Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета лизинговым организациям на государственную поддержку лизинговых сделок по созданию, реконструкции и (или) модернизации объектов обращения с твердыми коммунальными отходами"
(подготовлен Минприроды России 30.09.2020 г.)
Проект постановления предусматривает утверждение Правил предоставления субсидий из федерального бюджета лизинговым организациям на государственную поддержку лизинговых сделок по созданию, реконструкции и (или) модернизации объектов обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Правила).
На основе анализа инвестиционных проектов, представленных в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" (далее - ППК "РЭО"), выявлены следующие проблемы, существенно сдерживающие активный инвестиционный процесс по реализации инфраструктурных проектов за счет их включения в тариф на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО):
- несбалансированная политика тарифного регулирования;
- ограниченная норма прибыли в структуре тарифа региональных операторов (до 5%);
- низкая собираемость платежей за оказанную коммунальную услугу по обращению с ТКО (в среднем - 79% по Российской Федерации);
- отсутствие возможности у инвестора компенсировать инвестиционные затраты на реализацию инфраструктурных проектов за счет их включения в тариф на услуги по обращению с ТКО (ограничение роста тарифа - 4% в год);
- отсутствие иных механизмов и гарантий компенсации инвесторам затрат на реализацию инвестиционных проектов с целью сокращения сроков их окупаемости;
- ограниченные возможности субъектов Российской Федерации по возмещению выпадающих доходов инвесторов, в т.ч. в рамках концессионных соглашений (более 50% субъектов Российской Федерации являются регионами с низкой бюджетной обеспеченностью и не способы за счет своего бюджета компенсировать затраты инвесторов).
Все вышеперечисленные проблемы приводят к длительному сроку окупаемости инвестиционных проектов по обработке, утилизации и размещению ТКО, а также снижают уровень инвестиционной привлекательности отрасли обращения с ТКО в целом.
По оценке ППК "РЭО" без государственной поддержки в условиях низкой собираемости платежей средний срок окупаемости проектов составляет свыше 15-18 лет.
Таким образом, без расширения текущего перечня мер государственной поддержки, при низкой инвестиционной составляющей тарифа на услуги по обращению с ТКО, а также без существенного сокращения сроков окупаемости проектов, привлечение частных инвестиций в эту отрасль представляется крайне проблематичным.
Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета лизинговым организациям на государственную поддержку лизинговых сделок по созданию и (или) модернизации объектов обращения с твердыми коммунальными отходами в рамках реализации федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология" (далее - субсидия, федеральный проект).
Субсидии предоставляются лизинговым организациям, отобранным в соответствии с Правилами, в целях введения в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов в рамках реализации федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология".
Субсидия предоставляется уполномоченной лизинговой организации в размере выпадающих доходов лизинговой организации, возникших вследствие предоставления лизингополучателю единовременной скидки в размере 25 процентов стоимости предмета лизинга при уплате авансового платежа. При этом размер субсидии не может превышать размер скидки, фактически предоставленной лизингополучателю.
Опрос потенциальных потребителей проектируемой меры поддержки показывает, что наиболее востребованный период лизинговой сделки составляет 5 лет. Таким образом, предоставление субсидии в размере 25% от стоимости предмета лизинга, позволяет уменьшить сумму общих платежей по договору лизинга (на 5 лет) на 33%.
Предметом лизинга может являться новое (произведенное в календарном году, в котором заключен договор лизинга, или в предшествующем ему календарном году), не бывшее в эксплуатации оборудование для объектов обработки и (или) утилизации твердых коммунальных отходов согласно перечню, установленному в приложении к Правилам.
В целях предоставления субсидий Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации образует комиссию по вопросам предоставления субсидий (далее - комиссия) и утверждает ее состав. В состав комиссии включаются представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, ППК "РЭО".
Комиссия по результатам отбора лизинговых организаций утверждает перечень уполномоченных лизинговых организаций и принимает решение об установлении лимитов субсидий уполномоченным лизинговым организациям, рассматривает заявки уполномоченных лизинговых организаций на получение субсидии, заключения российского экологического оператора о проверке соответствия указанных заявок условиям и требованиям, предусмотренным настоящими Правилами, и принимает решение о предоставлении уполномоченной лизинговой организации субсидии либо об отказе в ее предоставлении с указанием причин отказа, а также осуществляет иные функции, определенные Правилами.
Правилами предусмотрено, что ППК "РЭО" предоставляет заключения о проверке соответствия лизинговых организаций, которые подали заявку на отбор, критериям, установленным Правилами, а также заключения о проверке соответствия заявок на предоставление субсидии условиям и требованиям, предусмотренным Правилами.
Подготовку указанных заключений ППК "РЭО" осуществляет в порядке, установленном наблюдательным советом.
В целях наделения наблюдательного совета ППК "РЭО" соответствующими полномочиями проектом постановления предлагается также внести изменения в устав ППК "РЭО".
Проект постановления направлен на расширение возможных форм поддержки проектов, направленных на введение в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке и утилизации отходов, в рамках федерального проекта. Рассматриваемая форма поддержки позволит оказать государственную поддержку большему количеству проектов и тем самым обеспечить достижение показателей федерального проекта.
Отмечаем, что для получения субсидии, объекты обращения с твердыми коммунальными отходами, для которых приобретается предмет лизинга, должны быть включены в федеральную схему обращения с твердыми коммунальными отходами и обеспечивать достижение показателей региональной составляющей федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология".
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Принятие данного нормативного акта не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.