Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О введении временного количественного ограничения на вывоз зерновых культур за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза"
(подготовлен Минсельхозом России 11.11.2020 г.)
Производство зерновых культур является одним из основных направлений развития агропромышленного комплекса страны и носит системообразующий характер. В соответствии с паспортом Федерального проекта "Экспорт продукции АПК" предусмотрено увеличение экспорта продукции агропромышленного комплекса к 2024 году до 34,0 млрд долларов США.
По итогам 2019 года экспорт зерновых культур составил 31 процент от экспорта всей продукции агропромышленного комплекса (7,95 млрд долларов США, или 39,5 млн тонн). Согласно оптимистическому сценарию Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 г. N 1796-р, объем экспорта зерна в 2024 году прогнозируется на уровне 59,5 млн тонн.
На Российскую Федерацию приходится более 80 процентов производства и порядка 79 процентов внутреннего потребления зерна стран Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). В связи с этим рынок зерна Российской Федерации является важным для внутреннего рынка ЕАЭС, что соответствует условиям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 12 приложения N 7 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор о ЕАЭС).
Несмотря на задачи по увеличению экспорта зерна, Минсельхоз России считает необходимым в первую очередь обеспечивать внутренние потребности и поддерживать продовольственную безопасность страны.
Для обеспечения внутренних потребностей страны в зерне, в том числе для переработки на пищевые и кормовые цели, целесообразно введение ограничительного механизма квотирования экспорта наиболее важных для внутреннего рынка Российской Федерации зерновых культур: пшеницы, кукурузы, ячменя и ржи.
Запасы зерна на начало 2020/2021 сельскохозяйственного года составляли 21,2 млн тонн зерна урожая прошлого сезона, из них запасы пшеницы, кукурузы, ячменя и ржи - порядка 19,4 млн тонн. Производство зерна в текущем сезоне, по предварительным данным, составит порядка 127,5 млн тонн, из них пшеницы, кукурузы, ячменя и ржи - 115,8 млн тонн. Прогноз внутреннего потребления данных зерновых культур в 2020/2021 сельскохозяйственном году составляет 68,8 млн тонн, из них 33,9 млн тонн - во втором полугодии 2020 года.
Экспорт указанных культур с 1 июля 2020 по 8 ноября 2020 г. составил 20,2 млн тонн, что соответствует 99,5 процента от всего экспорта зерновых (20,3 млн тонн). В первой половине сезона 2020/2021 года планируется экспортировать 29,7 млн тонн пшеницы, кукурузы, ячменя и ржи.
При этом в целях обеспечения продовольственной безопасности страны Минсельхоз России считает необходимым обеспечить перед новым сезоном переходящие запасы по указанным зерновым культурам в размере не менее 17,2 млн тонн (на 1 июля 2021 г.). Для сохранения данного объема запасов пшеницы, кукурузы, ячменя и ржи при производстве указанных культур в объеме 115,8 млн тонн экспорт в 2020/2021 сельскохозяйственном году не должен превышать 49,5 млн тонн.
Прогноз экспорта указанных культур с 1 января 2021 г. по 14 февраля 2021 г. (включая страны ЕАЭС) составляет 4,8 млн тонн, в том числе в страны ЕАЭС - 217,6 тыс. тонн.
Таким образом, для обеспечения продовольственной безопасности и поддержания необходимого уровня запасов пшеницы, кукурузы, ячменя и ржи на 1 июля 2021 г. экспорт указанных культур с 15 февраля 2021 г. по 30 июня 2021 г. не должен превысить объем в 15 млн тонн.
С учетом изложенного и анализа правоприменительной практики права ЕАЭС, обусловивших необходимость применения мер нетарифного регулирования в отношении товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка, а также прогнозов социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, Минсельхозом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О введении временного количественного ограничения на вывоз зерновых культур за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза" (далее - проект постановления).
Проектом постановления предлагается установить с 15 февраля 2021 г. по 30 июня 2021 г. (включительно) количественное ограничение (квоту) на вывоз за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами ЕАЭС, пшеницы и меслина (группа 1001 ТН ВЭД ЕАЭС), ржи (группа 1002 ТН ВЭД ЕАЭС), ячменя (группа 1003 ТН ВЭД ЕАЭС) и кукурузы (группа 1005 ТН ВЭД ЕАЭС) при помещении под таможенную процедуру экспорта в общем размере 15 млн тонн, за исключением семян зерновых культур (коды 1001 11 000 0, 1001 91 100 0, 1001 91 200 0, 1001 91 900 0, 1002 10 000 0, 1003 10 000 0, 1005 10 130 0, 1005 10 150 0, 1005 10 180 1, 1005 10 180 9, 1005 10 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС).
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" при принятии решения о введении квоты Правительство Российской Федерации определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.
Проектом постановления предлагается заявительный метод распределения нетарифной квоты, который основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.
Установление данных квот экспорта позволит обеспечить продовольственную безопасность Российской Федерации, удовлетворить потребности стран ЕАЭС, а также ограничить рост внутренних цен на основные зерновые культуры, который может привести к увеличению себестоимости и потребительских цен на конечную продукцию мукомольной, крупяной, хлебопекарной и мясо-молочной отраслей для населения России и стран ЕАЭС.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации и его реализация не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета, а также не приведут к изменению объема полномочий и (или) компетенций органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, сокращению доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Предлагаемые изменения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора).
Проект постановления соответствует положениям Договора о ЕАЭС, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.