Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. N 190" (далее соответственно - проект акта, Постановление N 190), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 12 по 30 октября 2020 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/10-20/00109200). Замечания и предложения, поступившие в ходе публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия впервые.
Проект акта предусматривает ряд изменений, таких как изменение оснований досрочного расторжения договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя, требований к документам для признания их оформленными надлежащим образом, уточнение порядка подачи заявки инвестором в заинтересованный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, или Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - заинтересованные органы), расширение полномочий заинтересованного органа в части исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - перечень приоритетных проектов), норму об ответственности инвестора при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных проектов и о расчете размера штрафа.
Считаем целесообразным разработчику проработать вопросы снижения следующих рисков наступления неблагоприятных последствий для субъектов предпринимательской деятельности при реализации действующего и предлагаемого регулирования.
1. В соответствии с абзацем четвертым подпункта "д" пункта 19 Постановления N 190 одним из оснований, при наличии которого инвестиционный проект исключается из перечня инвестиционных проектов с досрочным расторжением договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя, является отсутствие по вине инвестора (арендатора) государственной регистрации договора аренды лесного участка в течение 90 рабочих дней со дня его подписания.
Между тем согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о ГРН) орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее 5 рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости.
Учитывая, что договор аренды лесного участка является двусторонней сделкой с недвижимым имуществом, одной из сторон которого выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, на него распространяются положения пункта 2 статьи 19 Закона о ГРН.
Необходимость применения данных положений конкретно в области распоряжения лесными участками также подтверждается судебной практикой, согласно которой бремя государственной регистрации лежит на органе государственной власти (органах местного самоуправления) (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 ноября 2018 г. N Ф01-5283/2018 по делу N А29-3809/2018, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2018 г. N Ф09-8226/18 по делу N А50-10049/2018, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2018 г. N 02АП-8883/2018 по делу N А29-9914/2018, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2018 г. N 02АП-8883/2018 по делу N А29-9914/2018, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 1 августа 2018 г. N 07АП-6139/2018 по делу N А27-3488/2018).
При этом следует указать на невозможность применения в настоящих отношениях положений статьи 51 Закона о ГРН, предоставляющей право любой из сторон обратиться в уполномоченные органы с заявлением о государственной регистрации по причине наличия в отношениях аренды лесных участков субъектного состава, в которых одной из сторон выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, что обязывает применять пункт 2 статьи 19 Закона о ГРН.
Другими словами, арендатор (инвестор) не проводит государственную регистрацию договора аренды лесного участка, и в его отношении не может быть применима норма, предусмотренная абзацем четвертым подпункта "д" пункта 19 Постановления N 190.
Таким образом, указанная норма подлежит исключению.
2. Проект акта содержит ряд терминов, таких как необходимый ежегодный объем заготовки древесины, допустимый ежегодный объем заготовки древесины, объем годовой потребности в древесном сырье, схожих с терминами, содержащимися в действующих нормативных правовых актах, но имеющих отличия.
Среди схожих терминов в действующих нормативных правовых актах применяются следующие: ежегодный объем заготовки древесины, ежегодный допустимый объем изъятия древесины, ежегодные допустимые объемы, ежегодная расчетная лесосека, проектируемый ежегодный объем заготовки древесины, проектируемый ежегодный объем заготовки недревесных лесных ресурсов, максимальный объем заготовки древесины, дополнительная потребность в древесине.
Также необходимо отметить, что относительно определения термина глубокой переработки древесины такой вопрос имеет существенное значение, поскольку термин активно используется в различных актах, в том числе в поручениях Президента Российской Федерации.
В этой связи считаем целесообразным разработчику проработать вопрос понятийного аппарата проекта акта, например, предусмотреть расшифровку указанных выше понятий применительно к проекту акта во избежание терминологической неопределенности.
3. По смыслу проекта акта заинтересованные органы в период реализации инвестиционного проекта вправе принять решение о внесении изменений в перечень лесных участков, выделенных для реализации инвестиционного проекта (проектируемая редакция пункта 31 Постановления N 190).
По оценке разработчика, инициатива выделения дополнительных участков исходит от инвестора. Предлагаемые изменения направлены на расширение полномочий заинтересованного органа, однако процедура согласования выделения таких участков с инвестором не предусмотрена. Таким образом, Постановление N 190 в редакции проекта акта не гарантирует учета мнения инвестора непосредственно при выборе дополнительного лесного участка, который может быть выделен.
Указанные изменения, решение о которых принимается без учета позиции инвестора, потенциально могут оказаться экономически неэффективными для инвестора, например, в случае существенной географической удаленности от его производственных объектов. Впоследствии такое решение может привести к увеличению затрат на транспортировку древесины с лесного участка, к иным дополнительным издержкам, и в итоге решение может отразиться на сроке окупаемости инвестиционного проекта.
В связи с изложенным выше предлагается дополнить указанный порядок процедурой согласования изменений с инвестором.
4. Требование проекта акта о предоставлении инвестором информации о фактически выполненных мероприятиях (проектируемая редакция подпункта "б" пункта 34 Постановления N 190) полагаем неконкретным, способствующим безосновательному расширению дискреционных полномочий.
Вместе с тем представление в заинтересованный орган документов, не соответствующих требованиям пункта 34 Постановления N 190, является основанием для исключения приоритетного проекта из перечня инвестиционных проектов с досрочным расторжением договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя.
Учитывая отсутствие четких критериев для определения соответствия представленных документов требованиям Постановления N 190, полагаем целесообразным дополнить текст проекта акта или текст иного нормативного правового акта перечнем информации о фактически выполненных мероприятиях, которую необходимо предоставлять инвесторам в заинтересованный орган.
5. Проектом акта предлагается изменить один из критериев оценки инвестиционных проектов - "долю глубокой переработки древесины в допустимом ежегодном объеме заготовки древесины на лесных участках, выделяемых для реализации инвестиционного проекта на создаваемых (модернизируемых) в рамках реализации инвестиционного проекта производственных мощностях" (пункт 10 проектируемой редакции Постановления N 190). Изменение предусматривает замену "доли глубокой переработки древесины" на "долю переработки древесины".
В соответствии с пунктом 12 Постановления N 190 заинтересованный орган для целей отбора инвестиционных проектов руководствуется следующим:
1) рациональным использованием заготавливаемой древесины;
2) повышением глубины ее переработки.
Замена "доли глубокой переработки древесины" на "долю переработки древесины" в качестве критерия оценки инвестиционных проектов формально позволяет не учитывать глубину переработки древесины при наличии прямо предусмотренной пунктом 12 Постановления N 190 задачи ее повышения.
В связи с изложенным выше разработчику необходимо привести в соответствие пункты 10 и 12 проектируемой редакции Постановления N 190. То есть либо исключить из задач регулирования "повышение глубины переработки древесины", либо внести в данный или иной нормативный правовой акт нормы, позволяющие обеспечить реализацию данной цели, например, позволяющие учитывать глубину переработки древесины при оценке инвестиционных проектов, устанавливающие критерии определения глубины переработки древесины, градацию степени глубины переработки древесины (при необходимости).
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы;
- в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.