Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ "О внесении изменений в Методику исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденную приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238"
(подготовлен Минприроды России 30.09.2020 г.)
Проект приказа Минприроды России "О внесении изменений в Методику исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденную приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238" (далее - Проект приказа, Методика) подготовлен во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 24.07.2020 N ВА-П11-8699 в соответствии с подпунктом 5.2.47 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219, и предусматривает нижеследующие положения.
1. Проектом приказа предусмотрены изменения в Методику, в том числе в части понятийного аппарата, исходя из того расчет размера вреда должен производится для почв различной плодородности, в том числе в случае отсутствия плодородного слоя почвы.
Внесение данных изменений связано с тем, что на практике, в том числе в судебном порядке, зачастую отсутствует возможность должным образом доказать наличие плодородного слоя почв.
Проектом приказа предусмотрено, что размер вреда, причиненный почвам, рассчитывается как самостоятельному естественно-историческому органоминеральному природному телу, возникшему на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящему из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющему специфические генетико-морфологические признаки и свойства, в том числе создающие благоприятные физические, химические и биологические свойства для роста и развития растений, указанное определение фигурирует в ГОСТ 27593-88 Почвы. Термины и определения и ГОСТ 17.5.1.01-83 Охрана природы (ССОП). Рекультивация земель. Термины и определения, а также в Методических указаниях по проведению локального мониторинга на реперных и контрольных участках, утвержденных Минсельхозом России, 2006 г.
2. Абзац 2 пункта 3 Методики предлагается исключить в связи с тем, что расчет вреда почвам не относится к особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства. Исчисление размера вреда должно производиться с учетом того, что ущерб нанесен экосистеме в целом и его отдельным компонентам (компонентам природной среды), то есть вред, причиненный лесам, рассчитывается согласно особенностям в результате нарушения лесного законодательства; почвам и другим компонентам окружающей среды - на основании специальных методик в результате нарушения отраслевого законодательства.
3. Проектом приказа в пункте 4 Методики предусмотрено уточнение, что перекрытием также является несанкционированное размещение отходов, учитывая, что в настоящее время сложилась практика расчета размера вреда по перекрытию, требуется ее закрепление в Методике.
4. Кроме того проектом приказа предлагается в формулы исчисления вреда в стоимостной форме в различных случаях (формулы 2, 4,5,6,7) включить дополнительный коэффициент Кмпс.
При этом проектируемым пунктом 10 Методики уточняется, что коэффициент применяется при наличии плодородного слоя почвы, при этом приведены значения указанного коэффициента для различной мощности плодородного слоя почв.
Данный коэффициент добавлен для почв, имеющих плодородный слой (при доказанности) с целью особого выделения важности верхней гумусированной части почвенного профиля, обладающей благоприятными для роста растений химическими, физическими и биологическими свойствами.
5. Учитывая, что нормативы ПДК и ОДК для почв распространяются исключительно на почвы населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, зон санитарной охраны источников водоснабжения, территории курортных зон и отдельных учреждений, проектом методики предусмотрено уточнение пункта 6 Методики, что невозможности применения норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) ввиду распространения на конкретные категории земель в качестве значения Хн применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.
Также предлагается пересмотреть коэффициент степени загрязнения почв (СЗ) с целью повышения ответственности природопользователей при осуществлении хозяйственной деятельности. Следует отметить, что коэффициенты не пересматривались и не менялись с 2010 года, в то время как антропогенная нагрузка на компоненты окружающей среды не уменьшилась.
Наличие в почве загрязняющих веществ, отсутствующих в Перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, не исключает их негативного воздействия на окружающую среду. Такие вещества, установленные по результатам лабораторных исследований, учитываются при расчете размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
6. Пункт 6 действующей Методики предлагается дополнить уточнением, что при отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве его значения применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.
Методикой предусмотрен порядок расчета размера вреда, причиненного почве в результате загрязнения веществами, нормативы качества которых законодательством не установлены.
Кроме того, пункт 6 Методики не содержит исключений в области своего применения - ссылка на конкретные загрязняющие вещества, которые оказывают (не оказывают) негативное воздействие на окружающую среду в результате несанкционированного попадания в почву, отсутствует.
Из этого следует, что Методикой установлена презумпция причинения вреда самим фактом попадания в почву любого вещества извне, которое ранее в почве в такой концентрации не содержалось, что не противоречит абзацу 9 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Для почв Перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р (раздел III)(далее - Перечень) утверждено 63 загрязняющих вещества.
Практическая значимость применения Перечня заключается в реализации государственной политики в части совершенствования нормирования с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду. Перечень содержит основные значимые загрязняющие вещества, которые подлежат приоритетному нормированию и снижению.
Однако в рамках осуществления государственного земельного надзора количество загрязняющих веществ, выявляемых при отборе проб почв, значительно превышает перечисленные в Перечне.
В тоже время отсутствует возможность дополнения Перечня веществами, выявляемыми при осуществлении контрольной надзорной деятельности.
7. Учитывая что, при проведении контрольной надзорной деятельности зачастую рядом с территориям, на которых выявлено причинение вреда почвам, отсутствуют территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия, проектом приказа предлагается дополнить пункт 6 дополнить положением, что в случае отсутствия сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения при определении значения концентрации конкретного загрязняющего вещества, для которого норматив качества окружающей среды для почв не установлен или не применяется, отбор проб следует производить на сопредельной территории фактического целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.
В пункте 7 предлагается уточнить величину показателя, учитывающего глубину загрязнения почв (Кr) в зависимости от глубины почв учитывая, что ГОСТ 17.4.4.02-2017. "Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа" установлен отбор проб почв, в том числе послойно 0-5см, 5-20 см, однако величина показателя, учитывающего глубину загрязнения почв, данный метод отбора не учитывает. Следует отметить, что коэффициенты, учитывающие глубину загрязнения до 200 см, не пересматривались и не менялись с 2010 года, в то время как антропогенная нагрузка на компоненты окружающей среды не уменьшилась.
8. Пункт 8 Методики предлагается дополнить уточнением, что если вред почвам причинен на землях нескольких категорий и видов разрешенного использования (в том числе в случае наличия на земельных участках водоохранной зоны, лесов), которые расположены в пределах одной территории, то в расчетах используется величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Кисп), с максимальным значением, в связи с тем, что наличие на земельных участках водоохранной зоны и лесов не является категорий или видов разрешенного использования земельного участка, в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации.
Земельные участки с разной категорий или видов разрешенного использования могут находиться в пределах одной территории, которой причинен вред. Следует иметь ввиду, что максимальный коэффициент следует применять ко всей указанной территории.
9. Учитывая, что таксы не пересматривались и не менялись с 2010 года, в то время как антропогенная нагрузка на компоненты окружающей среды не уменьшилась, проектом приказа предлагается актуализировать таксы (ТОТХ) для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления, содержащиеся в приложении 2 к Методике.
Увеличение коэффициента принято с целью повышения ответственности природопользователей при осуществлении хозяйственной деятельности.
Наряду с этим, по информации представленной Росприроднадзором, ущерб, предъявленный недобросовестным природопользователям составляет в 2018 году - 28441200 млн руб., в 2019 году - 94146000 млн руб.
Проект приказа не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты.
Проект приказа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие настоящего Проекта приказа не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.