Проект Указания Генеральной прокуратуры РФ "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере функционирования водного транспорта"
(подготовлен Генпрокуратурой России 28.10.2020 г.)
В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов, регулирующих вопросы функционирования водного транспорта, надлежащей реализации требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.07.2011 N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере", руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:
1. Транспортных прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, транспортных прокуроров (на правах районных) основной целью надзора считать безусловное обеспечение безопасности функционирования водного транспорта, принятие эффективных мер, направленных на реальное снижение на поднадзорной территории количества аварийных случаев и транспортных происшествий с судами торгового мореплавания, рыбопромыслового флота, внутреннего водного плавания, маломерными судами. В этой связи необходимо:
1.1. Активизировать прокурорский надзор за исполнением законов о безопасности плавания территориальными органами Ространснадзора, подведомственными Росморречфлоту администрациями бассейнов внутренних водных путей, администрациями морских портов, ГИМС МЧС России, ФАУ "Российский речной регистр", ФАУ "Российский морской регистр судоходства" и их филиалами, организациями и предприятиями водного транспорта, в том числе эксплуатирующими суда рыбопромыслового флота, организациями, осуществляющими образовательную деятельность в области подготовки специалистов водного транспорта, обеспечивая своевременное выявление и устранение нарушений законодательства в указанной сфере.
1.2. Планировать и проводить проверки на основе тщательного и всестороннего анализа состояния законности, а также с учетом сроков открытия навигации в каждом конкретном регионе.
1.3. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения требований законодательства, а также пресечения и реального устранения выявленных нарушений, привлечения виновных лиц к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
1.4. К проведению проверочных мероприятий в случае необходимости привлекать специалистов Ространснадзора, иных уполномоченных органов. При этом при их проведении необходимо исключить факты подмены полномочий контролирующих органов, ориентируясь на выявление системных и значимых нарушений законодательства. По результатам проверочных мероприятий давать оценку полноте проведения уполномоченными органами контрольно-надзорных мероприятий, принятых мер по устранению выявленных нарушений закона.
1.5. Обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением территориальными органами Ространснадзора полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании и о внутреннем водном транспорте, обращая особое внимание на соблюдение порядка:
лицензирования перевозки морским и внутренним водным транспортом пассажиров, опасных грузов, погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам, буксировки морским транспортом, организации надлежащего контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий,
расследования аварий и инцидентов на море в соответствии с требованиями Положения о расследовании аварий и инцидентов на море, утвержденного приказом Минтранса России от 08.10.2013 N 308 "Об утверждении Положения о расследовании аварий и инцидентов на море",
расследования транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте в соответствии с требованиями Положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 29.12.2003 N 221 "Об утверждении Положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации",
классификации и учета происшествий на морском и внутреннем водном транспорте. Анализировать транспортные происшествия, в том числе их причины, принимать меры по установлению виновных лиц и привлечению их к установленной законом ответственности, а также меры по выявлению фактов укрытия транспортных происшествий,
осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением требований безопасности эксплуатации портовых и судоходных гидротехнических сооружений,
требований законодательства при проведении плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах морского и внутреннего водного транспорта,
возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере эксплуатации внутреннего водного и морского транспорт,
при планировании и проведении плановых, а также внеплановых проверок при осуществлении государственного надзора за торговым мореплаванием и в области внутреннего водного транспорта.
1.6. Обеспечить эффективный надзор за выполнением подведомственными Росморречфлоту администрациями бассейнов внутренних водных путей и администрациями морских портов функций по обеспечению безопасности судоходства и мореплавания.
1.6.1. В ходе осуществления надзорной деятельности уделять внимание организации администрациями бассейнов внутренних водных путей:
надлежащего содержания внутренних водных путей, судоходной обстановки и судовых ходов, обеспечения условий плавания судов, в том числе учета, своевременного подъема и утилизации затонувших судов и иного затонувшего имущества в случаях, предусмотренных статьей 49 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ),
диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на участках, имеющих ограничения по условиям плавания,
дипломирования и квалификационных испытаний членов экипажей судов внутреннего водного транспорта. В случае выявления нарушений в указанной сфере мерами прокурорского реагирования пресекать факты проведения дипломирования и квалификационных испытаний неуполномоченными лицами, формирования выездных аттестационных комиссий, взимания платы за проведение аттестации, формального проведения проверок теоретических знаний членов экипажей судов, в отсутствие необходимых документов, а также использования программного обеспечения и вопросов, не согласованных с Росморречфлотом.
1.6.2. При проверке инспекций государственного портового контроля уделять внимание:
надлежащему осуществлению инспекторами портового контроля полномочий при проведении проверок соблюдения на судах и иных плавучих объектах установленных требований к оборудованию, конструкциям, механизмам, спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации судов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов,
соблюдению предусмотренного статьей 38.1 КВВТ РФ порядка проверки судов. Давать оценку правомерности выдачи по результатам таких проверок предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, своевременности составления капитанами бассейнов внутренних водных путей протоколов об административных правонарушениях и направления их на рассмотрение в территориальные органы Ространснадзора.
