Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил принятия решений о предоставлении из федерального бюджета субсидий и бюджетных инвестиций открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 26.11.2020 г.)
1. Общие характеристики правового акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил принятия решений о предоставлении из федерального бюджета субсидий и бюджетных инвестиций открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" подготовлен в целях исключения рисков, возникающих при реализации инвестиционных проектов ОАО "РЖД" в связи с присвоением бюджетным инвестициям, предоставляемым обществу кода вида расходов бюджета "451 Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам в объекты капитального строительства".
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" в отношении мероприятий по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта на 2020 год установлен код вида расходов 452 "Бюджетные инвестиции юридическим лицам, за исключением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства", а на период 2021 и 2022 годов установлен код вида расходов 451 "Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам в объекты капитального строительства", что полностью изменит условия получения ОАО "РЖД" с 2021 года средств федерального бюджета для их направления на реализацию проектов развития инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации условия получения ОАО "РЖД" средств федерального бюджета регулируются постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 941 "Об утверждении Правил принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета" и от 15 февраля 2017 г. N 190 "О требованиях к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В случае изменения кода вида расходов для бюджетных инвестиций на ОАО "РЖД" будут распространены дополнительные требования и ограничения по использованию соответствующих средств федерального бюджета, установленные указанными актами Правительства Российской Федерации, а именно:
1) обязанность обеспечить разработку проектной документации, приобретение земельных участков, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, технологического и ценового аудита за счет собственных средств;
2) обязанность осуществлять закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что окажет негативное влияние на реализацию проектов развития инфраструктуры железнодорожного транспорта ввиду уменьшения количества способов выбора подрядчика и исключения возможности установления к нему дополнительных требований, учитывающих специфику проектов развития железнодорожной инфраструктуры.
Кроме того, изменение порядка бюджетного финансирования вследствие изменения кода вида расходов вместо действующего в 2020 году кода ВР 452 влечет необходимость включения вновь начинаемых проектов развития инфраструктуры железнодорожного транспорта в федеральную адресную инвестиционную программу (далее - ФАИП), как это предусмотрено статьей 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Данное требование окажет влияние на сроки и стоимость реализации включенных в них мероприятий, повлечет возникновение дополнительных расходов в виде выплаты процентов по привлеченным денежным средствам, а также изменит показатели экономической эффективности проектов развития инфраструктуры железнодорожного транспорта и ухудшит финансовые показатели ОАО "РЖД" в целом.
Кроме того, изменение кода вида расходов повлечет за собой необходимость изменения целевых показателей Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р, и Долгосрочной программой развития ОАО "РЖД" до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. N 466-р.
Вместе с тем механизм предоставления бюджетных инвестиций с применением ФАИП недостаточно адаптирован к крупномасштабным долгосрочным инвестиционным проектам.
Так, ФАИП действует с 1 января по 31 декабря финансового года, на который она утверждена. В случае отсутствия по состоянию на 1 апреля текущего финансового года утвержденной проектной документации Минфин России перераспределяет лимиты бюджетных обязательств, предусмотренные ФАИП по проектам без проектной документации, в доход федерального бюджета.
Кроме того, по итогам года, в случае неосвоения средств федерального бюджета, лимиты бюджетных обязательств по незаконтрактованным объектам, неиспользованные в текущем финансовом году, будут возвращены в доход федерального бюджета без права восстановления. После чего получение бюджетных инвестиций в течение года становится невозможным.
Учитывая масштаб проектов, реализуемых ОАО "РЖД", выполнение всех формальных требований, предъявляемых к процессу реализации ФАИП может существенно увеличить сроки их реализации, при этом лишив ОАО "РЖД" возможности оперативного управления проектами, что скажется на эффективности их реализации.
До настоящего времени порядок бюджетного финансирования мероприятий по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта в части сохранения порядка предоставления средств федерального бюджета в виде взносов в уставный капитал ОАО "РЖД" оставался неизменным ввиду их специфики, масштабов, стоимости и сроков реализации.
Во избежание негативных последствий от изменения кода вида расходов для реализации мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры предлагается утвердить Правила принятия решений о предоставлении из федерального бюджета субсидий и бюджетных инвестиций открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" и внести изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
3. Оценка эффективности предлагаемых решений
Предлагаемые решения направлены на повышение эффективности использования бюджетных ассигнований в целях реализации инвестиционных проектов развития инфраструктуры железнодорожного транспорта.
4. Оценка регулирующего воздействия
Заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия, предусмотренное пунктом 60 1 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, не требуется.
5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта акта не влечет за собой:
изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
6. Соответствие проекта акта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
7. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В проекте постановления обязательные требования отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.