Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон"О защите конкуренции" и в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в части совершенствования государственного контроля за сделками, осуществляемыми в отношении международных компаний"
(подготовлен ФАС России 01.12.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в части совершенствования государственного контроля за сделками, осуществляемыми в отношении международных компаний" (далее - законопроект) разработан в целях стимулирования развития специальных административных районов, деофшоризации российской экономики.
Законопроектом предусмотрено устранение ряда административных барьеров в виде получения обязательных согласований при совершении сделок, направленных на восстановление ранее утраченного контроля бенефициарного владельца над иностранной компанией в случае регистрации такой компании в порядке редомициляции в качестве международной компании на территории специальных административных районов в Российской Федерации.
Предусмотренные законопроектом меры по упрощению регистрации международных компаний включают в себя:
1) исключение обязанности предварительного согласования ФАС России в рамках Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" сделок, влекущих за собой установление утраченного после 17 марта 2014 года контроля бенефициарного владельца иностранного юридического лица, зарегистрированного в порядке редомициляции в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах", при условии, что сведения о данном бенефициарном владельце представлены при такой государственной регистрации, указанные сделки осуществляются в течение десяти лет с даты государственной регистрации и влекут установление контроля бенефициарного владельца над данным иностранным лицом в том же объеме, который существовал до его утраты;
2) упрощение согласования в порядке, установленном Федеральным законом от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Федеральный закон N 57-ФЗ), сделок, влекущих за собой установление утраченного после 17 марта 2014 года контроля иностранного инвестора, являющегося бенефициарным владельцем иностранного юридического лица, зарегистрированного в порядке редомициляции в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 290 "О международных компаниях и международных фондах" и осуществляющего контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, при условии, что сведения о данном бенефициарном владельце представлены при такой государственной регистрации, указанные сделки осуществляются в течение десяти лет с даты государственной регистрации и влекут установление контроля бенефициарного владельца над данным иностранным лицом в том же объеме, который существовал до его утраты. В частности, при получении ФАС России заключений федеральных органов исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства об отсутствии рисков возникновения угрозы обороны страны и безопасности государства и об отсутствии необходимости вынесения на рассмотрение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации вышеупомянутой сделки, то такая сделка не подлежит вынесению на рассмотрение указанной комиссии.
Поскольку проектируемые законопроектом нормы предусматривают внесение изменений в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (введение исключений из сферы его применения) и в Федеральный закон N 57-ФЗ, то государственный контроль за соблюдением изменяемых обязательных требований будет осуществляться только на основании положений Федерального закона N 57-ФЗ, в случаях, предусмотренных вводимыми нормами, а также принятых в его развитие подзаконных актов, при этом за несоблюдение обязательных требований будут применяться последствия, предусмотренные статьей 15 Федерального закона N 57-ФЗ и статьей 19.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон N 57-ФЗ, направленных на совершенствования контроля за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, на который, в силу прямого указания пункта 1 части 31 Федерального закона N 294-ФЗ, не распространяются положения данного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в рамках государственного контроля (надзора), следовательно, законопроект не требует его рассмотрения на Правительственной комиссии по проведению административной реформы или ее подкомиссии.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не связан с реализацией государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей.
Реализация проекта не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
_______________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.