соблюдению капитанами бассейнов внутренних водных путей возложенных полномочий, соответствия указанных лиц предъявляемым требованиям, а также соответствия лиц, осуществляющих государственный портовый контроль, установленным квалификационным требованиям.
1.6.3. При проверке администраций морских портов уделять внимание:
соответствию установленным требованиям лиц, назначенных на должность капитанов морских портов, надлежащего выполнение ими функций по обеспечению безопасности мореплавания, в том числе по обеспечению безопасности плавания и стоянки судов в акватории морского порта и на подходах к нему, выдаче свидетельств о минимальном составе экипажа, обеспечению судов, направляющихся в морской порт или находящихся в акватории морского порта, необходимой информацией,
своевременному составлению протоколов об административных правонарушениях, соблюдению требований при рассмотрении дел об административных правонарушениях в сфере морского транспорта,
соответствию актов, издаваемых капитанами морских портов, требованиям законодательства,
исполнению морскими квалификационными комиссиями требований Положения о дипломировании членов экипажей морских судов утвержденного приказом Минтранса России от 15.03.2012 N 62 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов",
реализации функций по подъему, удалению или уничтожению затонувшего имущества в случаях, предусмотренных статьей 111 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ).
1.7. Обеспечить эффективный и качественный надзор за исполнением судовладельцами требований законодательства, регламентирующих техническое состояние судов, в том числе наличие судовых документов, спасательных средств, укомплектованных экипажей. В связи с этим при проведении проверочных мероприятий в организациях и на предприятиях морского и внутреннего водного транспорта, у судовладельцев проверять:
наличие необходимых лицензий, соблюдение их условий,
наличие на судах, находящихся в эксплуатации, судовых документов, перечень которых установлен статьей 25 КТМ РФ и статьей 14 КВВТ РФ,
соблюдение при эксплуатации судов норм пассажировместимости, требований о необходимом количестве спасательных средств,
соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе по комплектации судов пожарным оборудованием,
1.8. Обеспечить надзор за исполнением законов при эксплуатации судоходных и портовых гидротехнических сооружений, а также иных объектов инфраструктуры внутреннего водного и морского транспорта, сосредоточив усилия на:
соблюдении требований технических регламентов при их эксплуатации, в том числе наличии необходимых документов, соответствия требованиям безопасности фактического технического состояния таких объектов, своевременности проведения ремонтных работ, в том числе исполнения требований деклараций безопасности СГТС,
соблюдении градостроительного законодательства при проектировании, строительстве (реконструкции) и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта, а также судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях, проведения необходимых государственных экспертиз и выдачи разрешений на строительство уполномоченными органами.
1.9. Обеспечить системный надзор за соблюдением ФАУ "Российский речной регистр" и ФАУ "Российский морской регистр судоходства" полномочий по классификации и освидетельствованию судов, правомерности оформления и выдаче на них разрешительных документов. При этом особое внимание уделять соблюдению учреждениями порядка:
осуществления освидетельствований судов, находящихся в эксплуатации, в том числе, соблюдения периодичности проведения освидетельствований, признания судов годными к плаванию с установлением ограничений по районам плавания, соответствия установленных в судовых документах требований по оснащению судов навигационным, сигнальным, спасательным, противопожарным оборудованием правилам ФАУ "Российский речной регистр" и ФАУ "Российский морской регистр судоходства",
выдачи документа о соответствии разработанной и применяемой судовладельцем системы управления безопасностью судов требованиям статьи 34.1. КВВТ РФ.
1.10. В целях профилактики правонарушений в сфере безопасности плавания, соблюдения прав пассажиров на регулярной основе проводить проверки соблюдения территориальными органами ГИМС МЧС России требований законодательства, регламентирующего порядок освидетельствования маломерных судов, а также баз (стоянок) для них, допуска их к эксплуатации.
В связи с этим при проверке территориальных органов ГИМС МЧС России, осуществляющих государственный надзор за маломерными судами, необходимо уделять внимание:
осуществлению контроля за соблюдением правовых актов, регламентирующих порядок пользования маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок, переправами и наплавными мостами, порядка их технического освидетельствования,
аттестации судоводителей на право управления маломерным судном,
надлежащей реализации государственными инспекторами по маломерным судам полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, применению мер административной ответственности к лицам, совершившим административные правонарушения,
соблюдению законодательства при планировании и проведении плановых, а также внеплановых проверок при осуществлении государственного надзора за маломерными судами.
1.11. Надзор в области обеспечения транспортной безопасности считать одним из приоритетных направлений деятельности. Особое внимание обращать на своевременность включения поднадзорных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствующие реестры согласно их категории, проведение оценки уязвимости, разработку и полноту реализации планов обеспечения транспортной безопасности, оснащение объектов необходимыми техническими средствами защиты, организацию их охраны аттестованными силами и аккредитованными подразделениями транспортной безопасности.
1.12. Активно использовать предоставленные статьями 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 52 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по судебной защите нарушенных прав и законных интересов.
