудование не в полной мере соответствует фактическим финансовым и трудовым затратам на его применение.
Например, за сборку смесительной установки, станции контроля и управления, гидратационной установки, установок химических добавок, машин манифольдов, а также за сборку установок подачи пропана на территории Российской Федерации начисляется по 19 баллов, в то время как за сборку насосной установки российского производства начисляется 112 баллов, за сборку машин подачи сыпучих материалов на территории Российской Федерации - 56 баллов, за сборку машин для транспортировки емкостей на территории Российской Федерации - 37 баллов.
Для сравнения за использование в смесительных установках контрольно-измерительных приборов, произведенных на территории Российской Федерации, начисляется 75 баллов, за использование в гидратационных установках контрольно-измерительных приборов российского производства - 64 балла.
Осуществление работ по сборке представляет собой более трудоемкий и дорогостоящий процесс, чем закупка и использование контрольно-измерительных приборов, вместе с тем за использование контрольно-измерительных приборов начисляется большее количество баллов. Обращаем внимание, что при незначительном количестве баллов, начисляемых за осуществление работ по сборке отдельного оборудования на территории Российской Федерации, отсутствуют стимулы к производству таких работ. В этой связи механизм определения количества начисляемых баллов требует дополнительного обоснования.
6. Проектом акта устанавливается, что при использовании российского программного обеспечения при использовании станции контроля и управления начисляется 67 баллов. Обращаем внимание, что при эксплуатации станции контроля и управления могут быть одновременно задействованы несколько видов программного обеспечения, от операционной системы персонального компьютера до микроконтроллерного программного обеспечения отдельных компонентов, как отечественного производства, так и иностранного.
Таким образом, указанным положением не определено, какое именно программное обеспечение предусмотрено проектом акта, что приводит к необходимости конкретизации применяемого в целях реализации положений проекта акта российского программного обеспечения.
7. Дополнительно обращаем внимание, что по информации, представленной Группой ФИД в рамках публичных консультаций Минэкономразвития России, в настоящее время на территории Российской Федерации не производятся основные компоненты (в частности силовые компоненты насосных установок: двигатель мощностью 2250 лошадиных сил и более, автоматическая коробка передач), в полной мере удовлетворяющие требованиям потребителей. В этой связи выпуск оборудования на базе имеющейся у российских производителей комплектации может привести к снижению потребительских качеств продукции (при потенциальном увеличении стоимости).
На основании изложенного считаем целесообразным установить достаточный переходный период, который бы позволил российским производителям модернизировать производство для обеспечения соответствия положениям проекта акта.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в отношении оборудования для многостадийного гидравлического разрыва пласта (флоты, системы управления оборудованием) (код по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - из 28.92.1), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.