Привлекать должностных лиц и руководителей организаций к административной ответственности за не обеспечение, в установленном законом порядке, необходимых условий безопасности судоходства. На регулярной основе проводить проверки применения органами государственного надзора (контроля) мер административного воздействия в отношении лиц, не обеспечивающих необходимые условия безопасности плавания. В случаях выявления признаков составов правонарушений, предусмотренных статьями 11.6 - 11.13, частью 2 статьи 11.4, статьями 11.15.1, 11.15.2, 11.16, 11.17,19.4 - 19.6, 19.7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, использовать полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях.
1.13. В сфере обеспечения надлежащего содержания инженерных сооружений и технических средств, непосредственно обеспечивающих безопасное функционирование водного транспорта проводить проверки соблюдения законодательства при реализации государственных программ развития водного транспорта, при текущем содержании и ремонтах (реконструкции) объектов транспортной инфраструктуры.
Проверять соблюдение заказчиками-застройщиками и подрядчиками законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, антимонопольного законодательства при проведении конкурсных процедур и исполнении договоров, в том числе в части соответствия работ требованиям проектной документации, планируемых сроков выполнения мероприятий, законности расходования выделенных средств, а также полноты принятия заказчиками-застройщиками необходимых мер реагирования в случаях нарушения условий договоров.
1.14. На системной основе проводить проверки в образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов в области водного транспорта. С этой целью проверять соответствие кадровых условий осуществления образовательной деятельности, структуры и содержания реализуемых образовательных программ федеральным государственным образовательным стандартам, наличие учебных планов, программ и рабочих программ по всем учебным курсам, предметам и дисциплинам, их фактическое исполнение, в том числе полноту прохождения учебной и производственной практики. Обращать внимание на соблюдение требований к материально-техническим условиям обучения, наличие всех предусмотренных помещений, кабинетов, лабораторий, библиотечного фонда, макетов узлов, агрегатов и систем, а также тренажеров и учебных транспортных средств, с обязательной проверкой их работоспособности, безопасности и фактического использования в образовательном процессе.
1.14.1. Проверять соответствие морских образовательных учреждений и/или учебно-тренажерных центров, программ подготовки таких центров требованиям законодательства. Своевременно пресекать факты выдачи членам экипажей судов документов без фактического прохождения ими необходимого обучения.
1.15. Принимать меры к установлению в акваториях морских портов либо границах внутренних водных путей затонувших судов и иного затонувшего имущества, создающих угрозу безопасности судоходства и мореплавания, причинения значительного ущерба окружающей среде. Для устранения нарушений закона в данной сфере использовать весь спектр мер прокурорского реагирования, в том числе полномочия по обращению в суд с заявлением о подъеме, удалении или уничтожении таких объектов.
1.16. В случаях выявления при осуществлении надзора за исполнением законодательства о безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта фактов несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, использования акватории водных объектов без договоров водопользования, информацию для принятия мер реагирования направлять соответствующему природоохранному прокурору.
1.17. О преступлениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 211, частью 3 статьи 238, частью 3 статьи 263, частью 4 статьи 2631, частью 3 статьи 266, частью 3 статьи 267, частью 3 статьи 268 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также иных чрезвычайных происшествиях в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, имеющих повышенную общественную значимость, специальным донесением сообщать в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в соответствии с пунктами 1 и 2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 16.07.2010 N 284 "О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации".
1.18. Лично контролировать ход расследования по уголовным делам о преступлениях, обозначенных в пункте 1.17 настоящего указания, уделяя особое внимание установлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений указанной категории.
1.19. Обеспечивать проверку законности процессуальных решений, принятых по уголовным делам о преступлениях, обозначенным в пункте 1.17 настоящего указания, полноты и всесторонности расследования по ним. Особое внимание обращать на достаточность принятых мер по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений в этой сфере. При выявлении фактов нарушений уголовно-процессуального законодательства, в том числе разумных сроков уголовного судопроизводства, рассматривать вопрос об ответственности виновных в этом работников транспортных прокуратур, не обеспечивших надлежащий надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования.
2. Транспортным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации:
2.1. На системной основе обобщать и анализировать состояние законности в указанной сфере, итоги использовать при планировании надзорной деятельности. Полученные результаты отражать в направляемых в Генеральную прокуратуру Российской Федерации докладных записках по итогам работы за год. При наличии оснований для принятия мер реагирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации по выявленным нарушениям информировать управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере с приложением материалов и проектов актов прокурорского реагирования.
2.2. Обеспечивать незамедлительный выезд транспортного прокурора (на правах районного) на места транспортных происшествий с тяжкими последствиями с целью координации деятельности правоохранительных органов. При значительной удаленности транспортной прокуратуры от места происшествия информировать соответствующего территориального прокурора о необходимости выезда и принятия соответствующих мер до прибытия транспортного прокурора.
В случае, если место совершения преступления неизвестно, руководствоваться требованиями пункта 7.3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур".
3. Управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации обобщать поступившие сведения, при необходимости подготавливать информационные письма и вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию федерального законодательства и прокурорской деятельности на данном направлении надзора.
4. Настоящее указание опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекомуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением указания возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации по направлению деятельности.
Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор |
И.В. Краснов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.